Вопрос 15. типы научной рациональности
Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов научной рациональности.
В античной философии основанием рациональности является признание тождества мышления и бытия. Само это тождество было открыто греческим философом Парменидом, сущностные характеристики которого следующие:
1) Под бытием он понимал не наличную действительность, данную чувствам, а нечто бесконечное, нескончаемое во времени, лишенное чувственных качеств – истинно сущее Единое (Бог, Абсолют).
2) античная рациональность признала возможность умозрительного постижения принципиально ненаблюдаемых объектов, таких как бытие (Парменид), идеи (Платон), Перводвигатель (Аристотель).
3) Свою способность работать с идеальными моделями мышление может реализовать только в слове. Отсюда – повышенное внимание к слову, к его артикуляции
4) мышление понималось как интеллектуальное озарение, уподобляющее ум человеческий уму божественному. Мышление не сводится только к логике, оно наделялось Парменидом космическими масштабами.
5) основная функция разума усматривалась в познании целевой причины. Разум, как высшая познавательная способность человека, был ориентирован на понимание целесообразности природных явлений в их целостном единстве.
1-я научная революция произошла в 17 в. Ее результатом было возникновение классической европейской науки, прежде всего механики, позже физики. В ходе этой революции сформировался новый тип рациональности, получивший название научного, а период развития науки получил название механистического.
Научный тип рациональности, отличаясь от античного, воспроизвел (в измененном виде) 2 главных основания античной рациональности: принцип тождества бытия и мышления и идеальный план работы мысли.
Однако в философском понимании тождества мышления и бытия произошли изменения:
1) бытие перестало рассматриваться как Абсолют, Бог. Природа рассматривалась как единственная истинная реальность, вещественный универсум. Объекты рассматривались преимущественно в качестве механических устройств, а время – как внешний параметр, не влияющий на характер событий и процессов.
2) человеческий разум потерял свое космическое измерение, а наделялся статусом суверенности. Восторжествовал объективизм, базирующийся на представлении о том, что знание о природе не зависит от познавательных процедур, осуществляемых исследователем. Объяснение сводилось к поиску механических причин и субстанций, а обоснование – к редукции знания о природе, к принципам механики.
3) не отрицая способность мышления работать с идеальными объектами, наука Нового времени сузила их спектр: к идее идеальности присоединилась идея артефакта (сделанной вещи), несовместимая с чистым созерцанием. Научная рациональность признавала правомерность только тех идеальных конструктов, которые можно контролируемо воспроизвести бесконечное количество раз в эксперименте. Мыслительным инструментом теоретических вопросов, управляющих таким экспериментом, стала математика.
4) Основным содержанием тождества мышления и бытия становится признание возможности отыскать такую единственную идеальную конструкцию, которая полностью бы соответствовала изучаемому объекту, обеспечивая тем самым однозначность содержания истинного знания.
5) Наука отказалась вводить в процедуры объяснения не только конечную цель в качестве главной в мироздании и в деятельности разума, но и цель вообще. Научная рациональность стала объяснять все явления только путем установления между ними механической причинно-следственной связи.
Т.о., механическая картина мира приобрела статус универсальной научной онтологии. К началу 19в. механика была единственной математизированной областью естествознания, что способствовало абсолютизации ее методов и принципов познания, а также соответствовавшего ей типа рациональности.
2-я научная революция в конце 18 – первой пол. 19в. Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений к дисциплинарно организованной науке. Специфика объектов геологии и биологии (а эти науки активно формировались в то время) привела к идее развития и постепенному отказу от требований эксплицировать любые естественнонаучные теории в механических терминах. Наука о жизни легализовала телеологию Аристотеля, вводя в свои рассуждения понятия цели.
В самой физике стали возникать элементы нового, неклассического типа рациональности. Тип научного объяснения и обоснования изучаемого объекта через построение наглядной механической модели стал уступать место другому типу объяснения, выраженному в требованиях непротиворечивого математического описания объекта, даже в ущерб наглядности. Начинают осознавать необходимость ввести субъективный фактор в содержание научного знания, что неизбежно приводило к ослаблению жесткости принципа тождества мышления и бытия, характерного для классической науки.
Введя в научную методологию термин «научная метафора», Больцман и Максвелл поставили под вопрос признаваемую классическим научным рационализмом возможность слов адекватно и однозначно выражать содержание мышления и изучаемой им действительности.
3-я научная революция охватывает период с конца 19 до сер 20 века и характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках. В физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия и т.д. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира. Произошла дальнейшая трансформация принципа тождества и мышления, изменилось понимание идеалов и норм научного знания:
1) ученые согласились с тем, что мышлению объект не дан в его природно-девственном состоянии: оно изучает не объект как он есть сам по себе, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором. В классической физике идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта «самого по себе», без указания на средства его исследования, в силу слабого влияния средств наблюдения на характеристики изучаемого объекта, каковым был макрообъект. В квантово-релятивистской физике, изучающей микрообъекты, объяснение и описание невозможны без фиксации средств наблюдения, т.к. имеет место сильное взаимодействие, влияющее на характеристики изучаемого объекта.
2) т.к. любой эксперимент проводит исследователь, то проблема истины напрямую становится связанной с его деятельностью. Актуализировалось представление об активности субъекта познания.
3) ученые и философы поставили вопрос о «непрозрачности» бытия, что блокировало возможности субъекта познания реализовывать идеальные модели и проекты, вырабатываемые рациональным сознанием. В итоге принцип тождества мышления и бытия продолжает размываться.
4) в противовес идеалу единственно научной теории стала допускаться истинность нескольких отличающихся друг от друга теоретических описаний одного и того же объекта, стали признавать относительную истинность теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания.
4-я научная революция совершилась в последнюю треть 20в. рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы. Формируется рациональность постнеклассического типа, ее основные характеристики следующие:
1) если в неклассической науке идеал исторической реконструкции использовался преимущественно в гуманитарных науках (история, археология, языкознание), то в постнеклассической науке стал использоваться в космологии, астрофизике и даже в физике элементарных частиц, что привело к изменению картины мира.
2) возникло новое направление в научных дисциплинах – синергетика. Она стала ведущей методологической концепцией в понимании и объяснении исторически развивающихся систем.
3) субъект познания в такой ситуации не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта: он видоизменяет каждый раз своим воздействием поле возможных состояний системы, т.е. становится главным участником протекающих событий.
4) постнеклассическая наука впервые обратилась к изучению таких исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек. Это объекты экологии, включая биосферу (глобальная экология), медико-биологические и био-технологические (генетическая инженерия) объекты и др. Исследовать такие системы невозможно без использования компьютерных программ.
5) изучение такого рода сложных систем, включающих человека с его преобразовательной производственной деятельностью, идеал ценностно-нейтрального исследования оказывается неприемлемым. Объективное описание такого рода систем предполагает включение ценностей социального, этического и иного характера.
Особо важным моментом было оформление в последние 10-15 лет 20 века космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом. Теория эволюции Вселенной способствовала появлению в постнеклассическом типе рациональности элементов античной рациональности, которые состоят в следующем:
1. обращение к чистому умозрению при разработке теории развития Вселенной напоминает в своих существенных чертах античный тип рациональности. Понятие «Вселенная в целом» родственно античному понятию «Космос».
2. Впервые со времен греческой философии и протонауки в космологии был поставлен вопрос: Почему Вселенная устроена именно так, а не иначе?
3. В современной физике и космологии стали говорить об антропном принципе, согласно которому наш мир устроен таким образом, что в принципе допускает возможность появления человека. В этом смысле он органический элемент космоса.
4. В античности не знали научного эксперимента, но для получения истинного знания также признавалась необходимость опыта, не чувственного телесного, а опыта души. Опыт души – это умственное рассмотрение, теоретизирование, к которому активно обращаются современные ученые.
5. Как в античном типе рациональности начинает стираться граница между теорией элементарных частиц и теорией Вселенной. Возникло близкое античности понимание того, что все связано со всем, «все во всем».