ВОПРОС 22. Понятие социального познания
Говоря о понятии «социальное познание», следует иметь в виду 2 его основных аспекта: а) любое познание социально, поскольку оно возникает и функционирует в обществе и детерминировано социально-культурными причинами. В этом широком смысле всякое познание гуманитарно, т.е. связано с человеком; б) одна из форм познавательной деятельности – изучение соц. процессов и явлений (общества, культуры, человека), - в отличие от других форм: познания природы (естествознание) и самого познания, мышления (гносеология, эпистемология, когнитология, логика, философия). Именно этот аспект далее будет иметься в виду.
В зависимости от основания (критерия) внутри научного социального познания различают познание социально-философское, экономическое, историческое, социологическое, психологическое, культурологическое и т.д. Иногда соц.познание отличают от гуманитарного, понимая последнее как отражение мотивационно-смысловых, ценностных факторов и целевых зависимостей.
Особенности современного соц.познания:
1) в самом широком смысле предмет соц.познания – сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах. Еще Гегель отмечал, что есть 2 основные формы объективного процесса: природа и целесообразная деятельность людей. Эта сфера есть единство объективного (соц.законы) и субъективного (индивидуальные интересы, цели, намерения). Иначе говоря, это «мир человека» как созидателя культуры, вторая форма объективного процесса (целесообразная деятельность людей) в отличие от первой – природы.
2) Соц.познание ориентировано, прежде всего, на процессы, т.е. на развитие общественных явлений, на выявление законов, причин и источников этого развития. Главный интерес тут – динамика, а не статика соц.явлений. В этой связи следует указать, что возможны два основных варианта отношения познания к своему предмету - реальной действительности: а) сам предмет существенно не изменяется, а теория, познание его развиваются достаточно быстро. Это ситуация, характерная для естеств.наук, напр, темпы эволюции галактики и сроки познания людьми этой эволюции, б) сроки развития предмета сравнимы со сроками развития теории, вследствие чего эволюция знания, науки уже сама по себе отражает эволюцию объекта. Это типичная особенность, свойственная познанию соц.явлений и процессов. Вот почему здесь особую значимость приобретает принцип историзма – рассмотрение явлений как процессов, в их возникновении, развитии и преобразовании. Особая роль историзма для познания соц.явлений обусловдено тем, что общество лишено стационарных состояний.
3) акцент познания на единичное, индивидуальное, уникальное на основе общего, закономерного. Это и есть то, что Вебер называл культурно значимой индивидуальной действительностью.
В гуманитарной сфере, как и в природе, существуют объективные законы, их выявление и использование – важнейшая задача соц.познания. Однако эти «неточные», расплывчатые законы-тенденции, которые довольно сложно извлечь из предмета последнего ввиду его исключительной сложности (внутренний мир человека, его духовная сфера и т.п.). отсюда – трудности обобщения, генерализации в этой сфере.
Поскольку гуманитарный материал достаточно сильно индивидуализирован и слабо поддается структурированию и типологизации – это сильно затрудняет его выражение в «точном языке», его унификацию и категоризацию. Однако эти процедуры применяются и в этой сфере, хотя их осуществление сталкивается с большими трудностями.
4) в предмет социального познания включен субъект, человек. Поэтому это не столько субъект-объектные, субъект-субъектные отношения (общение, коммуникация и т.п.). Тут люди и авторы и исполнители своей собственной драмы, которую они же и познают. От присутствия субъекта в предмете социального познания «отделаться» и даже отвлечься нельзя. Поэтому главаня задача этой формы познания – понять чужое «Я» не в качестве некоего объекта, а как другого субъекта, как субъективно-деятельностное начало. Соц-гуманитарное познание – это всегда так или иначе изображение личности.
5) Соц-гуманитарное познание – это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. Категории «смысл» и «ценности» являются ключевыми для понимания специфики соц.познания. Человеческая жизнь – это всегда осмысленное бытие. Гуманитарное познание и призвано выявить и обосновать смысл существующего. А смысловые глубины мира и культуры, как тонко подметил М.М.Бахтин, также бездонны, как глубины материи.
Прежде всего, отметим, что в обычной, повседневной речи смысл – это синоним значения, которое есть содержание, связанное с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка.
В более широком плане смысл – это :а) идеальное содержание, идея, сущность, б) предназначение, конечная цель (ценность) чего-л. (смысл жизни, смысл истории и т.п.) в) целостное содержание к-л. Высказывания, несводимое к значениям его элементов, но само определяющее эти значения (напр, смысл худ.произведения), г) назначение, цель к-л. поступка, действия, д) направленность к чему-л. е) разумное основание чего-л. (неразумное основание бессмысленно), ж) здравый смысл – толковость, рассудительность. И т.д.
Т.о., в соц-гуманитарном познании вещь рассматривается не в ее пространственно-временных параметрах, а как носитель смысла, воплощение вне- и сверхпредеьных значений, как знак, символ человеческого проявления. А это значит,
Что сознание в сфере гуманитарного знания апеллирует не к природной сущности вещи, а к ее смыслу.
6) неразрывная и постоянная связь с ценностными, мировоззренческими компонентами. Если в естественных науках эти компоненты остаются как бы внешними по отношению к содержанию знания, то в гуманитарных они входят в само содержание знания. Ценности – специфические социальные характеристики объектов, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, истина, справедливое и несправедливое, прекрасное и безобразное и т.п.), заключенное в явлениях общественной жизни.
Ценностные ориентации разграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Эти факторы выступают важным фактором, регулирующим мотивацию личности. Основное их содержание – убеждения человека, его глубокие и постоянные привязанности, нравственные, эстетические, религиозные принципы и т.п. Социализация личности предполагает усвоение той или иной системы ценностей, их иерархии и приоритетности.
Именно ценностно-смысловые структуры всего существующего представляют наибольший интерес для соц.познания. Достижение истины здесь происходит в «плотной среде» многообразных ценностей, которые указывают на человеческое, социальное культурное значение определенных явлений действительности.
7) Важное значение в СГН имеет процедура понимания – важнейшая характеристика данной формы познания.
8) Сложный, опосредованный характер взаимосвязи объекта и субъекта СГП, его текстовая природа.
В гуманитарном познании происходит «отражение отражения», т.е. здесь имеют место мысли о мыслях, переживание переживаний, слова о словах, тексты о текстах. Бахтин отмеча, что дух, сознание, мышление человека предстают перед исследователем в форме текстов, в языково-знаковом выражении. Вне этого социальное познание невозможно.
Если естественные науки нацелены на вещи, их свойства и отношения, то гуманитарное – на тексты, которым присущи значение, смысл, ценность. Бахтин считал, что «текст есть первичная данность (реальность) всякой гуманитарной дисциплины».
Важная методологическая проблема СГП состоит в том, чтобы исходя из понимания текста как «материализованного выражения духовной культуры», распредметить субъективные смыслы, объективированные в текстах, «услышать через них человеческие голоса» и с их помощью проникнуть в Дух минувших эпох, чужих культур. Т.о., любой текст – источник множества его пониманий, толкований. И понимание его автором – только одно из них.
9) вследствие текстовой природы соц.познания особое место в гуманитарных науках занимает семотическая проблематика. Семиотика (от греч. – знак, признак) – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, общая теория знаковых систем. Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения и переработки сообщений (информации, знания). В качестве знаковых систем можно рассматривать языки изобразительного искусства, архитектуры, театра, кино, музыки и т.п.
Знак отражается в сознании чловека в виде значения или символа. Мир культуры – это мир символических форм, а не «мир фикций» (А.Белый).
Символ – (от греч. Знак, опознавательная примета) – это 1) в науке (логике, математике) то же, что знак, 2) в искусстве – характеристика худ.образа с точки зрения его осмысленности, выражения или некой худ. идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.
Тем самым без таких понятий, как текст, знак, значение, символ, язык, и речи быть не может о СГП, а тем более о его специфике. Однако необходимо иметь в виду, что социокультурные явления нельзя полностью формализовать, втиснуть в жесткие рамки формальных знаковых систем. В этом смысле символ богаче, глубже формального знака, т.к. допускает дву- (и много-) смысленность, неопределенность, неоднозначность и даже таинственность.
10) определяющую роль в СП играет диалог (беседа, разговор), который еще с античных времен стал известен как литературная форма, употребляемая для изложения проблем с помощью диалектики. Сократом и Платоном доведен до высшей формы.
Процесс понимания всегда носит диалогический характер, поскольку понимание тесно связано с общением (зачастую косвенным), предполагает встресу субъектов. Именно в диалоге осущ-ся взаимопознание и взаимопонимание субъектов, каждый из этих 2-х субъективных миров в этом процессе раскрывает свои смысловые глубины.
11) особенно важное занчение для познания имеет философия и такой ее метод, как диалектика. Как отмечал Бахтин, д. родилась из диалога, чтобы снова вернуться к диалогу на высшем уровне – диалогу личностей. Особая роль философии и прежде всего диалектического мышления в соц.познании имеет не только онтологическое (динамичность и целостность его предмета), но мировоззренческое (вооружает определенной системой ценностей), логико-гносеологическое (вооружает системой норм, прнципов познания и форм мышления) значения. Особая роль диалектики определяется тем, что, как указывал Маркс, при анализе экономических форм, нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химич.реактивами, то и другое должна заменить сила абстракции. Последняя и призвана заменить эксперимент, который есть основа естественных наук и не явл-ся характерным способом познания в обществовзнании, хотя он имеется и тут (напр, социальные, экономические эксперименты).
12) Соц.познание ориентировано преимущественно на качественную сторону изучаемой им действительности. Явления и процессы исследуются главным образом со стороны качества и единичного (индивидуального), а не не количества и всеобщего. Поэтому удельный вес количественных методов здесь намного меньше, чем в науках естественно-математического цикла. Однако и здесь все шире развертываются процессы математизации, формализации знания.
13) Отсутствие общепризнанных парадигм (логик и философ Г.Х фон Вригт). Это не означает неизбежность теоретического анархизма в гуманитарных науках, ибо здесь нет единственно истинной теории. Поэтому множественность конкурирующих между собой концептуально-теоретических схем социальной реальности и возможность свободного выбора любой из них – это норма, а не какая-то аномалия.