Философия эпохи Возрождения. Борьба идей в эпоху Возрождения.
Эпоха Возр-ния (XIV-XVI вв.) – п-од ранней стадии кризиса феодализма, вызванного бурным ростом городов, развитием промышл-ности, и зарождения буржуазных отношений. Основные особенности и периодизация возрожденческой фил-и. 1. Для эпохи Возрождения прежде всего хар-рна ориентация на чел-ка – АНТРОПОЦЕНТРИЗМ. Центральная фигура ее - не Бог, а чел-к. Бог - начало всех вещей, а чел-к - центр всего мира. Общ-во - не продукт божьей воли, а рез-тат деятельности людей. Чел-к ничем не ограничен в своих замыслах и деят-ти. Он может все. Для него характерен новый уровень самосознания: гордость и самоутверждение, вера в собственные силы и талант, жизнерадостность и свободомыслие. Поэтому именно Возрождение подарило миру ряд выдающихся индивидуальностей. Они обладали ярким темпераментом, всесторонней образованностью, несгибаемой волей, целеустремленностью и колоссальной энергией.2. Другая хар-рная черта мировоззрения людей эпохи Возр-ния - ее ярко выраженный ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ хар-р. Чел-к предстает перед нами как свободное сущ-во, творец самого себя и окруж-го мира. Мыслители этой эпохи, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцом мира и чел-ка. Согласно их взглядам, Бог, сотворив мир и чел-ка, дал людям свободу. Теперь они д/б сами определять свою судьбу. 3. Важным эле-том возрожденческого мировоззрения явл-ся также КУЛЬТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТ-ТИ. У древних греков физич-й труд и даже искусство ценились невысоко. В эпоху Возрождения материально-чувственная деят-сть, в том числе и творческая, приобрела своего рода сакральный характер. В ходе ее чел-к не просто удовлетворял свои земные нужды, он создавал новый мир, творил самое высокое, что есть в мире - самого себя. 5. Еще одна очень важная особенность возрожденческой фил-и – ПАНТЕИЗМ. В эпоху Возрождения фил-я вновь, как и в античности, изучала природу. Объяснялось это развитием производства и науки. Интерес чел-ка к земным проблемам расширял его кругозор, укреплял власть над природой. Фил-я в эпоху Возрождения воспринималась, след-но, прежде всего как фил-я природы. Христ-ский Бог потерял свою надприродность. Он как бы слился с природой, а последняя тем самым обожествлялась. В фил-и эпохи Возрождения чисто условно можно выделить 3п-да: 1,Гуманистический или антропоцентрический (сер. XIV – сер. XV вв.). Он хар-лся тем, что чел-к, его мир, духовные ценности были противопоставлены средневековому теоцентризму, когда во главе угла было понятие Бога и его сущности. 2,Неоплатонический (сер. XV – до 1-й трети 16 вв.). Этот п-од связан с формированием возрожденческих онтологических и гносеологических представлений. 3,Натурфилософский (2-я пол. 16I – нач. 17 вв.). Спецификой этого п-да было создание целостной картины бытия. Такова вкратце общая хар-ка основных особенностей и п-ов развития возрожденческой фил-и. Теперь рассмотрим собственно философские учения. Фил-я эпохи возрождения. 1 Философией эпохи Возрождения наз-тся совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в 16 - 17 вв., кот. объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к чел-ку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Предпосылками возникновения фил-и и культуры эпохи Возрож. дения были: совершенствование орудий труда и производственных отношении;кризис феодализма;развитие ремесла и торговли;усиление городов, превращение их в торгрво-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;появление первых парламентов;научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, микроскопа, телескопа, книгопечатания).2. Основными направлениями фил-и эпохи Возрождения явл-сь: гуманистическое (14-15 вв. представители: Д.Алигьери.) - в центр внимания ставило чел-ка, воспевало его достоинство и могущество, неоплатоническое (сер.15-16 вв), представители кот. – Н.Кузанский, и др. -развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и чел-ка с точки зрения идеализма; натурфилософское (16-нач. 17вв), к кот. принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; реформационное (16-17 вв), - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение м/д верующими и Церковью;политическое (15-16вв. Н.Макиавелли) - изучало проблемы управления гос-вом, поведение правителей; утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., - искало идеально-фантастич-ие; формы построения общ-ва и гос-ва, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем ур-нии, тотальном регулировании со стороны гос-ной власти.3. К характерным чертам фил-и эпохи Возрождения относятся:антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к чел-ку,; оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии. Бога, а организации, сделавшей себя посредником м/д Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви фил-и - схоластики);перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию.