Религиозное мировоззрение. Религия как форма общественного сознания. Роль слова-символа в религии.

На более поздней стадии развития человечества, наряду с мифологией, сущ-вовал еще один, исторический третий тип мировоззрения – РЕЛИГИЯ.

С содержательной стороны религия составляла с мифологией единое целое. Нельзя было утверждать, что одни сказания, предания «религиозны», а другие – «мифологичны». Однако религия отличалась от мифологии. Религия социально организована, мифологические представления более индивидуализированы. Ее специфика обусловливалась также КУЛЬТОВОЙ СИСТЕМОЙ, кот. включала в себя обрядовые действия. Целью этих действий было установление определенных отношений со сверхъестественным. Посему всякий миф становился религиозным в той мере, в какой он включался в культовую систему, выступал в кач-ве ее содержательной стороны.

Так, многие мифы, включившись в культовую систему, приобрели характер ВЕРОУЧЕНИЯ. Вероучение должно было избавить чел-ка от земных, преходящих аспектов бытия, возвысить, приобщить его к чему-то абсолютному, вечному. Не случайно религиозные нормы, ценности и идеалы людьми верующими воспринимаются как неизменные, независящие от повседневности. Религия, таким образом, придавала устойчивость человеческому бытию, помогала людям преодолевать житейские трудности.

Развитие человеческого общества, совершенствование познавательного аппарата востребовали новый способ решения мировоззренческих проблем. Он основан уже не на образах и символах, а на разуме. Это высший уровень и вид миропонимания – теоретический, а, следовательно, и новый, четвертый исторический тип осмысления действительности – ФИЛ-Я.

В отличие от религиозного мировоззрения, фил-я отдала приоритет не превосходящим чело-века силам природы и существам, а интеллектуальным аспектам мировоззрения. На ранней стадии развития она выступила как поиск мирской мудрости. Поэтому термин «фил-я» в переводе с греческого языка означает ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ (филео – люблю, софия – мудрость). Слово «философ» впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор (2-я пол. VI в. – V в. до н.э.), а истолковал и закрепил в европейской культуре – Платон (427 – 347 гг. до н.э.).

Первоначально понятие «фил-я», по сути дела, означало совокупность теоретических знаний, приобретенных человечеством. С накапливанием эмпирического материала, совершенствованием методов научного исследования формы теоретического освоения действительности дифференцировались, появились самостоятельные отрасли научного знания – математика, физика, биология, химия и др. Фил-я уже не воспринималась как единственный источник теоретического знания. В новых условиях она приобрела своеобразную форму теоретического осмысления мира и чел-ка.

В чем же конкретно выражается это своеобразие фил-и?

УНИВЕРСАЛИЗМ – первый характерный признак философского способа освоения действительности. На протяжении всей истории культуры фил-я претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло свое отражение в

таких образных определениях фил-и, как «мать наук», «наука наук», «царица наук».

Второй важной особенностью философского способа освоения действительности явл-ся СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ (от лат. субстанция, т.е. сущность, лежащая в основе). Субстанция – это предельное основание, кот. позволяет сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявл-ся в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а ч/з единое устойчивое начало.

Третьей характерной чертой фил-и явл-ся СОМНЕНИЕ как особая установка, особый стиль мышления. Именно с сомнения и началась фил-я. Великие мыслители древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и другие задались вопросом: что такое бытие? Для жизненно-практического миропонимания такая проблема просто не существует. Оно воспринимает бытие как должное: «Живу себе, и все живет, существует и никаких проблем». Начать же размышлять над тем, что в повседневной жизни кажется само собой разумеющимся, - значит усомниться в достаточности «житейского подхода» к явлениям реальной действительности.

Философы своим сомнением проверяют прочность человеческих установлений: отжили они свой век или выдержали проверку временем? Фил-я, таким образом, с первых дней своего сущ-вования

имеет духовно-практическую направленность. Однако в разные эпохи она руководствовалась разными миро-воззренческими принципами. Отметим следующие из них:

1. КОСМОЦЕНТРИЗМ – отличительная черта наиболее древней (досократовской) фил-и. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы эллинские мудрецы (VII – VI вв. до н.э.) стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничными и разумными должны быть и их общественный мир, и их нравственность.

2. Для фил-и и культуры средних веков (как в Европе, так и на Востоке) характерен ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. теос – Бог). Это отвечало тому исключительному значению, кот. в ту эпоху имела религия. Все иные формы сознания были подчинены ей, как вассалы в феодально-сословном обществе были подчинены своему господину.

3. Иное мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.). Чел-к ощутил и осознал себя центром вселенной. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (гуманизм) означал реабилитацию не только духа, но и тела чел-ка.

Итак, что же такое фил-я? Фил-я – это специфическая, глубоко личностная и уникальная форма постижения мира, кот. пытается ответить на коренные вопросы человеческого сущ-вования, раскрыть общие принципы жизни универсума.

Наши рекомендации