Индивидуальное и общественное сознание. Законы развития общественного сознания
Важнейшими составляющими человеческой сущности являются труд и мысль. Сознание не менее реально, чем труд. Активность общественного и индивидуального сознания вторична, производна от общественного бытия. Сознание вообще и принципы, идеи в частности всегда есть осознания объективного мира и жизненного процесса человечества, их отражение. Как сознание общества, общественное сознание есть совокупность индивидуальных сознаний. Сознание индивидов есть носитель общественного сознания. В общественном сознании есть всеобщее, родовое и собственно индивидуальное, присущее сознанию отдельных индивидов. В каждую историческую эпоху общественное сознание есть единство родового и индивидуального, но в докапиталистических формациях доля индивидуального была незначительной вследствие слабой обособленности человека как индивида, слитности его с той или иной общностью (род, каста). С ростом индивидуализации труда усиливается и индивидуализация общественного сознания. Развитие общественного сознания, таким образом, не сводится к развитию в нём родового. Усложнение родового в его единстве с индивидуальным образует главный, магистральный путь развития общества как коллектива индивидов, т.к. родовое, общественное развивается через развитие индивидуального. Всё специфически человеческое рассматривается как ненаследственное, всё врождённое – как биологическое[1].
Существует концепция[2] о законченности (в пределах общего биологического типа) биологической эволюции человека, о ненаследуемости результатов культурного развития человеческого общества. Из концепции, однако, не следует, что в специфически человеческих способностях и функциях нет наследуемых компонентов. Способности мышления и трудовой деятельности даны человеку от рождения и формируются в процессе индивидуального развития. Однако формирование человека было не только биологическим процессом. Формирование человека означает, в первую очередь, формирование его социальной природы, которое в подчинённом виде включает в себя процесс складывания нового биологического типа. Когда процесс формирования человека как социального существа заканчивается, возникает наследственная передача определённых элементарных предпосылок, задатков специфически человеческих психических свойств.
Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни[3] (гл.) и общественного сознания. Фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания – процессом интериоризации. Два аспекта формирования индивидуального сознания: самостоятельное осознание субъектом бытия и усвоение им существующей системы взглядов.
В классовом обществе общественное сознание имеет классовый характер, представляет собой совокупное сознание господствующего и подчинённых классов.
МПИ исходит из признания первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, которое всегда есть осознание материального жизненного процесса, его приближённо верное отражение. Реальный процесс жизни индивидов не осознаётся и не охватывается общественным сознанием полностью. Труд, производственная деятельность человека – база, на которой формируются, развиваются индивидуальное и общественное сознание.
Наиболее общие законы развития общественного сознания выражают его вторичность, производность от общественного бытия. Три основных закона:
§ закон зависимости общественного сознания (ОС) от общественного бытия (ОБ). Т.к. общественное сознание отражает общественное бытие, то общественное сознание зависит от общественного бытия. Зависимость двойственна: общественное сознание зависит от труда как такового (непосредственная связь) и от производственных отношений, сложившихся на его основе (опосредованная связь). Соответственно, возможен непосредственный перевод содержания общественного бытия в те или иные духовные принципы, а также опосредованный переход. Зависимость (ОС от ОБ) имеет две стороны: качественную (их содержательное сходство) и количественную (степень сходства).
§ закон относительной самостоятельности общественного сознания – как вторичное, ОС обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью. Но с определённого момента (с момента разделения материального и духовного труда) становится возможным отрыв ОС от ОБ, но ОС, тем не менее, не становится полностью независимым. Будучи зависимым, ОС всё-таки обладает собственными закономерностями, выраженными в ряде тенденций: отставание от ОБ, преемственность и неравномерность развития уровней и форм сознания;
§ закон активного влияния общественного сознания на материальные процессы. Будучи производным от ОБ, ОС не является пассивным, оказывает активное влияние на материальные процессы и при определённых условиях может играть решающую роль. С точки зрения материализма активность сознания вторична, а с точки зрения идеализма – первична. Активность проявляется в его способности опережать наличное бытие, предвосхищать будущее.