Эволюция представлений об обществе в философии
· В частности, общество определяется как:
o выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией;
o система («мир») человеческой деятельности,
o система взаимодействия (интеракции) между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни;
o система взаимосвязанных и взаимодополнительных сфер
· могут быть выделены различные феномены индивиды, социальные группы, институты и учреждения, с характерными для них социальными действиями
· Три фундаментальных теоретических концепции общества:
· Общество как реляционная система («система общественных отношений») К. Маркса. Исходно – материалистич понимание истории. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». материальная жизнь общества, прежде всего способ производства и те экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства. Базис и надстройка (идеологические отношения).
· Общество как структурно-функциональная система Т. Парсонса. констатирует важную роль индивидуальной деятельности людей. единичное социальное действие является системообразующим элементом общества. Однако в дальнейшем Т. Парсонс начинает использовать в интерпретации общества парадигму социологического универсализма, ориентированную не столько на изучение мотивов и смыслов индивидуальных социальных действий, сколько на функционирование обезличенных структурных компонентов общества его подсистем.
· Общество как результат рационализации социального действия М. Вебера. Известный немецкий социолог и социальный философ конца XIX начала ХХ вв. М Вебер, являющийся основателем «понимающей социологии», также исходит из интерпретации общества как субъективно-объективной реальности. определяющим в понимании того, что собой представляет современное общество, выступает характер социальных действий индивидов. Исследовательский подход – методологический индивидуализм. Социальное действие обладает 2 признаками: «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует поступки человека, а также «ожиданием», «ориентацией на Другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое социальное действие.
· Типы соц действий: аффективное основанное на актуальных аффектах и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами; 2) традиционное, побуждаемое традициями, обычаями, привычками 3) ценностно-рациональное, характеризующееся сознательным следованиям принятой в обществе или социальной группе системе ценностей 4) целерациональное, определяемое сознательной постановкой практически значимой цели (характерно для Запада)
Природа научной революции
· Первой была революция XVII - становление классического естествознания Через все классическое естествознание с XVII века проходит идея, согласно которой объективность и предметность научного знания достигаются только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности.
· Идеалы естествознания XVII-XVIII опирались на систему философских оснований, доминирующую роль играли идеи механицизма.
· Радикальные перемены произошли в первой половине XIX. Их можно расценить как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания — дисциплинарно организованной науке.
· В биологии, химии и др формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической. В биологии и геологии возникают идеалы эволюционного объяснения, в то время как физика продолжает строить свои знания, абстрагируясь от идеи развития. В эпистемологии центральной становится проблема соотношения разнообразных методов науки, синтеза знаний и классификации наук. Выдвижение ее на передний план связано с утратой прежней целостности научной картины мира, а также с появлением специфики нормативных структур в различных областях научного исследования. Поиск путей единства науки, проблема дифференциации и интеграции знания превращаются в одну из фундаментальных философских проблем
· Третья глобальная научная революция связана со становлением неклассического естествознания. С конца XIX до середины XX. В физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика и теория систем.
· Нормы неклассической науки характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий. В противовес идеалу единственно истинной теории допускается истинность нескольких. Осмысливаются корреляции между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. Принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познават. деятельности. Новая система познавательных идеалов и норм обеспечивала расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных саморегулирующихся систем.
· Типы научных революций: Мини-революции, относятся к отдельным отраслям знаний в рамках конкретной научной дисциплины. Локальные революции имеют место тогда, когда концептуальные изменения происходят в рамках научной дисциплины в целом. Глобальные научные революции характеризуют собой такие трансформации знания, которые радикально трансформируют существующие представления о методологических основах науки и приводят к становлению нового видения мира. Понятие парадигмы.