Основные формы духовной культуры.
Мораль- это нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Один из основных способов регулирования действий человека в обществе с помощью норм. В отличии от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости.
Религия- это мировозрение и мироощущение она основанна на вере в существование бога или богов. Причиной возникновения религии является бесследие первобытного человека в борьбе с природой, а в дальнейшем и бемследие перед стихийными социальными силами, господствование над людьми.
Искусство- это художественное творчество в целом- литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр, кино и др. Разновидности человеческой деятельности объединяемы в качестве художественных форм отражения действительности.
Сущность техники.
Понятие «техника» происходит от греческого слова «techne», означающего искусство, мастерство, умение. В технике воплощено единство духовного и материального, их взаимопроникновение и взаимопревращаемость. С одной стороны, это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности (орудия, машины), с другой – определенная совокупность навыков и умений в любом виде деятельности. Различным видам техники соответствует необходимые знания, духовные и производственные навыки. Эта двухзначность техники предполагает рассмотрение ее как реального воплощения мощи человеческого разума, его творческого потенциала, как освещенную силу знания. Односторонее понимание техники до сих пор связанно с традиционным отношением к истории, с представлениями о том, что цивилизованные изменения зависят приемущественно от уровня и содержания материального производства, орудий техники. Целостное рассмотрение техники опредляется как результат социокультурной деятельности человечества, профессиональных, научных, организационных и иных творческих качеств человека.
Современное общество находится на одном из самых крупных переломов в свой истории . Он соотносится со становлением качественно нового технического и технологического уровня развития, связанного с переустройством всей общественной системы на информационной основе. Главный смысл вступления в эру антропогенной (информационной) цивилизации состоит в преодолении пороков и противоречий индустриальной цивилизации и в придании процессу научно-технического и технологического развития действительно гуманистического характера. Его содержанием является преобразование, связанные с поиском, накоплением, обработкой, хранением, передачей, преобразованием и практическим использованием непрерывно нарастающего потока информации во всех сферах общественной жизни.
Сторонники самых различных направлений антитехницизма – от эвоюционистских до иррационалистических подходов (Дж.Бернал, А.Бергстон, А.Вебер, Н.Бердяев, О.Шпенглер, К.Ясперс, Э.Фромм и др.) – рассматривают технику как исходное зло, причину тотального социального отчуждения человека, гибели культуры, уничтажения естественных основ человеческого существования вплоть до возможностей деформации человечества и изменения видовых признаков. Они абсолютируют значение техники в решении всех нынешних и будующих проблем. Другие, ради спасения, человечества, предлагают вернутся назад к природе, к естественному образу жизни.
НТР
В ходе НТП выделяют особо крупные вехи,связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации,освободивший человека от изнурительного физ.труда. Главное направление современной НТР (2-й этап) автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу производства. НТР ведет также к изменениям в соц.сфере, выводит человечество на решение глобальных проблем.
Концепции будущего развития: 1)"постиндустриального" общества(Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития научные центры.
Суть: Всеобщая технизация жизниспособна решить все соц.проблемы.
Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать сложные
политические проблемы). 2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку.
52. Глобальный системный кризис современности.
Содержанием современного социального процесса и результатом предыдущего выступает системный глобальный кризис. Ранее общество потрясали только показательные кризисы. В настоящее время возник кризис духовности, суть которого заключается в ориентации на антропоцентризм, на удовлетворение потребностей человека, средством которого выступают материальные ценности: сырьевые, демографические, продовольственные,