Позитивистская традиция в зап. ф-и: класс. позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
Позитивизм оформляется в 30-е гг. XIX в. Возник вопрос о взаимоотношения ф-и и науки. Подлинное знание могут дать лишь отдельные специальные науки. Критика ф-и.
1-ая истор. форма позитивизма 30-40-е гг. XIX в.: оформление социологии как самостоятельной науки. Ф-я не имеет собственного предмета исследования, ее роль заключ в раскрытии связи между науками (систематизация). О. Конт, разработал позитивную концепцию знания, характеризуя последнее как точное, реальное, достоверное, полезное и положительное. Человеческий дух, по Конту, проходит в своем развитии три основные стадии: 1) теологическую (фиктивную) (до 1300 г.) – все явления рассматривались как результат действия сверхъестественных сил; 2) метафизическую или философскую (абстрактную) (1300-1800) – период господства философских абстрактных доктрин; 3) позитивную (научную) (с 1800 г.) – базируется на законах, представляющих собой наблюдаемые связи + научное познание.Конц социологического эволюционизма Г. Спенсера: проводит аналогию между об-вом и биоорганизмом: развитие, усложнение стр-ры, сходство функций; различие между об-вом и организмом заключается в том, что части (индивиды) общества более свободны и независимы от целого, чем части биоорганизма; закон выживания сильнейших и лучших обществ.
2-ая истор. форма позитивизма (Мах,Авенариус) к. XIX – нач. XX в. Эмпириокритицизм (махизм)(от греч. – критика опыта), идеи которого легли в основание неклассического образа науки. Происходит резкое размежевание науки и ф-и; критика чистого опыта (акцент на окружающей среде+ адаптация); Задача ф-и – создание теории научного знания. Один тип устойчивости – связь, отношение. Резкое размежевание науки и ф-и.
3-я форма позитивизма – неопозитивизм, аналитическая ф-я (Карнап,Рассел,Витгенштейн).В 20-х гг. XX ст. исследовательский интерес позитивистски ориентированной философии смещается в сторону анализа логических и языковых аспектов изучения научного знания, что уже дает возможность говорить о новом этапе становления позитивизма, или неопозитивизме. Тезис о главенствующем характере положений логики и математики. Лингвистический поворот в ф-и (проблема значения языковых выражений). Гл. идеей неопозитивизма, или логического позитивизма, выступает необходимость освобождения ф-и от решения метафизических псевдо-проблем, т.к. это псевдопроблемы они не ложны, а бессмысленны и ее кардинальная переориентация на исследование аспектов функционирования языка науки как преимущественного условия строгости и объективности последней. По мнению раннего Л. Витгенштейна, научный язык должен строиться на основе «протокольных предложений», т.е. суждений, непосредственно описывающих данные эмпирического наблюдения или опыта, что делает возможной процедуру их верификации (от лат. – удостоверение) как обоснования через опыт. Так же метафизические проблемы-псевдопроблемы, они не ложны, а бессмысленны; философия не наука, а род деятельности, сводящийся к анализу естественных и исскуственных языков.
4-ая истор форма позитивизма – постпозитивизм (Поппер, Кун, Лакатос).В 60–70-х гг. XX в. *Отказ от жесткого разделения ф-и и науки. Факт науки теоретически нагружен и наука включает в себя не только факты и эмпирические обобщения, но и идеалы, нормы научного знания. И. Лакатос разработал альтернативную теорию развития научного знания за счет концепции конкурирующих научно-исследовательских программ. Каждая развитая научная теория, по Лакатосу, представляет собой некоторую программу, состоящую из жесткого ядра – концептуальных положений, играющих роль ее оснований и фундаментальных принципов, – и слоя вспомогательных гипотез, объясняющих некоторую сов-ть фактов и прогнозирующих появление новых. Кроме того, в постпозитивизме осуществляется критика и самого понятия научного факта, как, напр., в конц. К. Поппера, кот. высказ. мнение о невозм-ти верификации суждений науки в силу того, что любой подтверждающий теорию факт сам интерпретируется в рамках некоторой научной теории, поэтому в подобном доказательстве обнаруживается замкнутый круг. С другой стороны, демаркация науки, т.е. ее отграничение от религии, ф-и и т.д. возможно исходя из принципа фальсификации-любая научная теория изначально конструируется как частично гипотетическое знание, поэтому она всегда может быть опровергнута новыми данными, в то время как религиозные или фил-кие учения исходят из абсолютных начал и непосредственному опровержению не подлежат.Развивая и абсолютизируя точку зрения на факт как на объект интерпретации, амер фил-ф П. Фейерабенд (1924–1994) высказал гипотезу о несоизмеримости научных теорий, что делает невозможным оценить перспективы развития того или др. знания, поэтому осн критерием роста науки объявляется принцип познавательного анархизма – прогресс в ней достиг за счет пролиферации, умножения разл. теорий, взаимно дополняющих друг друга.