Категория материи и ее роль в философии
Задание 1. Дайте определение следующим понятиям (по вариантам)
1.Материя, движение, термин, тромбоциты, формы движения,
закон, противоположности, отрицание, явление, патология
2.Пространство, бытие, понятие, лейкоциты, черты материи,
этиология, мера, противоречие, единичное, случайность
3.Время, Универсум, категория, эритроциты, фагоцитарная активность, скачок, необходимость, единое, возможность, действительность
Задание 2.Объясните следующие понятия.
1.Схоластическая, догматическая, ортодоксальная медицина.
2.Всё материальное подчинено закону причинности.
3.Объективная и субъективная диалектика
4.Структура диалектики и ее основные функции.
Задание 3.Ответьте на вопросы.
1.Какую роль играет знание закона?
2.Как понимают отрицание диалектики?
3.Какой закон является ядром диалектики?
4.В чем, с вашей точки зрения, состоит действительное единство мира:
а) в бытии;
б) в том, что мы его мыслим единым;
в) в его материальности;
г) в однородности его физико-химического состава;
д) в его изоморфности;
5.В данном перечне укажите законы развития.
1.Закон всемирного тяготения.
2.Закон единства и борьбы противоположностей.
3.Закон инерции.
4.Закон отрицания отрицания.
5.Закон сохранения энергии.
6.Закон перехода количественных изменений в качественные.
7.Закон коммуникативности.
8.Закон цикличности
6.Объясните высказывания:
Исчезла не материя, а тот предел, до которого мы знали материю. (В. Ленин).
В рамках философской картины мира существуют различные модели.
Задание 4.Установите соотношение:
Понятие атрибутов материи | Их свойства | |
1. Пространство | а) длительность, одномерность, необратимость | |
2.Время | б) объективность, всеобщность, абсолютность | |
3. Движение | в) структурность, активность, пространственно-временная форма | |
4.Материя | в) протяженность, структурность, однородность |
Задание 5.Укажите, какое из данных определений соответствует материализму:
а) материя - это все то, что не является сознанием
б) материя - абстракция, не имеющая под собой реального основания
в) материя - это постоянная возможность ощущений
г) материя - это объективная реальность, существующая независимо от
человеческого сознания и отражаемая им
д) материя - это все, что обладает массой и энергией.
Почему Вы так считаете?
Задание 6.Когда мы напряженно работаем, время летит быстро. Когда бездельничаем, оно тянется медленно. Потом, когда мы вспоминаем насыщенные работой дни, они представляются нам длинными месяцами, а дни безделья кажутся одним мгновением.
Может быть, для того чтобы жизнь казалась долгой, надо меньше бездельничать? Аргументируйте свой ответ
Задание 7. Исправьте ошибки в тексте.
Бытие и материя.
Раздел философии изучающие бытие и материю - гносеология. Впервые термин «бытие» ввел в философию Пифагор. Бытие выражает свойства быть, существовать и охватывает весь объективный и необъективный мир. Бытие существует в формах: бытие природы, бытие человека, бытие общества и бытие подсознания.
В основе бытия лежит материя - субъективная реальность отображаемая человеческим сознанием. Свойствами материи являются структурность, пространство и время, пассивность.
Пространство - атрибут материи, характеризующая протяженностью, двухмерностью, однородностью.
Время - обратимо, длительно, одномерно.
Понятие «бытие» и «материя» составляет основу философской картины мира, которая выражает с помощью философских понятий и суждений практическую модель бытия.
Материальный мир - единое энергетическое целое, проявляющееся в физическом мире в виде вещества, твердой материи, поля. Философская, религиозная и научная картина мира характеризует мир с различных сторон и взаимоисключают друг друга.
Задание 8.Выберите один правильный ответ
1.Первым исследовал формы движения материи:
а) В.Вернадский; б) Ф.Энгельс; в) В.Ленин; г) К.Маркс.
2.Единство количества и качества составляют:
а) меру; б) категорию; в) протяженность; г) непрерывность.
3.Переход в новое качество:
а) невозможен; б) абсолютен; в) закономерен; г) ограничен.
4.Длительность, неповторимость, необратимость – это характеристики:
а) пространства; б) времени; в) движения; г) покоя.5.Определение «всеобщая, объективная, устойчивая внутренняя связь явлений» относится к понятию:а) пространства; б) времени; в) закона; г) движения.
6.Количество и качество существуют в непрерывном:
а) покое; б) единстве; в) тождестве; г) противоречии.
7.Способ существования материи – это:
а) покой; б) движение; в) стабильность; г) колебание.
8.Пространство и время относительны, изменчивы, зависят от материи. Это мнение:а) диалектиков; б) метафизиков; в) агностиков; г) идеалистов.
9.Материя, движение, пространство, время, кол-во, качество – эти понятия объединяет то, что это:а) характеристики материи; б) категории диалектики; в) характеристики окружающего мира; г) характеристики сознания.
10.Диалектика понимает отрицание как:а) полное; б) частичное; в) общее; г) частное.
11.Первым сформулировал закон отрицания отрицания:
а) Ф.Аквинский; б) Г.Гегель; в) Ф.Энгельс; г) К.Маркс.
12.Закон отрицания отрицания… показывает:
а) источник развития; б) направленность развития;
в) механизм развития; г) прерывность развития.
13.Единство объективной и субъективной реальности – это:
а) материя; б) бытие; в) природа; г) субстанция.
14.Внешний толчок – общая причина движения. Так считают:
а) диалектики; б) метафизики; в) вульгарные материалисты; г) агностики.
15.На вопрос «Почему идет развитие материи?» отвечает:
а) закон единства и борьбы противоположностей; б) закон перехода количества в качество; в) закон отрицания отрицания; г) закон убывающей полезности.
16..Материя – это: а) все то, что не является сознанием; б) объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания; в) единство объективной и субъективной реальности;
г) субъективная реальность.
17.Основными свойствами материи являются: а) структурность; б) активность; в) пространственно-временная форма существования; г) все выше перечисленное.
18..Атрибуты материи: а) движение; б) покой; в) пространство; г) время.
19.Найдите точное определение материи:а) реальность;б) то, что ощущается;в) единство вещества, поля и энергии;г) энергия;
20.Общими свойствами пространства и времени является:
а) всеобщность; б) абсолютность; в) относительность; г) целостность.
21.Бытие и материю изучает:а) аксиология;б) онтология;в) гносеология;г) антропология.
22.Способом существования материи является:а) вещество;б) поле;
в) движение; г) ощущение. 23.Всеобщее свойство материи, которое заключается в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта – это: а) познание; б) сознание; в) материя; г) отражение. 24.Философскую категорию, которая обеспечивает сохранение качества предмета, его стабильность, называют: а) движение; б) покой; в) материя; г) бытие.
Задание 9. Выполните следующие задания и упражнения.
Какими законами и категориями вы можете объяснить следующие ситуации?
1.Дисбактериоз - нарушение равновесия между … и патогенной микрофлорой. От дисбактериоза сейчас страдает чуть ли не 90 % россиян.
2.Человек за свою жизнь превращает свой организм в мешок с отходами. Шлаки откладываются во всех органах, тканях, во всех клеточках. Процесс этот незаметен для человека до тех пор, пока не появится какое-либо заболевание.
3.Ребенок живет настоящим. Взрослый живет будущим. Больной человек (смертельно больной) понимает, что будущего не будет. Поэтому живет сейчас, ценит каждую минуту. Стремится успеть сделать то, что задумал.
4.В инфекционном отделении находится больная 38 лет, поступившая с диагнозом острая дизентерия, вчера вечером. Сегодня рано утром больная пожаловалась медсестре на резкую слабость, озноб , боли в животе, жидкий стул. Медсестра, осмотрев больную, обнаружила бледные кожные покровы с цианозом, холодные конечности, пульс – 100 уд\ мин (тахикардия), АД снижено до 90\.60 мм рт.ст.
5.Врачам хорошо известно, что отсутствие движения способствует возникновению венозных тромбозов. При гиподинамии происходят нежелательные изменения в деятельности центральной нервной системы. При длительном постельном режиме угасают условно-рефлекторные связи, формируется боязнь активных движений, которая становится одним из факторов риска ишемий (нехватка кислорода за счет закупорки сосудов, сужения сосудов).
6.Врач повел студентов в морг на вскрытие. Паталогоанатом объяснил, что молодой человек съел 25 яиц и умер. Что произошло?
7.Загрипповавшая женщина приняла в порядке самолечения 5г аспирина за двое суток. Больная скончалась от острого агранулоцитоза (исчезновение лейкоцитов из крови), осложненного молниеносной гангреной легкого и сепсиса. Не помогли ни переливание крови, ни преднизолон. Объясните ситуацию.
8.Отметив за праздничным столом важную дату, 40-летний полковник устроил себе в фитнес-клубе усиленную тренировку. Побегав, позанимавшись на силовых тренажерах и напарившись в сауне, военный завершил спортивный экскурс в бассейне. Здесь он и скончался. Почему?
9.Опасаясь возможности отравления азиатские владыки и правители приучали свой организм к регулярному приему малых доз ядов; делали это длительно, получая тем самым иммунитет к большим его дозам. И поэтому, видимо, они никогда не болели опухолевыми заболеваниями. Что происходило в организме?
10.Попробуйте объяснить вследствие чего развивается рахит? Это заболевание раннего детского возраста, характеризующееся расстройством процесса роста костей вследствие нарушения известкового обмена. Главные причины рахита - … .
11.Больная 65 лет госпитализирована в клинику гастроэнтерологии и гепатологии с жалобами на выраженную общую слабость, желтушность кожи и склер, кожный зуд, периодически возникающие боли в эпигастральной области и правом подреберье, тошноту после еды. Известно, чтог в течение 1,5 лет принимала кордарон, назначенный ей по поводу мерцательной аритмии (2мес.по 600мг\сут, 4мес.по 400 мг\сут, 13 мес.по 200 мг\сут).