Предмет философии, ее функции и роль в обществе.
Термин философия был дан Пифогором, означает любовь, почитание мудрости. Философия; ее предметом выступает объяснение наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. Основными проблемами философского знания выступает проблема субстанции. В эпицентре философской проблематики лежат вопросы изучения природы, познания и сознания , т.е. субстанции. Функции философии: выступая предельно обобщенной формой знания, в теоретической форме познающая сущность вещей и процессов философия реализует на этом пути ряд задач, т.е. функций, соотношения ее проблематики. Главными из них выступают онтологическая, мировоззренческая, методологическая, прогностическая. Онтологическая функция ставит целью объяснение сущности процессов, происходящих в окружающих нас действительности. Выходя на предельные в теоретическом отношении уровни понимания этих процессов. При этом философия учитывает опыт и информацию целого комплекса частных наук, где каждая из них освещает тот или иной аспект данного процесса или явления. Философия обобщает информацию о предмете, аккумулирует ее в предельных характеристиках объекта, включая последний в более общую систему фрагментов мировоззрения. Это позволяет квалифицировать все явления действительности упорядочивать картину мира, систематизировать значения о мире. Мировоззренческая являясь формой научного знания философия не отрицает важность чувственных аспектов, но решающее значение придает теоретическое освоению мира являясь формой теоретического сознания философия вооружает общество предельными исчерпывающими сущность явлений знаниями, дает возможность формировать систему истинного научного знания о мире в целом и о каждом его элементе. При этом философия выражает общую тенденцию развития науки. От мифологического мировоззрения, которое воспринимает мир в целом, но не точно, через процесс дробления науки на частные дисциплины, изучающие мир. Фрагментом, к объединению их в единое русло в рамках философского целостного, но уже научного мировоззрения. Методологическая функция: Философия является не только наукой , но и методом (способом) освоения и понимания мира. Она указывает частным наукам в каком направлении и каким образом осуществляется познание мира, вооружая частные науки перспективным видом научных поисков, давая им общую основу в объяснении мира: метафизика, софистика, эклектика, диалектика. В настоящее время отдельные философы выделяют концепцию объяснения мира как хаотического образования. В качестве аксеологической функции философия дает возможность обществу формировать систему идеалов, арентирующих науку на достойную ее внимания проблематику и цели, выделяя в этой системе наиболее существенных из них.
30. Сознание в большинстве философских учений – это система идеальных процессов посредствам которых человек познаёт мир. Проблема сознания является важной, поскольку сопоставление с материальной частью бытия позволяет уяснить сущность и специфику мироздания. Сознание характеризует процесс выделения чела из природы, позволяя не только приспосабливаться, но преобразовывать окружающую среду. Сознание – вершина развития природы, фрагмент эволюции природы. Но марксизм, сделавший акцент на изучение проблем познания, как важнейшего элемента своей доктрины не смог ответить на вопрос о происхождении сознания, об интуиции и т.д. Лишь комплексный подход к проблеме может объяснить её содержание. Существует ряд трактовок понятия сознания: 1. субстанциональная – считающая, что сознание – самостоятельная сущность, первооснова мира и источник предметного бытия. 2. феноменологический (экзистенциональный) – представители ее считают, что жизненный опыт, духовный мир человека, социально-культурная среда имеют смысл и значение для науки. Поэтому изучают проявление сознания. 3. функциональный – материалисты и марксисты признают вторичность сознания, зависимость его от материи, утверждают, что сознание – функция высоко развитого органа (мозга).
3. Философские традиции Индии ( буддизм, джайнизм, ведизм, локаята)
Философские искания Др. Индии- буддизм, джайнизм, ведизм, локаята.
ЕЕ генезис обусловила оппозиция Брахманизму, религии, освящавшей родоплеменной строй. Основой духовности др. Индии были Веды. Главной книгой Вед выступают Самхиты, остальные – коментарии к ним: Ригведа, Брахманы – ритуальные тексты, арамъяки – идеология отшельников, Упанишады – философские тексты. В основе этих книг лежат философские идеи, основанные на религии. Но в Индии сложилась оппозиция Ведов – Буддизм, Джайнизм, Локоята. Джайнизм являет собой этическую композицию. Доминантам – освобождение души от страстей путем праведного поведения и стремления к святости. Источником мудрости являются не Боги, а святые – Орхаты, которые достигли совершенного знания. Джайнизм, признавая, что вещи состоят только из атомов, имеющих материальную основу, ставили существование души в зависимость от тела, и отрицали идею бога, устанавливали диктаторские отношения, основанные на соблюдении ритуалов. Они исключали сострадание к другим культивировали силу и богатство на ряду с тезисом эстетичности существования. Слабых презирали, а уничтожали, провозглашая принцип ахимсы – не нанесение вреда живым существам. Буддизм выступив против жречества, развивал принципы покорности и поцефизма – отказ от агрессии. В основе буддизма лежит учение о 4-ех истинах, смыслом которых выступает избавление страдания. Буддизм не является единым, существовали десятки его течений, в настоящее время более 300 течений. Б. – это идеология. В нем отрицается существование души, существует лишь поток сознания. Суть б. – стремление к совершенствованию в процессе осуществления 8 добродетелей. Идеи духовности и спасения не четки. Буддизму присущи многобожие и даже открытый атеизм. Отрицание логики и разума в системах Дзем. Это делает буд. Не совершенной и в целом ложной системой. Локаята – оттэ98изм . Отрицание творца. Провозглашает доминирование вайшьев. Мир – комбинация первоэлементов и их сочетания. Человек решен души, временный гость этого мира. После смерти человек распадается на химические вещества. Наслаждение до разврата – это смысл бытия. Его наряду с верой существования творцов , принцип ахизма, упражнения. Насчитывает более 10 уровней или форм, различия между которыми сводятся к переходу от физических занятий к манипуляции сознанием человека, погружающим в мир иллюзий. Принцип во всех учениях – авторитет учителя. Проявление – мистицизма и созерцательности.
31. Комплекс сознания включает следующие элементы в рамках процесса отражения в мозгу чела окружающего мира: 1. осознание вещей. 2. переживание отражается в эмоциональном отражении к миру. 3. знания, как способ существования сознания. 4. внимание, удержание объекта в фокусе сознания. 5. вытекающие из психики, но социально-оформленные эмоции. 6. настроение. 7. аффекты. 8. воля. Вершина развития сознания – рефлексия самосознания, т.е. осознание человеком своих чувств, мыслей, действий, интересов, места в обществе. Сущность сознания состоит в его идеальном характере. Образы объектов, возникающие в мозгу человека не являются буквальными копиями окружающего мира и тем более не являются вещами. Это особое нематематические конструкции, имеющие характер субъективной реальности. Уровнями сознания выступают: бессознательное, подсознательное и сознательное. Бессознательное – совокупность явлений психики, состояний и действий, пребывающих вне сферы человеческого разума и неподконтрольного сознания. Подсознание является пограничной с сознанием сферой психики, в которой поведение чела доведено до автоматизма, многократным повторением конкретных действий, в результате чего приобретаются неосознанные реакции на конкретную ситуацию. Бессознательная сфера охраняет психику, вытесняя негативные образы и развивая память и другие способности. Бессознательные аспекты поведения больших масс людей закрепляются в культуре в форме традиций, освящающих религии. Сфера бессознательного таит в себе много неизученного и нежелательного для человека состояний. Церковью эта сфера оценивается как нечистая, темная. Язык – система знаков, служащая целям общения, познания и мышления, являясь элементом и предметом духовной культуры. Язык обладает самостоятельностью, имеет внутренние закономерности своего развития. Язык тесно связан с сознанием, осуществляя все высшие психические функции, проявляет свою специфику. Лишь язык позволяет связать накопление людей, т.о. язык – универсальное явление духовной и материальной культуры, позволяет эффективно развивать познание и самопознание.