Cеминар №12. Техника и инженерная деятельность
1. Особенности технического познания.
2. Природа техники и технологии.
4. Стадии развития техники.
5. Л.Мэмфорд о предназначнии человека: техническая или герменевтическая деятельность?
6. Тезис О.Шпенглера «техника как тактика жизни»
7. Концепция Х.Ортеги-и-Гассета: техника как приспособление среды к онтологическому субъекту.
8. Мысли о техники в трудах М.Хайдеггера и М.Фуко.
9. Роль техники и технологии в современном обществе. Виртуальная реальность.
10. Техника: добро или зло?
11. Специфика инженерной деятельности. Кризис инженерии.
12. Этика инженера.
Список литературы
Учебники
Розин В.М. Философия техники: учебное пособие. – М.,2001.
Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 1998. – С.227-246.
Список дополнительной литературы.
Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук.- Л., 1988.
Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. – М., 1989.
Ленк К. Размышления о современной технике. – М., 1996.
Митчем К. Что такое философия техники? – М.,1995.
Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М,1990.
Новая технологическая волна на Западе. – М., 1986.
Наука и культура/отв. Ред. В.Ж,Келле. – М.,1984.
Нестеров В.Г., Иткин И.Б., Соколова Н.П. Инженерная этика. – М.,1982.
Орешников И.М. Гуманитарная культура и инженер:учеб. пособие. – Уфа,1992.
Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? – Саранск, 1992.
Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике//Вопросы философии.- 1993. – №10. – С.32-68.
Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.,1991.
Стёпин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации//Вопросы философии. – 1989. - №10. – С.3-18.
Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: учеб. пособие. – М., 1995.
Философия техники: история и современность. – М., 1997.
Хайдеггер М. Вопрос о технике//Время и бытие. – М.,1993. – С.221-238.
Шаповалов Е.А. Общество и инженер. – Л., 1984.
Шпенглер О. Техника и человек//Культурология.ХХ век. – М.,1995. –С.454-496.
Cеминар №13. Философия в современном мире (заключительное занятие)
1. Специфика философской рефлексии на современном этапе.
2. Человек и человечество.
3. Философская культура личности.
4. Философия и профессионализм.
Список литературы
Учебники
Ермакова Е.Е. Философия: учеб. для техн. вузов. – М.,2000. –С.240-263.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.,1999. –С.4-77.
Ермакова Е.Е. Философия: учеб. для техн. вузов. – М.,2000. – С.18-68.
Чтение философской литературы (первоисточников)
Данный вид работы не является обязательным для всех студентов, но, возможно, некоторым облегчит усвоение курса философии.
Философия относится к числу наиболее абстрактных учебных дисциплин, что затрудняет усвоение её основных идей. В истории философской мысли кристаллизовалось множество идей, обобщающих определённые стороны человеческой практики. Сама их суть близка человеку – ведь они представляют собой ответы на те мировоззренческие вопросы, которые задаёт себе каждый. Но язык, который используют философы, не всем понятен – он требует подготовки. Более того, не существует одного языка, которым пользовались бы все философы: одни из них используют один категоральный аппарат, другие – иной. Всё это чрезвычайно усложняет самостоятельную работу с текстами.
Обращение к философским знаниям – всегда внутреннее событие – поиск человеком ответа на возникшую потребность понять, объяснить.
Сознательное отношение к проблемам мировоззрения – необходимое условие формирования личности. В дополнение к профессиональным навыкам, знаниям, эрудиции, так необходимым при решении конкретных задач, каждому из нас требуется нечто большее. Для понимания жизни во всей её полноте и сложности требуются широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что происходит.
Изучение философской проблематики, чтение и толкование пусть и незначительных фрагментов философских текстов нисколько не затрудняют изучение философии, но напротив, облегчают его, развивают аналитические способности к суждению, уважение к мнению другого человека, подталкивают к необходимости собственной работы над формированием своего мировоззрения. Произведения философов, рекомендуемые для самостоятельного чтения, позволят прикоснуться к вершинам человеческой мысли.
Список литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения
1. Августин А. Исповедь. – М.,1991.
2. Аврелий М. Наедине с собой. Размышления. – М.,1994.
3. Ал-Газали. Воскрешение наук о вере. – М., 1980.
4. Аналитическая философия: Избранные тексты. –М., 1993.
5. Аристотель. Сочинения в 4 т. – М., 1975-1984.
6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1993.
7. Бергсон А. Собр. соч. – М., 1992.
8. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1991.
9. Боэций. Утешение философией и другие трактаты. – М., 1990.
10. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. – Киев, 1996.
11. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1991.
12. Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1995.
13. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. – М., 1989.
14. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1989.
15. Вольтер Ж.-М. Философские сочинения. – М., 1988.
16. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988.
17. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.
18. Грамши А. Избранные произведения/пер с итал.;под общ. ред. И.В.Григорьева и др.; вступит ст. П.П. Смирнова. – М.: Политиздат, 1980.
19. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950.
20. Дидро Д. Сочинения: в 2 т. - М., 1950.
21. Ибн Сина. Избранные философские произведения. – М.,1990.
22. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.,1991.
23. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1991.
24. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975.
25. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.,1993.
26. Лосский Н.О. Избранное. – М., 1991.
27. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.
28. Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М.: Юрист, 1994.
29. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М., 2001.
30. Монтень М. Опыты: в 3 кн. – М.,1979-1980.
31. Мунье Э. Манифест персонализма. – М.,1999.
32. Мэмфорд Л. Техника и природа человека//Новая технологическая волна на Западе. – М., 1986. – С.48-81.
33. Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. – М., 1990.
34. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. – М.:Весь мир, 1997.
35. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Наука, 1991.
36. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой/ пер. с англ.; под общ. ред. В.И. Аршилова – М., 1986.
37. Помпонацци П. Трактаты о бессмертии души, о причинах естественных явлений или о чародействе. – М.,1990
38. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т. – М., 1992.
39. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. –М.,1957.
40. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1985.
41. Роттердамский Э. Философские произведения – М., 1986.
42. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М.,1969.
43. Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.
44. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм//Сумерки богов. – М., 1990.
45. Сноу Ч.П. Две культуры и научно-техническая революция. – М., 1973.
46. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, личность. – М.: Республика, 1992.
47. Тоффлер А. Футурошок. – СПб.: Лань, 1997.
48. Унамуно М. Избранное: в 2 т. - М., 1981.
49. Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1993.
50. Фейербах Л. Сочинения: в 2 т. – М.,1995.
51. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992.
52. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Вариант, 1990.
53. Фромм Э. Иметь или быть? – М.,1990.
54. Фромм Э. Душа человека. – М., Республика, 1992.
55. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. – М., 1993.
56. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. – М.,1991.
57. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. – М., 1989.
58. Шарден П.Т. Феномен человека: пер. с фр. – М.: Наука, 1987.
59. Шестов Л. Сочинения: В 2 т. – М., 1993.
60. Юнг К. Проблемы души нашего времени. – М., 1994.
61. Ясперс К. Смысл и назначение истории/ пер. с нем. – М.: Политиздат, 1991.
После прочтения произведения необходимо составить краткий рассказ о прочитанной книге: основная идея, дискуссионные моменты, значимость и актуальность темы для современного человека. Во время индивидуальных консультаций рассказать преподавателю о прочитанной книге.
Контроль проделанной за семестр работы осуществляется в форме экзамена. Экзамен в обязательном порядке включает в себя весь объём пройденного курса. Экзамен проводится строго по расписанию. Студент имеет право на пересдачу только неудовлетворительной оценки. Вторая пересдача принимается комиссией.
Вопросы к экзамену
- Мировоззрение, компоненты мировоззрения.
- Исторические типы мировоззрения.
- Специфика философского знания. Круг проблем философии.
- Материализм и идеализм в античной философии.
- Античная философия и становление христианского мировоззрения.
- Основные проблемы философии средних веков. Спор об универсалиях
- Натурфилософия эпохи Возрождения.
- Философия Нового времени.
- Философия ХХ века.
- Проблема бытия в философии. Сферы бытия.
- Категория субстанции.
- Категория материи. Современные представления о системной организации материи.
- Материя, движение, пространство и время.
- Сознание: природа, свойства, структура.
- Сознание и бессознательное.
- Познание: границы и возможности. Проблема познаваемости мира.
- Единство чувственного и рационального в познании.
- Проблема истины в философии и науке. Концепции истины.
- Практика и истина. Виды практики. Истина и заблуждение.
- Научное познание: специфика, структура, формы и методы.
- Общество: основные концепции развития.
- Общество как система: сферы, структура.
- Типы обществ. Типология социальных групп.
- Формы общественного сознания.
- Общественный прогресс и его критерии.
- Человек. Проблема смысла жизни человека.
- Личность. Структура личности. Свобода и ответственность личности.
- Культура. Функции культуры.
- Культура и цивилизация.
- Картина мира в науке, религии, искусстве.
- Техника и технология. Специфика инженерной деятельности.
- Глобальные проблемы современной цивилизации.