Проблема субъекта и объекта в познании
· Исходную структуру процесса познания представляет субъект-объектное отношение
· В самом широком смысле под субъектом познания понимается человек как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др.)
· Объект познанияв большинстве классических концепций рассматривается как фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта.
· Нужно исследовать особенности «логики интеллекта», т. е. давать характеристику субъекта, осуществляющего познавательную деятельность.
· Но при этом важно понимать, что проблема объекта познания, как и другие вопросы гносеологии, обретают смысл и значение лишь постольку, поскольку они связаны с проблемой субъекта познания, соотнесены с ней.
· В истории классической философии можно выделить четыре гносеологические программы:
o Наивно-реалистическая теория познания. Представлена в философии созерцательного или метафизического материализма Нового времени (Ламетри, Гольбах, Дидро). Субъект здесь – это индивид, человек, способности к познанию у которого формируются посредством эволюции
o Гносеологическая прогр. идеалистического эмпиризма (Юм). субъект познания интерпретируется как совокупность познавательных способностей. Вещь есть совок-ть ощущений.
o Программа трансцендентальной гносеологии (Кант). объекты познания существуют как результат активного их конструирования в творческой деятельности субъекта. Под субъектом Кант имеет в виду «трансцендентальный субъект» как некое чистое, доопытное и внеисторическое сознание. В структуре трансцендентального субъекта выделяются априорные формы организации познавательной деятельности.
o Социокультурная программа. Субъект познания трактуется как социально-исторический субъект (Маркс и Гегель). Таким образом, человек становится субъектом познания лишь постольку, поскольку он в процессе обучения и социализации приобщается к культурно-историческому наследию.
o В качестве важнейших программ постклассической гносеологии выделяют: экзистенциально-феноменологическую, биопсихологическую, аналитическую, герменевтическую и др.
· Особенности постклассических подходов. а) отказ от принципа субъект-объектной оппозиции как исходной гносеологической установки б) акцент на вопросе о природе субъективности как неотъемлемой характеристики всякого события, происходящего в мире; в) переосмысление проблемы истины в познании г) исследование прагматических функций языка и речи как наиболее актуальных вопросов современной эпистемологии.
36. Творческая природа и социокультурная размерность…
· идея о социокультурной размерности сознания наиболее рельефно отделяет классические и неклассические версии философии сознания. Классики исходят из гносеологич робинзонады, сознание характериз. как tabula rasa (чистая доска). Разум обозначали как зеркало рацион-но организ-ой природы.
· Преодолел классич. принц. созерцат-ти мышления Маркс, обозначив обществ сознание как идеология (у Маркса это ложное сознание). Общественное сознание задает специфичную для каждой эпохи шкалу аксиологических предпочтений.
· Герменевтик Гадамер продолжил традицию критики «чистого сознания». Гадамер предпринимает попытку реабилитации «культурных предрассудков», которые составляют ту необходимую структуру сознания, которые обеспечивают целостность всякого психического опыта и определяют возможности и границы человеческого понимания.
· о социокультурной размерности можно говорить применительно ко всем основным структурным уровням организации психики и сознания: бессознательному, чувственно-эмоциональному, интуитивно-волевому и рационально-дискурсивному.
· Сознание: возм-ть предвосхищать ситуации на основе опыта.
· Практика и деятельность фактически обусловили возникновение и функционирование сознания, где всякий мыслительный акт это «внутреннее действие». Осознанность деятельности связ с целеполаганием.
· Традиция и образование –формируют сознание, определяют те самые культурные предрассудки.
· Реальный опыт сознания всегда задан как коммуникативный процесс в многообразии его форм: автокоммуникации, диалога, полилога. Обеспечение коммуникации – язык и речь. Язык - система дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям. Речь- это оформленная в соответствии с принятыми в социуме правилами словесная деятельность, в которой конкретизируется язык.
· Посредством речевых актов осуществляется непосредственное межличностное взаимодействие и корреляция «Я» с социальной действительностью.
· Значение языка для понимания опыта сознания огромно. Фактически любой факт нашего сознания отражен в соответствующем языковом конструкте: высказывании, слове, имени. Это позволяет на языковом материале проследить отличия в мировосприятии и ментальности различных народов.
· Однако акцент на языке как исключительном средстве изучения сознания в философии ХХ в., едва ли является правомерным. Компьютеры могут успешно решать логические задачи, но мыслят они не как человек. Интуиция связана с непосредственным знанием об объекте, получаемом в результате внелогического соединения различных фрагментов опыта в целостный образ.
· Текст – феномен субъективного выражения своего сознания, контекстов, опыта.