Метафизическая проблематика в книгах «Ветхого Завета» («Книга Иова», «Книга Екклесиаста», «Книга Даниила»).
Филосовский анализ книг(…)
Философия как метафизика. Метафизическая проблематика в книгах
"Ветхого Завета" ("Книга Иова", "Книга Екклесиаста", "Книга Даниила").
философия и метафизика (историкофилософский подход)
Одна из существенных характеристик философии в том, что она выводит человека за пределы обыденной жизни, приобщает его к высшим идеалам и ценностям. Это осознавали уже древние греки. Так, Аристотель, разделив науки на практические и теоретические среди последних выделял “первую философию” или “теологию” в отличии от второй философии как физики. “Первая философия - это наука о реальности-по-ту-сторону-физической”. Так появилось понятие “метафизика” (дословно после физики) для обозначения “выхода человеческой мысли за пределы эмпирического мира и приобщения ее к метаэмпирической действительности. Четыре цели видел в метафизике Аристотель:
1) исследование первых причин, или высших начал сущего;
2) познание “бытия, поскольку оно бытие”;
3) познание субстанции;
4) познание о Боге как сверхчувственной субстанции.
Метафизика по Аристотелю, наиболее возвышенная из наук,это философия, мир которой не связан с материальными нуждами, т.е. философия дающая знание ради знания.
В дальнейшем понятие метафизики изменяется. У Аквината это понятие приобрело более узкий смысл, метафизика - одна из частей философии, которая хотя и толкует о божественном, но не может рассматриваться в кач-ве высшего знания о последнем. На первом месте в познании Бога находится вера, а не разум. Поэтому метафизика “подлежит изучению в последнюю очередь”.
Следующий смысл метафизики мы находим у Декарта. Метафизика есть учение о началах человеческого познания, основополагающим среди которых является принцип сомнения во всем основном, кроме души и сознания.
Кризис метафизики наступил с прогрессом научного знания, с появлением целого ряда наук, когда философия перестает быть ”наукой наук” и “раздает” пределы другим наукам. Нет больше метафизики - философия сама себя разрушила. В определенной степени этому способствовала позиция И. Канта, превратившего, по существу, философию в Теорию познания и считающего невозможным построения метафизики как учения о Боге, мире и душе, т.к. это есть предмет теологии. естествознания и психологии. “Философия не есть более “метафизика вещей”, это “метафизика знания”, - заканчивает свои рассуждения о новой форме метафизики один последователей Канта. Возрождение классического (платоновского) смысла метафизики, разумеется с существенной модификацией, принадлежит Гегелю. Его метафизика - это учение о субстанции как реальности и действительности, каковыми являются Субъект, Мысль, Идея, Дух. Но субстанцию Гегель понимает не как застывшую сущность, а как деятельность, процесс, самодвижение. Дух - это единство-множество-срздающее-себя. Дух есть процесс, создающий нечто определенное, а значит и отрицательное по формуле «тезис-антитезис-синтез. Центральными идеями в метафизике русских мыслителей стали идеи о церкви как теле Христа, Богочеловечестве, Троице, Софии. В ней можяо найти также метафизическое (онтологическое), физическое и моральное понимание добра и зла. Видное место занимает проблем» теодицеи и преодоления объективации как условия движения по пути богочеловечества.
В современной философии понятие метафизики очень часто употребляется как равнозначное с понятием философии. Например, по рассуждениям М. Хайдеггера “философия есть философствование”. Н. Бердяев тоже нередко применял понятие метафизики вместо понятия философии. Философия, считал он, чужда большей части людей, и вместе с тем каждый человек, не осознавая этого, в каком-то смысле философ, каждый, хотя бы он этого не осознавал, решает вопросы “метафизического” порядка. Если метафизика возможна, то она должна стать знанием о жизни, о конкретной реальности, о человеке, о его судьбе. Она должна питаться живым опытом. Философы должны участвовать в творческом процессе жизни, в ее драматической борьбе.
Наконец, существует трактовка метафизики как противоположности диалектики. Особое развитие получила в марксисткой философии.Диалектика противоположна той форме метафизики, которая ассоциируется с некоторыми направления ми философской мысли, построенными на абсолютизации тех или иных идей и принципов науки и философии.
На негативном отношении к метафизике при различии аргументации строили свою философию киники, киренаики, стоики и скептики. Да и Аристотель не сводил свою философию к метафизике, считая одинаково реальными умопостигаемый и физический (эмпирический) мир (мир индивидуальностей). В Новое время атаку на метафизику предпринял Дж. Беркли с его знаменитым принципом: «существовать значит быть воспринимаемым». Не принял органически метафизику и позитивизм во всех своих формах. В заключение следует подчеркнуть, что негативное или даже нейтральное отношение к метафизике вполне обосновано. Уход в метафизику есть уход от решения множества реальных и конкретных проблем, связанных прежде всего с человеческим существованием. Многие философы это прекрасно показали. С другой стороны, перечеркивание метафизики, отбрасывание её не оправдано. Философия без метафизики была бы значительно беднее, она, пожалуй, потеряла бы одно из определяющих своих качеств - приобщение человека к иному миру, миру, существующему по принципам Добра, Совершенства, Красоты и Любви.