Раскройте смысл данного тезиса Ф. Энгельса

«Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем ее при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются в конечном счете решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую».

5.Ответьте на вопросы

1) Может быть, и правда, над Россией довлеет судьба, рок, ибо она всегда выбирает в своем развитии наихудший, самый трудный и тяжелый вариант: могли освободить в 1862 году крестьян с землей – освободили без земли; могли в генеральные секретари выбрать С.Кирова – выбрали И.Сталина и т.д.

Может быть, действительно никакие законы общественного развития, если они существуют, к России не применимы?.

2) Некоторые современные западные философы вслед за Г. Спенсером и З.Фрейдом считают, что человеческое общество развивается по биологическим законам, поскольку сам человек – высшее звено биологической эволюции.

В чем ошибочность подобных рассуждений?

Можно ли полностью исключить биологические факторы из общественной жизни?

Так есть ли в истории прогресс, увеличивается ли степень свободы людей, больше ли становится людей счастливых, здоровых и обеспеченных, становится ли человечество в массе своей умнее? Или же человеческая история - это бесконечная повторяемость, смена побед и поражений, достижений и провалов, рабства и свободы? И, может быть, прав был проповедник Екклезиаст, когда говорил: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

Какой точки зрения придерживаетесь Вы? Ответ свой обоснуйте.

3) «Опыт учит, что народы и правительства никогда, ничему не научились из истории и не действовали согласно ее поучениям». (Гегель) Так ли это? Свой ответ аргументируйте

4) Каково содержание «линейного» подхода к истории? Почему в XX веке концепция шлейного развития общества подвергается критике? Подтвердите примерами истории.

5) Один из студентов утверждал, что вся предшествующая история доказывает зависимость общественного бытия от сознания: «Посмотрите на исторические хроники, летописи, мемуары и мы видим: в таком -то году князь Игорь задумал совершить поход; в таком- то веке Петр Первый начал борьбу за выход в море; в таком- то году М.Горбачев приступил к осуществлению перестройки и т.п. Вся история - это результат волевых, идеальных причин, обусловленных особенностями духовного мира исторических личностей».

Согласны ли Вы с приведенными рассуждениями? Свой ответ аргументируйте.

6) «Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем ее при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются в конечном счете решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую». Раскройте смысл данного тезиса Ф. Энгельса?

7) «Цивилизация и культура - слова латинского происхождения... Цивилизованный - гражданский, государственный. Культурный - воспитанный, образованный, развитой, почитаемый и т. п. Уже в происхождении слов «культура» и «цивилизация» видно определенное различие, которое и получило свое оформление в категориях культуры и цивилизации, введенных в обиход философской мысли...»

В чем конкретно различия в содержании категорий «культура» и «цивилизация»? Что общее между культурой и цивилизацией?

8)Что значит в вашем понимании культура и цивилизованность... бухгалтера, юриста, менеджера, товароведа ( применительно к вашей специальности). Аргументируйте свой ответ.

9) «Прогресс человечества, - считает отечественный культуролог Н.Я.

Данилевский, - не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все

поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных

направлениях».

Какой методологический подход к философскому изучению общества выражает

данное суждение?

10) Движущей силой развития цивилизаций, по мнению А.Тойнби, является «творческое меньшинство», носитель «жизненного порыва», которое, удачно отвечая на различные исторические «вызывы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызывов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и философские концепции смысла жизни.

Назовите крупные исторические события, которые не укладываются в схему А.Тойнби?

11) Законы природы отменить нельзя, они будут действовать, пока существует

природа и выполняться с железной необходимостью.

А законы общества? И можно ли вообще говорить о законах применительно к обществу? О.Шпенглер, например, говорил, что в обществе действует не закон, а судьба.

Прав ли он, по вашему мнению, и если да, то чем судьба отличается от закона?

12) Западники и славянофилы существуют и сейчас. Одни считают, что Россия

должна идти своим, своеобразным путем, что «умом Россию не понять». А другие, -что чем скорее мы внедрим в России западные формы экономики и жизни, которые на западе уже доказали свою эффективность, тем быстрее мы заживем нормальной жизнью.

Какая из точек зрения Вам кажется наиболее правильной? Или, может быть,

можно как-то совместить эти крайности?

6.Найдите правильное соотношение:

Исторические типы философии Философская концепция истории
1. Античная философия   а) разум признается источником прогресса, линейная концепция
2. Средневековая философия   б) концепция круговорота
3. философия Нового времени   в) нелинейная концепция истории или концепции культурно-исторических типов
4. философия XX века   г) выделяются узловые пункты истории, история имеет конечный пункт, который достижим тогда, когда человечество станет Богочеловечеством

Выберите правильный ответ

1) Движущей силой общественного прогресса являются людиа) да б) нет

2) Прогресс – это направленные, необратимые, качественные изменения

системы а) да б) нет

3) Философия рассматривает общество, как целостный организм, части

которого взаимодействуют и делают акцент на таких понятиях, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процессаа) да б) нет

Заполните таблицу.

Сущность общественного прогресса Источники общественного прогресса Критерии общественного прогресса
     

Наши рекомендации