Б 18 Понятие материи в философии и науке.
Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека. Древние философы понимали под материей первооснову мира, тот «строительный материал», из которого состоит все вещественное, телесное.
Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).
Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл –признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел(материалисты).
В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв.появляется
философский подход к пониманию материи:материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:
1.логический – материя как философская категория;
2.онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство
объективной и субъективной реальности) материя как объективная реальность;
3.гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно
познать через копирование,фотографирование, отображение.
Потом под материей стали понимать вечно существующую общую основу многообразных предметов и явлений природы. Спор шел о том, можно ли считать материю естественной причиной всех вещей или же кроме нее есть еще «первая причина», почему материальные объекты находятся в непрестанном движении и в чем источник движения, является ли материя единообразной . Когда же были сделаны крупнейшие открытия, которые опрокидывали господствовавшие тогда представления о неделимости атомов, о некоторых других свойствах материальных частиц, об энергии. Физика, проникнув в микромир, т.е. в мир атомных явлений, столкнулась с необычайными свойствами материальных частиц и новыми видами энергии.
Прежде всего, был открыт электрон, оказавшийся значительно меньше атома. Эта частица может двигаться с такой скоростью, которая сравнима со скоростью света . При таких условиях масса электрона не остается постоянной, а значительно изменяется в зависимости от скорости его движения. А так как в то время под материей понималось все вещественное, имеющее постоянную механическую массу, то изменение массы электрона наталкивало на мысль, что электрон не материален, а значит, атом «дематериализуется» И материя исчезает.
Философ-идеалист и физик Эрнст Мах и его последователи пытались доказать, что физика исследует связи между ощущениями, а не между вещами, что атомы реально не существуют, что различные виды материи представляют собой лишь комплексы наших ощущений. Другой идеалист и естествоиспытатель, Вильгельм Оствальд, считал, что понятия «материя» и «дух» следует заменить понятием «энергия». Махисты отрицали объективный характер законов природы, утверждая, что эти законы устанавливаются разумом лишь для удобства объяснения мира, для упорядочения наблюдаемых явлений.
Почему же в то время среди физиков стало распространяться идеалистическое поветрие? Многие из них не могли преодолеть метафизических представлений о неизменности свойств материальных объектов, продолжая по-прежнему считать, что такие свойства вещей, как масса, непроницаемость, инерция, являются раз навсегда данными, неизменными. Так, например, атомы рассматривались как неделимые элементы, всегда обладающие неизменными свойствами.
Признание материальных объектов (в частности, атомов и их свойств) неизменными - это основной принцип метафизического, механистического материализма.
Именно метафизические представления и привели некоторых естествоиспытателей к выводу об исчезновении материи. Однако на самом деле, открытия в физике означали, что не материя исчезает, а исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор. О бесконечности многообразия материи свидетельствует также тот факт, что материя существует не только как вещество (все окружающие нас предметы, от песчинки до небесных тел, состоящие из «элементарных» частиц), но и как поле (электромагнитное поле, ядерное поле, поле тяготения). Эти два основных вида материи тесно связаны между собой и способны к взаимным превращениям.
Как бы ни изменялись естественнонаучные взгляды на строение материи, какие бы дальнейшие открытия в области физики, химии, биологии и любой другой науки ни были сделаны, они не смогут поколебать и тем более опровергнуть понятие материи как философской категории, которая служит для обозначения объективной реальности.