Материалистическое понимание истории. Законы общества.

В середине 19 века появилось совершенно новое философское учение, созданное Карлом Марксом и впоследствии получившее имя «марксизм». Суть учения по-разному интерпретировалась различными политическими движениями и партиями.

В течение долгого времени марксизм являлся ведущей идеологией в Советском Союзе и определял мировоззрение миллионов людей.

Материалистическое понимание истории, как и вся философия Маркса, основано на идее материального понимания мира, которое заключается в том, что мир - это материя и законы, управляющие ее движением.

С этой точки зрения рассматривается исторический процесс и его влияние на жизнь людей.

В рамках своего подхода Маркс доказывает, что главным условием, определяющим большинство исторических процессов, является материальное производство. Главной идеей, на которой строится философия Карла Маркса, в том числе, его понимание истории, является утверждение, что человечество в целом само создает исторические условия, являющиеся источником его развития. Никакие другие факторы, включая особенности географического положения и климата, не могут быть причиной исторического развития народов.

Главную роль в развитии человечества Маркс отводил производительным силам.

Материалистическое понимание истории основано на том, что человек, в понимании Маркса, имеет материальную природу и развивается, осваивая новые средства для удовлетворения своих потребностей.

Общественное бытие, согласно Марксу, является единственной реальностью человеческой жизни. В основе общественного бытия лежат экономические отношения. Человек, с этой точки зрения, воплощает собой общественные отношения. Они заложены в основу формирования общественного и индивидуального сознания.

Именно поэтому развитие человека в историческом понимании происходит за счет борьбы противоположностей. Классовая борьба представляет собой определенный двигатель, направляющий развитие.

В ходе исторического развития Маркс выделяет несколько периодов (или формаций), на основе понятия об уровне развития производительных сил, которые становятся более совершенными, чем производственные отношения, в результате чего возникают революции, и происходит смена формаций.

Маркс видел коммунистическую революцию как средство освобождения от классов и выход на новый уровень существования человека.

Марксизм в экономике и в истории особое внимание уделяет средствам производства. Одним из наиболее важных понятий в философии Маркса является понятие производительных сил. Они определяют отношение человека к природе, к обществу, а также являются источником развития.

Производительные силы каждой формации обладают новыми свойствами. Так раб отличается от крепостного крестьянина, а наемный рабочий от трудящегося социалистического общества.

В ходе производства люди вступают в особый род отношений, которые определяют все остальные, и являются причиной возникновения кризисов, ведущих к переходу на следующий уровень развития.

Таким образом, материалистическое понимание истории было основано на таких понятиях, как производственные отношения и производительные силы. Маркс, в отличие от идеалистов, рассматривал историю, исходя из экономической основы общества, из поиска людьми новых более удобных или выгодных способов удовлетворения потребностей.

Философия Маркса представляет собой огромную и четко выстроенную систему научных знаний о политике, экономике и человеке. Материалистическое понимание истории и в настоящее время является определяющим для понимания сути исторического развития, так как существует мало теорий, которые могли бы столь же подробно и основательно объяснить ход истории.

Философия К. Маркса – целостная система, которая во многом определила развитие нашей страны и ее нынешнее положение в мире.

Законы общества - это принципы, придуманные разными обществами, культурами, цивилизациями.

Важным является вопрос о характере и содержании законов общественного развития. Исходя из того, что общественная жизнь имеет очень сложный, динамичный и необратимый характер, некоторые философы особенно идеалистического направления/ вообще отрицают существование объективных законов исторического развития и тем самым отказываются от рационального управления общественными процессами и предвидение их перспектив. Большинство философов считают все-таки, что законы существуют, что исторические процессы узнаваемые, но трактуют их узнаваемость через идеалистическую аргументацию /например, как у Гегеля - узнаваемость истории через познание абсолютной идеи/. Діалектико-материалистическое понимание законов общества заключается в том, что эти законы существуют, они имеют объективный характер, но вместе с тем они существенно отличаются от законов природы. Законы природы, как правило, действуют вечно и являются неизменными. Законы общества, субъектом развития которого является человек, носят исторический характер /т.е. изменяются/ и имеют субъективный оттенок, ибо осуществляются не только объективные, но и субъективные факторы, создаваемые субъектом. То есть, действие человека через закон не соответствует адекватному результата действия /в этом большой парадокс, который надо каждый раз решать/. Поэтому общественные законы действуют в двух направлениях

66. Исторический характер и многомерность развития общества.

Последние десятилетия второго тысячелетия проходили под знаком нарастающей переоценки ценностей, круг которых стремительно расши-ряется1. По-видимому, кульминационным и в то же время синтетическим пунктом этого движения является интеллектуальная, духовная революция, которая готовит приход нового строя общественной жизни, а в более широком смысле - мировой цивилизации.

Машинная цивилизация с ее законами, глубже всего изученными марксизмом, придала развитию человечества крайне однобокий и ущербный характер: грандиозные научные и технические достижения человеческого разума, позволившие радикально обновить предметную среду жизнедеятельности человека и удовлетворить его многообразные потребности - с одной стороны. Разрушение природных комплексов, обеднение и омертвление духовной жизни, разрушение здоровья целых человеческих поколений - с другой.

Смена социальных порядков - это смена геологических эпох в развитии человечества. Новый порядок развития по сути является отрицанием многих ценностей и истин машинной цивилизации; ему присущи, по мнению современных исследователей, черты, тенденции и закономерности, которые не являются простым продолжением старых (классических) и во многом отличаются от них, будучи широкой многомерностью.

Многомерность - это не отношение между общественной системой и ее частными сферами, уровнями, подсистемами и не отношение между структурами, одна из которых определяется в качестве базовой, первичной, фундаментальной. Это отношение, которое раскрывается на более глубоком уровне: между такими структурами, каждая из которых есть равноценное индивидуальное измерение того общественного целого, в которое она входит.

Понятие многовариантности

Понятие многовариантности развития имеет несколько значений:

а) выбор одного варианта из потенциально существующих в определенный исторический период;

б) реализация неодинаковых вариантов развития общества одного и того же типа в различных условиях;

в) наличие в потоке развития качественно неоднородных слоев, движущихся параллельно или в разных направлениях.

В современном мировом развитии, по мнению многих ученых, на первый план выходят законы системно-циклической динамики. Это общие законы становления многомерного мира, одновременно определяющие его ритм и поступательность; в них выражается определенная конфигурация новых отношений, складывающихся между различными сторонами общественного целого.

Наши рекомендации