Экологическая натурфилософия 20 века.
38. Теория познания. Основные парадигмы теории познания.Философская теория познания или гносеология (от гр. познание) – особый раздел философии, который занимается проблемой возможности, способов и путей познания мира. Она стремится выявить общие и необходимые свойства и закономерности любого познавательного процесса. Познание – процесс приобретения человеком знаний о реальном мире и о себе самом как его частичке. 1Вопрос о познаваемости мира. Гносеологический оптимизм считает, что границ познания не существует. Гносеологический пессимизм всегда ограничивает познавательные возможности человека. Агностицизм (с гр. непознаваемый)- концепция, которая отрицает познаваемость всего того, что не может быть представлено в непосредственном опыте человека. Теоретические основы были заложены Кантом. Скептицизм (от гр. рассматривающий) – течение, сторонники которого сомневаются в возможности достоверного познания мира. 2Вопрос о взаимодействии человека и познаваемого мира (субъектом и объектом). С 17-18в. 2 модели познания. Объектно-натуралистическая х-на для традиционного материализма, гл. роль объект познания. Человек взаимодействует с объектом по законам природы. Субъектно-рефлексивная модель была развита в немецкой классической философии и ставила на первое место творческую активность человека. Активность понималась как мысленные операции с познаваемым предметом, размышление (рефлексия) над ним. С 19в. деятельностная модель познавательного процесса – активная деятельность человека направлена на объект познания с целью раскрытия его основных свойств и связей. 3Проблема истины (достоверное знание).
39. Философия науки. От неопозитивизма к постпозитивизму.Неопозитивизм (30-е гг. 20 в.), «Венский кружок» (Шлик, Нейрат). Принцип верифицируемости отличает научное знание от ненаучного. Анализ научного языка с помощью логических средств; наука – описание эмпирических данных, задача философии – логический анализ языка науки (фундамент – протокольные предложения → индукция, обобщение). Аналитические высказывания – правильные по определению (формальное знание), синтетические – содержательное знание (когда вторая часть высказывания добавляет что-то к первой, и это требует проверки).
Недостатки позитивизма: а) вывод всегда вероятностный, т.к. собрать весь эмпирический материал для закона невозможно; б) для отбора фактов должна быть гипотеза – это предустановка при сборе и интерпретации материала, т.е. теорию невозможно вывести напрямую из данных, без гипотезы.
Постпозитивизм: К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос. Карл Поппер: принцип фальсифицируемости. Подтвердить (верифицировать) можно что угодно, в т.ч. вненаучное знание, + даже большое количество подтверждающих фактов не гарантирует отсутствия фактов, опровергающих теорию. Если найден хотя бы один фальсификатор (опровергающий факт), от этой теории надо отказаться. Теория научна, только если ее потенциально можно опровергнуть. Теории исчезают, а проблемы остаются. Недостатки концепции Поппера: а) на практике теорию сразу не отбрасывают, пытаются «спасти», адаптировать; б) теорию не отбрасывают полностью, как требовал Поппер, от нее всегда что-то остается. Приблизить концепцию Поппера к реальности пытался И. Лакатос.
40. Критический рационализм Карла Поппера.Направление в западноевропейской философии, пользовавшееся влиянием в 1960—1970-е гг. Поппер полагал, что наука представляет собой образец рациональности и ученые в своем познании мира всегда действуют рационально. Этим наука отличается от философии, идеологии, политики, которые во многом являются иррациональными. Одним из важнейших компонентов рациональности, по мнению Поппера, является критицизм: всякая гипотеза, всякое решение должны быть подвергнуты беспощадной критике и отброшены, если они не смогут устоять против этой критики. Наука, полагал Поппер, развивается благодаря постоянной критике своих оснований. Огромную роль в этом процессе К.р. отводит научно-техническому прогрессу как движущей силе цивилизационного развития, распространению образования, повышению культурного уровня населения, превращению рациональности в доминирующую социальную ценность. В целом Критический рационализм есть разновидность сциентизма.( система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире).
41. Концепция исторической динамики научного знания Куна.Парадигмы — модели (образцы) постановки и решения научных проблем, по мнению Т. Куна, управляют группой ученых-исследователей и научным сообществом. Допарадигмальный период отличается хаотичным накоплением фактов. Выход из данного периода означает установление стандартов научной практики, теоретических постулатов, точной научной картины мира, соединение теории и метода. Смена научной парадигмы, переход в фазу «революционного разлома» предусматривает полное или частичное замещение элементов научной картины мира, методов и теоретических допущений, эпистемологических ценностей.
Научная картина мира опирается на выработанные в недрах парадигмы стандарты и критерии. Взгляд ученого на мир детерминирован его приверженностью к парадигме, зависит от исторических и социальных факторов. Научная картина мира предполагает систему научных обобщений, возвышающихся над конкретными проблемами отдельных дисциплин. Она включает в себя совокупность философских установок, задающих ту или иную онтологию универсума.
Парадигмальный характер научной картины мира указывает на идентичность убеждений, ценностей и технических средств, этических правил и норм, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Это на достаточно долгий срок определяет стойкую систему знаний, которая транслируется и распространяется посредством механизмов обучения, образования, воспитания и популяризации научных идей и охватывает менталитет современников.