Природа. Эволюция представлений о природе
· Природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная
· Природа – от греческого термина фюсис. В результате природа понимается как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им определенность. У Демокрита и Эпикура превалирует естественнонаучный смысл, ибо природа рассматривается здесь как совокупность атомов и пустоты
· Новое время – объект естествознания. Образ природы задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о прир среде. Физика вплоть до И. Ньютона называлась натуральной философией.
· Эволюция представлений о природе. Научная картина природы строилась на принципах объективности, когда мир виделся как совокупность объектов; в модельных схемах мир представлялся как закрытый, линейный и конечный; превалировал дискурсивный, логический, линейный тип мышления.
· Новое понимание природы - синергетический подход (Г Хакен, И. Пригожин, В. Эбелинг), сформированный благодаря важнейшим открытиям неравновесных структур, возникающих в результате необратимых процессов, способных к самоорганизации своих связей.
· Видение природы в аспекте присущей ей множественности, темпоральности и сложности потребовало умения ориентироваться во времени, различать прошлое и будущее, без чего немыслимо научное исследование природного мира. Ведущей идеей становится принцип процессуальности, когда природный мир видится в череде событий. Мир предстает как многомерный, открытый, бесконечный. Востребован новый тип мышления вероятностный, статистический, открытый для вненаучного знания. Синергетическое мировидение соединяет в себе два способа постижения мира восточное образно-интуитивное и западное логико-вербальное.
Природа как среда обитания
· Природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная
· Природа – от греческого термина фюсис. В результате природа понимается как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им определенность. У Демокрита и Эпикура превалирует естественнонаучный смысл, ибо природа рассматривается здесь как совокупность атомов и пустоты
· Новое время – объект естествознания. Образ природы задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о прир среде. Физика вплоть до И. Ньютона называлась натуральной философией.
· Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имеет место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. В данном конкретном смысле естественное ассоциируется с природой (гео- и биосферой), а искусственное с различными сферами деятельности человека и социальной организацией его жизни (социо-, антропо-, техносферой).
· В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т. д.) и естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергию ветра, пара и т.д.). Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства. Поскольку материальное производство основная форма отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека или «вторая природа», «неорганическое тело цивилизации» согласно К. Марксу. В объем данного понятия включается все, что так или иначе произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведенные путем селекции, генной инженерии и т.п.
Понятия биосферы и ноосферы
· Термин «биосфера» впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж. Б. Ламарком. Сегодня это понятие имеет несколько возможных толкований: 1) совокупность всех организмов; 2) область современной жизни; 3) особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания; 4) результат исторического взаимодействия живого и неживого. Современные представления сложились благ Вернадскому
· Биосферу рассматривают в качестве одного из основных структурных компонентов строения нашей планеты и выделяют такие структурные уровни ее организации, как: молекулярный клеточный, тканевой, организменный, популяционный и биогеоценотический
· Философский смысл понятие биосфера получило у В. Вернадского, который ввел термин живое вещество, а биосферой назвал среду, в которой это все развивается. М/у живым и неживым осуществляется постоянный энергетический обмен. Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее. Неживое вещество доминирует в структуре биосферы
· Вначале человек осуществил биосферную «технологию» (нахождение в природе готовых жизненных средств), а затем производство привело к новой форме отношений человека с биосферой он начал создавать культурную биогеохимическую энергию (земледелие, скотоводство).
· Ноосфера (понятие) - математик Э. Леруа в 1927 г., но, по его признанию, оно возникло у него под влиянием лекций Вернадского о биосфере Земли. Данный термин встречается и в концепции «христианского эволюционизма» Тейяра де Шардена и обозначает часть природы, представляющую собой «мыслящий пласт», разворачивающийся над миром растений и животных вне биосферы.
· У В. Вернадского ноосфера это качественно новый этап эволюции биосферы, определяющийся разумом человека.
· Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, которая должна была выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. Тимофеев-Ресовский.
· Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естества.
· Швейцер:принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как индивидуума, так и общества. Развивая идеи А. Швейцера, говорят о так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера - это область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе.
· Цель стратегии устойчивого развития обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности, достигая сбалансированного социоприродного развития. Нужно перейти от реагирования к профилактике.