Раннепросветительское мировоззрение в допетровской культуре XVII века (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Юрий Крижанич).
Духовные академии в XVII веке играли огромную роль в распространении просвещения, философских знаний и подготовке образованных людей. Не все их выпускники стали служителями культа. В эпоху петровских реформ они занимались административной, дипломатической и научной деятельностью. Из академий вышли такие деятели науки как Симеон Полоцкий, Ф. Прокопович, М. Ломоносов, Антиох Кантемир и др. Раннепросветительский период начинается с середины XVII века и длится вплоть до первой половины XIX века, когда за «словом» последовало «дело» - восстание декабристов.
Начальный этап – царствование Алексея Михайловича. Всё началось с движения за секуляризацию, но Москва долго не могла решиться на неё, даже в духовной сфере. Единственным рассадником светского образования была КМА, основанная в 1532 году. Это было единственное место воспитания русских интеллигентных сил. Лишь с Петра эта роль перейдет сперва к западным университетам, а потом уже к нашим. В разные годы в КМА состояли такие люди как Иосиф Кононович- Горбацкий, Иннокентий Пезель, Стефан Яворский, Феофан Прокопович (1681 – 1736). Киевская профессура в основном занимается синтезом христианского неоплатонизма и аристократизма.
Иосиф Кроховский: «Мы должны следовать Аристотелю, но не слепо». Критерий истины – не авторитет, а разум, логика. В логике они видели средство развития, совершенствования ума => всякое познание сводилось к «наведению» логики.
Либеральное отношение к религии. О Боге рассуждали в абстрактных критериях видений. В нем видели не столько творца, личное начало, сколько «всесовершеннейший разум» - безначальную «вину» (причину) и даже «природу и субстанцию». В воззрениях киевских профессоров на материю четко выделялись две тенденции: 1) распространение движения как общего свойства материи 2) осознание единства и неуничтожимости материи.
СимеонПолоцкий (1629 – 1680) получил образование сперва в КМА, потом в иезуитской Виленской коллегии. Постригся в монахи, несколько лет состоял учителем братской школы. С 1664 года – наставник детей Алексея Михайловича. Ему принадлежит огромное литературное наследие, большей частью оставшееся в рукописях. Широко известны его поэтические своды «Ветроград многоцветный» и «Рифмологион», «Жезл правления». Он считал высшим проявлением разума - Священное Писание. Для всякого человека нужны «свободные науки», наставляющие его в житейских делах. Лишь в единстве с ними вера способна привести к мудрости. Он осуждал тех, кто, имея знание, не делится им с другими. Только приобщая других к науке, они приумножат свои познания. Его книги не только учат благородству и мудрости, но она открывают глаза на мир, делают осмысленным существование. Осмысление мудрости для Симеона Полоцкого имело и практическое значение. Он пристально следил за московской политикой, стремясь внести свою лепту в управлении государством. Это не получалось, однако в философии и богословии он безусловно велик. Ратовал за ограничение самодержавной власти, о чем свидетельствует его приверженность теории просвещенного монарха. Для него самодержавие сохранило право на существование лишь потому, что исключила возможность тирании и деспотизма.
Первые московские интеллигенты были выходцами из Киева. Их приглашали всюду, где только возникала нужда в просвещении и науке. Без них не двигалась ни одна реформа: гражданская, церковная, политическая. Эпоха царя Алексея Михайловича оставила заметный след в истории русского просветительства.
Не менее замечателен следующий философ – Юрий Крижанич (1617 – 1683). Он прибыл в Москву раньше Симеона Полоцкого в 1659 году, но два года спустя по подозрению в прокатолической деятельности отправлен в ссылку в Тобольск. Прожил там 15 лет и уехал в Рим, где принял постриг в одном из доминиканских монастырей. Основные сочинения: трактат «Политика или разговоры о владетельстве». В нем три части: «О благе», «О силе», «О мудрости» - их объединяет одна общая идея – возвышении России как главного центра и оплота мирового славянства. Земледелие, ремесла, торговля – источник богатства страны. Большое внимание уделялось политической мудрости, от которой зависит общее благо.
В славянском характере его огорчала «ксеномания» - любовь ко всему чужому, иностранному. Причину этого он усматривал в невежестве, враждебном отношении к науке. Крижанич высказывался за монархию, полагая, что если она и превратиться в тиранию, то это будет легче исправить, чем любую другую систему. Выделял три преимущества монархии: 1) всеобщая справедливость 2) сохранение покоя и согласия 3) сбережение от опасностей.
Прошло немного времени и рядом с пришлыми книжниками встали их ученики – первые московские западники, «латинствующие». Апостолом «латинствующих» стал Сильвестр Медведев (1641 – 1691). Его заветной мечтой было учреждение в Москве Славяно – Греко – Латинской Академии. И хотя в 1686 году она была открыта, но не стала центром светских наук. Откровенно ограничительный характер носил устав Академии. От ректора и профессуры требовалось быть русскими, рожденными «благочестивыми» родителями и воспитанными в православной вере. Новообращенные католики и лютеране вообще не имели права преподавать. Академия должна была следить за умами приезжавших в Россию иностранцев. Сильвестр единственным мерилом человеческой духовности признавал разум, провозглашая его «благодатью» Святого Духа, наравне с волей и памятью. А само существование веры связывал с просвещением, образованием. В итоге, на него посыпались доносы, его схватили и заточили в монастырь, а потом и казнили как чернокнижника.