Осн. достижения нем. классической философии (Кант, Гегель, Фейербах)

Немецкая классическая философия (сер 17 –сер 19 века). Представители: И.Кант, И.Фихт, Ф. Шеллинг, Г.Гегель , Л. Фейербах

Достижения немецкой классической философии:(переосмыслено само понимание ф-и. Ф-я впервые поним как строгая наука, т.е. как системное знание, обладающее особой стр-рой и понятийным аппаратом ;осуществлен поворот к истории как фил. проблеме, поставлен вопрос о смысле человеческой истории, ее закономерности; создание второй формы диалектики (идеалистическая диалектика) в истории философии (после античной)

Иммануил Кант: (Докритический период: вопросы ф-и природы и космологии (происхождение и развитие солн. системы, история Земли);критический период: крит исследование познавательных спос-тей чел-ка и тех границ, до которых простирается само знание).

Мир «вещей-в-себе»-это нерасчлененная внешн. реальность, сущест. до познания и независимая от него. «Вещь-в-себе» лишь возбуждает наши познавательные спос-ти, сообщает им импульс к действию. Рез-тат этого действия – образ внешн. мира. Образ мира конструируется в процессе познания и опред., прежде всего, организационными, доопытными (априорными) формами наших познавательных спос-тей.

В числе осн. познавательных спос-тей Кант называет след:1. Чувственность, или сп-ть восприятия и представления: на данном этапе хаос ощущений упорядочивается с помощью априорных форм чувственности – пространства и времени. 2. Рассудок, обладающий априорной сп-тью продуцировать понятия и категории, а также формир. на их основе суждения: благодаря этому чувственный опыт оказывается уложенным в понятийную «сетку». Осуществляемый синтез чувственного и рационального возможен благодаря «продуктивному воображению», которым наделен рассудок. 3. Разум, или спос-ть умозаключения, функция кот закл. в формир. предельных целей познания в виде безусловных идей-идеи души, природы и Бога. В идее души человеч. разум стремится охватить всю сферу внутрен. опыта, в идее природы – всю сферу внешнего, в идее Бога-дать обоснование всякому опыту вообще. Безусловные идеи не выводимы из опыта и поэтому не познаваемы разумом, чув-ва не могут дать им адекватного предмета. Формируя безусловные идеи, человеч. разум пытается вывести знание о том, что не явл чувственно данным, т. е. выйти за пределы опыта, и оказывается антиномичным по своей природе (сталкивается с неразрешимыми логическими противоречиями). Кант выявляет 4 антиномии – 4 группы противоречащих друг другу суждений, одинаково логически доказуемых:1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве / Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве. 2. Все сложные вещи сост из простых частей, и, вообще, существует только простое или то, что сложено из простого / Ни одна сложная вещь не состоит из простых частей и, вообще, в мире нет ничего простого. 3. Для объяснения явлений необходимо допустить существование свободной причинности, т. е. причинность по законам природы не является единственной / Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы. 4. В кач-ве своей причины мир имеет безусловно необходимую сущность / Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности – ни в мире, ни вне его – как его причины.

Познающее сознание, таким образом, уподобляется Кантом некоей машине, которая, обрабатывая чувственный материал, придает ему форму представлений и суждений. Его деятельность оказывается ограниченной сферой опыта.

И хотя в области разума никаких доказательств бытия Бога Кант не обнаружил, он не отрицает ни существования Бога, ни бессмертия души, ни возможности свободы. В его представлении человек может и должен верить в то, что непостижимо разумом, – в бытие Бога, существование свободы, безотносительность добра. Таким образом, Кант отделил вопросы теоретического разума («Что я могу знать?») от вопроса, которым задается практический разум: «Что я должен делать?».

Необходимой предпосылкой морали, определяющей сферу должного, является, по Канту, свобода человека. Все моральные законы (императивы) Кант подразделил на два класса: гипотетические – диктуют по­ступки, которые оцениваются с точки зрения их возможных последствий, икатегорические – побуждающие к самоценным поступкам, которые хороши без учета последствий, безотносительно к какой-либо иной цели.

Исходные пункты философии Гегеля:

Принцип тождества, бытия и мышления, реальность как таковая есть бесконечный мировой дух (абсолютная идея),мировое развитие – это процесс саморазвития и самопознания абсолютной идеи (диалектика),мировой дух (абсолютная идея) – это деятельное начало , давшее импульс к возникновению и развитию мира, панлогизм(все есть мысль) «все действительне – разумно, и все разумное - действительно».

Движение как самопознание Мирового духа: Процесс саморазвития и самопознания. Абсолютной идеи подчинен законам логики и включает в себя три этапа:

1. Логический, связанный с пребыванием идеи в стихии чистого мышления (категории);2.Природной, связанны с овеществлением идеи, т.е. ее развитием в форме «инобытия»;3. Человеческий дух, где идея реализуется в человеческом мышлении и истории, приходя к завершению своего саморазвития в форме религии, искусства и фыилософии.

Диалектика Гегеля: диалектика – теория развития (поступательное развитие, переход от колич изменений к качествен.);источник развития – противоречие, составляющее принцип всякого движения; действит-ть у Гегеля представлена как цель диалектических переходов. Диалектическая триада Гегеля:По Гегелю любое понятие и явл. проходит трехстадийный цикл развития: Тезис (утверждение, или исходное состояние объекта);

1. Антитезис (отрицание этого утверждения, или качественно иное состояние объекта по отношению к исходному);Синтез (снятие противоположностей).

Проблема истории: человеческая история определяется логикой развертывания абсолютной идеи; в истории человек преследует не собственные, а чужие цели, выступая как ср-во, котор. Мировой разум использует для прояснения собственного содержания; прогресс истолковывается Гегелем как восходящее движение истории к некой разумной цели.

Ф-я Фейербаха:Человек рассматр. в кач-ве единственного, универсального и высшего предмета ф-и; ценность человеческого сущ-ва сост в нем самом, целью и сущностью человеческой жизни признается любовь, котор. явл. решающей силой обще-го прогресса;критический анализ религии: Бог рассматр. как отчуждение от человека и превращение в абсолют человеческая сущность.

Наши рекомендации