Научное познание, его уровни и методы. Критерии научности.

Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.
Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта.
Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий.
Наука — это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться, но и общество на высокой ступени развития немыслимо без науки. Потребности материального производства влияют на развитие науки и на направления ее исследований, в свою очередь, наука влияет на общественное развитие.
Основными элементами структуры науки являются:
1) фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта;
2) результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях, категориях, классификациях;
3) проблемы и гипотезы, основанные на накопленных фактах;
4) законы, принципы, методы и теории, вырастающие из гипотез;
5) социокультурные основания и философские установки, выраженные в интегральных, обобщённых картинах реальности, парадигмах и стилях мышления;
6) идеалы и нормы научного познания, объединяемые в определённые типы рациональности.
Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического исследования.
Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.
В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.
Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой абстракцию. В реальной действительности эти два слоя знания всегда взаимодействуют.
На эмпирическом уровне можно выделить два подуровня: наблюдения и эмпирические факты.
Данные наблюдения содержат первичную информацию, которая получается непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация представлена в форме непосредственных чувственных данных субъекта наблюдения, которые затем фиксируются в форме протоколов наблюдения.
В протоколах наблюдения всегда содержатся указания на субъекта-наблюдателя и на используемые приборы. Данные наблюдения еще не являются достоверным знанием (погрешности приборов, ошибки наблюдателя), и на них не может опираться теория. Базисом теории являются не данные наблюдения, а эмпирические факты. Факты - это всегда достоверная, объективная информация.
При переходе от наблюдения к эмпирическому факту:
• рациональная обработка данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания;
• для установления факта необходимо истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания.
Организация теоретического уровня знаний:
1) Частные теоретические модели (объясняют явления) и законы (формулируется относительно модели), относящиеся к достаточно ограниченной области явлений (закон движения тел по наклонной плоскости до построения ньютоновской механики).
Модель включает идеализированные объекты и связи между ними.
2) Развитая теория. Строится некоторая обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.
Частные теории и обобщающие развитые теории - взаимодействуют как между собой, так и с эмпирическим уровнем знания.
Т.о. теория принимает участие в формировании фактов; факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам,либо заставляет по-новому интерпретировать известные факты.





Наши рекомендации