Марксизм как учение. Понятие общественно-экономической формации. Маркс «Тезисы о Фейербахе».
Учение Марксизм- назван по имени автора главного теоретического труда, в кот. выражена и обоснована сущность этого учения,- «Капитала» Маркса. Формирование фил-и марксизма происходило с конца 30-х до конца 40-х годов XIX века. Марксизм, ставит перед собой задачи исследования действит-ти, обнаружения ее з-ов, понимание и объяснение жизни общ-ва. К. Маркс и Ф. Энгельс создают свою фил-ю кот. наз-ют «новой фил-ей», «новым материализмом». Маркс, и Энгельс никогда не рассматривали свою фил-ю как диалектический и исторический материализм, а говорили о «теории исторического процесса» в рамках своей фил-ии — диалектич-го материализма. Фил-я диалектич-го материализма не смогла бы появиться без такого открытия К. Маркса, как материалистич-е понимание истории (т.е. исторического материализма) как социально-философской концепции, достраивающей материализм «доверху» и позволяющей кач-но с новых позиций рассматривать чел-ка и всю его жизнедеятельность. Концепция материалистического понимания истории. Марксом и Энгельсом была определена «новая фил-я», кот. общественные явл-я исследует с позиций материализма и диалектики. Роль народных масс в истории была понята Марксом и Энгельсом после того как они, 1.поставили вопрос о главной движущей силе истории, кот., по их мнению, находится не в идеях, а в деятельности народных масс, и, 2после того как они стали к народным массам подходить конкретно-исторически: выяснять их соц-но-классовый состав. Им же принадлежит открытие, что определяющими в обществ-ой жизни явл-я не политич-ие отнош-я, а отнош-я, хар-мые ими как «гражданская жизнь». Исторические судьбы капитализма. В марксистской концепции материалистич-го понимания истории роль разделения труда устанавл-ся в кач-ве конструктивной основы историч-го процесса. С помощью категории «разделение труда» объясняется природа таких социальных образований, как собственность, классы, гос-во, отчуждение, революция, - По сравнению с капитализмом все предшествующие ему формы обществ-го произв-ва архаичны, нецивилизованны, ибо они основаны на непосредственном, внеэкономическом принуждении работника (раба, крепостного крестьянина). Буржуазный пособ произв-ва «хитрее»: рабочий как бы продает капиталисту свою рабочую силу. Как и все в мире, капитализм противоречив. Эти противоречия явл-ся и источником его развития, но они же предвещают и, рано или поздно, приведут к гибели капиталистич-кую формацию, когда буржуазные отнош-я из формы развития станут его тормозом и оковами. Но прежде чем это произойдет капитализм д/б выполнить величайшую цивилизующую роль во всей человеч-кой истории. 1, - гигантское развитие производительных сил, создание промышл-ти, индустрии, -К заслугам капитализма относится и рождение науки, без кот. была бы немыслима современная жизнь челов-ва. Наука становится непосредственной производит-ой силой общ-ва, что позволяет существенно сократить рабочее время, необходимое для произв-ва материальных благ. Общ-во всесторонне развитых людей — это уже не капиталистич-ое, а коммунистич-ое общ-во. К нему, полагает Маркс, есть лишь один путь: пролетарская, соц-ская революция. Пролетарии, рабочий класс — порождение капитализма. Пролетарии всех стран д/объединиться в борьбе против капиталистич-ой эксплуатации. Социалистич-ая революция пролетариата свергнет власть капиталистов, уничтожит частную собственность на ср-ва произв-ва, обобществит производит-ные силы, ликвидирует стихию рынка. Тем самым будут уничтожены классы и социальное неравенство м/д людьми. Маркс-идеолог был прав в своем негодовании по адресу эксплуататоров и в своем сочувствии эксплуатируемым, в своих призывах к последним объединиться для борьбы с общим классовым врагом за свое освобождение от подневольного труда. Прав он был и как теоретик, показав, что коммунизм «произрастает» из капитализма, путем революционного перехода его в свою противоположность. Маркс и Энгельс отметили различные подходы к пониманию практики: практика — предметная деятельность; практика —деят-сть людей, направленная на преобразование природы и общ-ва; практика - общественно-историч-кая деят-ть людей. Маркс, показывая, что вся общественная жизнь явл-ся по существу практической, рассматривает все явл-я и процессы, с кот. взаимодействует соц-ный субъект, как рез-тат настоящей или предшествующей человеч-кой деят-ти, в сложном взаимод-вии ее практич-их и теоретич-ких. Материалистич-ая диалектика. К. Маркс и Ф. Энгельс в своих работах неоднократно подчеркивали приверженность диалектике. Маркс делает вывод, что идеалистическая диалектика не позволяет раскрыть сущность явл-ний, без диалектического метода сущность не раскрывается, но этот метод д/б методом материалистич-кой диалектики. Важно обращение к действительным явл-ям, предметам, источникам действительного знания. Марксистская фил-я рассматривает связь диалектики — объективной и субъективной — как диалектики природы. общ-ва и познания, как отражение объективной диалектики человеческим сознанием. Маркс-кая фило-я исследует категории и з-ны диалектики, основные диалектические принципы — развития и др. В марксистской фил-и диалектика процесса познания исходит прежде всего из развития общественно-исторической практики, кот. выступает основой познания, целью познания и критерием истины. Таким образом, К. Маркс и Ф. Энгельс создали материалистич-ю диалектику как науку о наиболее общих з-нах развития мира и человеч-го сознания.