Определите, где высказывание относится к рационализму(онтологическому, гносеологическому, этическому) , а где к сенсуализму.

а) Мысли – это продукт обработки чувств (Локк)

б) Следует признать, что человеку присуща врожденная способность мыслить. Он в состоянии выявить основные глубинные знания о мире, заложенные богом или природой. Найдя, придумав или открыв эти знания, мы можем все остальное вывести из них по законам логики, а уж потом при помощи эксперимента или наблюдения проверить, насколько они применимы к миру. Главное выводить знания друг из друга, шаг за шагом, последовательно, ничего не пропуская.

в) знание, имеющее необходимый и всеобщий характер, обретается исключительно благодаря разуму, который выступает одновременно и критерием его истинности

г) нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущении

д) Гегель. Начало и сущность мира абсолютная идея или абсолютный разум. Мир – внешнее выражение мысли, а познание мира становится самопознанием, т.е. постижением мыслью собственного содержания.

е) Каждый нормальный человек на вопрос, откуда известно, что раза красная и прекрасно пахнет, сошлется на свои ощущения. Я вижу, скажет он, красный цветок и ощущаю его аромат. Следовательно, ощущения – подлинный источник знаний.

ж) Д. Юм сводил познание к впечатлениям, считая содержание сознания (или «идеи») их простым воспроизведением

з) Гоббс познание представляет как сложение и вычитание отдельных мыслей. Отсюда единственным научным методом познавательной деятельности может быть лишь математический метод, опирающийся на сложение и вычитание

и) знания должны быть общезначимыми, доказуемыми, передаваемыми. Но такие знания дает только разум, следовательно, он – источник знания, а опыт лишь позволяет проявиться истинам разума.

к)попав в сложную ситуацию, глубоко осмысливай ее

л) Человеку присущи от рождения ясные идеи, которыми он может оперировать по правилам дедукции

Тесты

1.Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:

а) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства;

б) формирование наук, в первую очередь, естественных;

в) становление абсолютной монархии;

г) подъем народного революционного движения.

2. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это:

а) развитие человеческого духа и знаний о мире;

б) достижение славы и власти;

в) общественная польза и улучшение жизни людей;

г) окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины.

3.По мнению большинства историков философии Ф. Бэкон является родоначальником европейского:

а) идеализма и стоицизма; б) объективизма и скептицизма;

в) материализма и эмпиризма; г) позитивизма и прагматизма.

4. По Ф. Бэкону, эмпирия – это:

а) опыт, опирающийся на эксперимент;

б) изолированное чувственное восприятие; в) форма, присущая самой вещи;

г) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании.

5. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:

а) анализ; б) синтез; в) дедукция; г) индукция.

6. По мысли Декарта, «материя» и «духовная субстанция»:

а) находятся в тесной взаимосвязи;

б) существуют независимо друг от друга;

в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;

г) существуют по отдельности, и существование одной исключает существование другой.

7. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:

а) созерцательный анализ; б) эмпирическую индукцию;

в) рациональную дедукцию; г) спекулятивный анализ.

8. Для Декарта оно не нуждается «… ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Это:

а) абсолютное содержание; б) реальное существование;

в) мыслящее Я; г) очевидное явление.

9. Родоначальником либерализма в философии Нового времени является…

а) Джон Локк б) Бенедикт Спиноза в) Томас Гоббс г) Бернард Мандевиль

9. Монада» в учении Г.В. Лейбница – это:

а) единая субстанция б) простая субстанция

в) духовный модус г) объективная акциденция

10. Между монадами Г.В. Лейбница существует:

а) множество отношений; б) гармония

б) полное отсутствие отношений; в) постоянная борьба

11.Монады высшей степени развития или монады-духи в учении Г.В. Лейбница способны к:

а) рефлексии; б) перцепции в) апперцепции г) индукции

12. По теории Лейбница, в телах неживой природы содержатся монады, обладающие:

а)перцепцией б)апперцепцией в)перцепцией и апперцепцией

г) ощущениями и ясными представлениями

13. В интерпретации Лейбница главный тезис сенсуализма звучит так: «Ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства, кроме …»

а) самих чувств б) самого разума в) случайного г) эмпирического

14. По мнению Лейбница, наукой о «всех возможных мирах является:

а) философия б) физика в) логика г) этика

15. Представителями рационализма в философии XVII века были ...

а) П. Гассенди, П. Бейль, Н. Мальбранш

б) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах

в) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

г) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк


16. Представителями эмпиризма в философии XVII века были ...

а) П. Гассенди, П. Бейль, Н. Мальбранш

б) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

в) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах

г) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк

Семинар №3.6

Наши рекомендации