Тема 2.Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия)
Задание 1. Дайте определения следующим понятиям (по вариантам)
1.Карма, бытие, дао, Конфуций, чарвака – локаята, догма
2.Инь – янь, сансара, Будда, ересь, джайнизм
3.Ортодоксия, йога, даосизм, Махавира, мокша
Задание 2. Выберите неортодоксальные философии Индии.
Джайнизм, буддизм, йога, чарвака-локаята,веданта, миманса, санкхья, ньяя, вайшешика
Задание 3. Сравните два древних общества.
Индия | Китай | |
В стране существует (сословно-кастовая, административно-бюрократическая иерархия). | ||
Критерием выдвижения наверх была (образованность, умение убеждать; принадлежность к касте). | ||
Главным понятием в обществе было понятие (порядок, спасение) |
Задание 4.Докажите, что для всех систем Индии характерна вера в «вечный
Нравственный миропорядок»
Задание 5. К какой индийской системе относится этот текст?
а) мир состоит из четырех элементов (земля, вода, огонь и воздух)
б) их комбинация вызывает появление наделенного сознанием живого
тела
в) сознание не может существовать вне тела, следовательно, после
смерти от человека ничего не остается, значит, нет потустороннего
мира и жизни после смерти
г) существование бога – не более, чем миф
Задание 6. Сравните две философии
Содержание | Буддизм | Конфуцианство |
1.Учение (социально - философское; религиозно-философское). 2.Человек ( подобен Богу, делает себя сам; воспитанный предъявляет требования к себе, низкий предъявляет требования к другим). 3.Выражения (чего не желаешь себе того не делай людям; Будьте сами себе светильниками) |
Задание 7. Вставьте пропущенное слово в предложении.
Основополагающие принципы ……..учения: жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и званию; подчиняться императору; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; быть человеком.
Задание 8. Ответьте на вопросы.
1.Почему в Китае удалось за короткий срок внедрить программу «Одна семья – один ребенок», а в Индии не удалось
2.Почему в Индии не происходили революционные потрясения, а в других странах они происходили?
Задание 9. Выберите один правильный ответ
1.Ортодоксальной философией является:а) чарвака – локаята; б) буддизм;
в) джайнизм; г) веданта.
2.»Теория недеяния» – основной принцип:а) даосизма; б) буддизма;в) конфуцианства; г) индуизма.
3.Древнекитайский философский источник:а) Веды; б) Упанишады; в) Книга перемен; г) Типитака.
4.Понятие «карма» означает:а) высший универсальный принцип бытия; б) закон жизни;в) закон возмездия; г) поиск индивидуального пути спасения.
5.Понятие «Дао» означает:а) эквивалент бог; б) свод законов и норм поведения;
в) неприятие общества; г) естественный закон природы, общества и людей.
6.Конфуцианство – это учение:а) рационалистическое; б) мистическое;
в) ортодоксальное; г) универсальное.
7.Впервые поставила под сомнение ведические ценности философия:а) йоги; б) джайнизма;в) веданты; г) буддизма.
8.Порядок – это основное понятие:а) буддизма; б) даосизма;в) конфуцианства; г) джайнизма.
9.Понятие «мокша» означает:а) окончательное спасение души;б) все люди способны быть высоко нравственными;в) почтительность и ритуал; г) нравственный авторитет правительства.
10. Легизм – это школа, которая проповедует:а) управление обществом на принципах гуманизма;б) управлять обществом путем государственного насилия;
в) следовать Дао; г) занятия умственной деятельностью.
11.Недеяние в даосизме – это: а) полная бездеятельность; б) необходимое вмешательство в происходящее; в) планирование своих действий; г) внутреннее освобождение от всякой эгоистической деятельности.
12.Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего: а) слушаться старших по возрасту и званию; б) сдерживать себя, избегать крайностей; в) формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления; г) быть гуманным.
13.Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями: а) отца и сына; б) матери и детей; в) друзей; г) сотрудников.
14.Среди постулатов легизма отсутствует следующий: а) человек от природы добр; б) интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимно противоположны; в) основной стимул в соблюдении законов – страх перед наказанием; г) закон – один для всех.
15.Брахманы – это религиозно-философские тексты, восходящие к: а) Дао Дэ Цзин; б) Самведе; в) Ригведе; г) Упанишадам.
16.Дхарма в древнеиндийской философии означает: а) понятие долга и предназначения; б) закон вечного круговорота бытия; в) абсолютное духовное освобождение; г) вид религиозной духовной практики.
17. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении – это:а) родовое имя принца Гаутамы; б) просвещенный; в) мудрый; г) просветленный.
18.Эта школа классической индийской философии была скорее практической, нежели теоретической: а) ньяя; б) локаята даршана; в) миманса; г) йога.
19.Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию: а) надежду; б) любовь; в) желание; г) страдание.
20.В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее: а) карма; б) нирвана; в) дао; г) сансара.
Эталоны ответов. 1г, 2а, 3в, 4в, 5г, 6а, 7г, 8в, 9а, 10б, 11г, 12в, 13а, 14а, 15в. 16а, 17г. 18г. 19в, 20в.
Задание 9. Ответьте на вопросы.
1.Почему в Китае удалось за короткий срок внедрить программу «Одна семья – один ребенок», а в Индии не удалось
2.Почему в Индии не происходили революционные потрясения, а в других странах они происходили?
3.Какая проблема занимает в буддизме и конфуцианстве центральное место?
4.В Китае много долгожителей. В чем секреты долголетия китайцев?
5.Что можно взять из философии Древней Индии и Китая для сегодняшней современной жизни?