Просветительный характер философии XVIII в.
XVIII столетие принято называть эпохой Просвещения. Просветительство - это движение прогрессивной общественной мысли в период разложения старых и становления новых отношений, основанных на развитии промышленного капитализма в Европе. Просветители активно способствовали идеологическому обоснованию и осуществлению буржуазных революций в ряде стран.
Философия XVIII в. развивает идеи XVII в., но более широко пропагандирует свои достижения. Если в XVII в. сочинения писались только на латинском языке и были известны лишь ограниченному кругу людей, то в XVIII в. работы философов пишутся и издаются на языке страны, в которой живет мыслитель, или языке народа, который знакомится с сочинениями зарубежного мыслителя.
В этот период продолжается обобщение достижений науки и общественной практики, что способствует распространению материализма во взглядах на природу. Наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо), куда в это время переместился центр европейской философии. Французское Просвещение,основанное на материализме, представляет собой широкое и мощное движение, которое сформировалось во второй четверти XVIII в. Оно объединило всех прогрессивно мыслящих представителей «третьего сословия»: естествоиспытателей, представителей культурной и политической жизни, буржуазии, юристов и философов. Его появление связано со значительными изменениями в социально-экономической, политической и духовной жизни Франции. Она становится наиболее динамично развивающимся государством Европы.
Французское Просвещение выступило против средневековой схоластики и всех тех учреждений, которые несли на себе печать Средневековья. Его сторонники возвышали роль разума по отношению к вере, боролись против религиозных предрассудков и суеверий, выступали за свободу научного и философского мышления, художественного творчества и гражданских мнений. Французские просветители (Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций) призывали к демократическому переустройству общества, к просвещению людей, свободомыслию. Тем самым оно подготовили идеологическую почву для Французской буржуазной революции (1789 – 1794 гг.), совершенную под знаменем свободы, равенства и братства.
Конечно, философия XVIII в. не была однородна: в ней присутствовали как материалистическая, так и идеалистическая мировоззренческие ориентации, атеистические и деистетические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука шли рядом. Следует отметить, что философия XVIII в. развивалась, прежде всего, в статьях энциклопедий и словарей, памфлетах и полемических изданиях, где широко комментировались научные и философские идеи, облекавшиеся в живую, находчивую, остроумную форму, привлекавшие людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью.
Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592 – 1655 гг.), его атомистическим материализмом, пропагандой этических идей Эпикура, критикой схоластики, критикой религиозного догматизма в работах Пьера Бейля(1647 – 1706 гг.), которого справедливо считают пионером французского Просвещения не только как человека исключительной энциклопедической учености, но и как отважного, свободомыслящего человека.
В центре интересов Бейля находятся вопросы религии и веры. Он выдвигает требование религиозного индифферентизма и отстаивает воззрение, что способности человеческого разума могут привести человека к пониманию истинной морали, независимой от религии. Точно так же, как он отделяет мораль от религии, он открыто указывает на несоединимость веры и разума. Он подчеркивает, что если кто-то выбирает разум, то пусть он занимается философией и исключит из своих интересов теологию.
На европейское Просвещение XVIII вв. оказала влияние философия английских мыслителей Дж. Локка и Д. Юма, немецкого философа XVII в. Г. Лейбница, а так же ученого И. Ньютона. Философия Просвещения XVIII в. представлена двумя направлениями: деистским материализмом Вольтера, Робине, Вольфа, Монтескье, Руссо и других; критикой в работах Мелье, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и других теоретических основ деизма на базе материалистического естествознания Ньютона, Галилея, Декарта.
Ярчайшей фигурой французского Просвещения является Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694 – 1778 гг.), который вошел в историю философии как блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений, защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов и инквизиции.
Главным объектом критического мышления Вольтера был религиозный фанатизм (слепая вера в авторитеты и догмы). Выступая против религии, Вольтер видел ее корни в невежестве, фанатизме и обмане. Популярной была его идея о том, что религия возникла тогда, когда встретились мошенник и глупец. Вместе с тем, Вольтер не был атеистом, а стоял на позициях деизма. Философ полагал, что сотворив однажды этот мир и наделив его законами, Бог в дальнейшем уже не вмешивается в существовании мира. Именно Бог как верховное существо «вложил в планеты ту силу, с коей они передвигаются с запада на восток; именно он заставил планеты и солнце вращаться вокруг собственной оси». Бог также начертал для всех тел единый закон, согласно которому все они одинаково тяготеют к своему центру. Наконец, он сотворил живые существа, коим даровал активную силу, с помощью которой они приходят в движение. В представлении Вольтера, Бог есть некий сверхъестественный механик, запустивший всемирный механизм, который далее функционирует уже по собственным законам.
Материализм Вольтера проявился в признании им большой роли ощущений и органов чувств в познавательной деятельности человека. Окружающий мир материален (вещественен), и самым надежным средством его познания является точное естествознание. Оно дает сведения о множестве свойств материи и «скрытых пружинах» природы.
В философии Вольтера большую роль играет вопрос о человеке и его активности. Человек - это произведение природы, венец эволюции. Он является телесным существом, способным чувствовать и мыслить, а его повседневная деятельность напрямую зависит от органов чувств, нервов и мозга. Вольтер подчеркивал, что, несмотря на свою биологичность и телесность, человек в большей степени является существом социальным. Он способен с помощью своего разума познавать природу и практически преобразовывать ее, создавать цивилизованное сообщество.
Философ подчеркивал динамичность и активность поведения человека, его общественную природу и свободную волю. «Инстинкт деятельности» – это совершенное и эффективное орудие для достижения человеком благополучия и счастья.
Французский мыслитель внес большой вклад в философское осмысление истории общества. История должна рассматриваться как всемирная, т.е. единая и целостная, не сводящаяся к изображению якобы «богоизбранных» народов. Она представляет собой неумолимый процесс развития материального производства, орудий труда и ремесел, торговли. История – это также и борьба мнений как истинных, так и ложных (суеверия, предрассудки и т.д.). «Мнения правят миром», - подчеркивал Вольтер. Они (идеи, идеологии) и приводят в движении исторический процесс, упорядочивают весь хаос событий и явлений в нем.
Несмотря на противоречивость и даже трагизм человеческой истории, Вольте верил в грядущее торжество сил разума и цивилизации. Новое состояние общества он связывал с развитием наук и ремесел, овладением гражданами знаниями и преодолением на этой основе суеверий и предрассудков. Вольтер мечтал о том, что наступит день, когда к управлению обществом придут философы, и тогда утвердится «царство разума». С помощью мудрого и просвещенного государя общество избавится от несчастий и глупостей, от социальной несправедливости и неравенства, установится равенство политическое, перед законом и наступит эра свободы человека, разумных общественных порядков.
На формирование революционной идеологии Европы огромное влияние оказал Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) – философ, педагог, писатель, автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое явилось теоретическим основанием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции. Руссо критиковал религиозное мировоззрение, хотя считал, что реальный мир сотворен Богом. В познании философ абсолютизировал роль чувственного опыта.
Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.) – один из основоположников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Географическая среда, по мнению философа, является решающей причиной возникновения различных форм государственной власти и различий в законодательстве. Он различал три вида правления: республиканское, монархическое и деспотическое. Монтескье утверждал, что в условиях жаркого климата обыкновенно царит деспотизм, для Европы лучшей формой правления он считал конституционную монархию. Философ развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.
Во второй половине XVIII в. просветительское движение приобрело широкий демократический размах. Стали говорить о появлении во Франции целой «партии философов» - передовых мыслителей, ученых и писателей, сплотившихся вокруг издания «Энциклопедии», главным редактором и организатором которой был Д. Дидро. Ведущая роль этой «партии философов» наряду с Д. Дидро принадлежала Гельвецию и Гольбаху, а также Ламетри. Они создали довольно развитую форму материализма, оказавшую влияние на последующие поколения философов и философские школы. Энгельс характеризовал эту форму материализма как одну из высших ступеней в истории домарксовского материализма.