ВОПРОС 14. Научные революции и научные традиции.
Оглядываясь на историю развития науки в целом или отдельного направления можно сказать, что развитие происходит неравномерно. Этапы спокойного развития науки или научного направления рано или поздно заканчиваются. Теории, какое-то время считавшиеся верными фальсифицируются накопившимися фактами, не укладывающимися в эти теории. Появляются новые теории, на тот момент объясняющие практически все факты.
Научная революция предстает как период интенсивного роста знаний, коренной перестройки философских и методологических оснований наук, формирования новых стратегий познавательной деятельности.
Научная революция понимается, во-первых, как качественное изменение в системе знания и мышления, требующее изменения стратегии научного поиска, во-вторых, как коренная перестройка системы познавательной деятельности, качественный скачок в способах производства знаний.
Если анализируется революция в знании, то речь идет об изменениях в научной картине мира (НКМ) — онтологическом основании научного знания. Примерами такой революции могут служить переход от механической к электродинамической картине физической реальности; в химии 19 века — переход с позиций атомистических представлений Д. Дальтона, И. Берцелиуса к принципам периодической системы элементов Д.И. Менделеева. Более глубокие преобразования захватывают кроме картины реальности такие предпосылки и основания научного знания, как стиль мышления, идеалы и нормы исследования, а также философско-мировоззренческие принципы и понятия.
Если революция происходит в научно-познавательной деятельности, меняется ее стратегия, то на первое место ставится качественное изменение субъекта, целей и задач, средств и условий его деятельности, что приводит к изменению в понимании объекта. Особое значение придается открытиям принципиально новых природных объектов и созданию новых средств и способов познания. Это, например, открытие явлений микромира — создание сверхсложных ускорителей и разработка теории элементарных частиц.
Таким образом, перестройка оснований науки, сопровождающаяся научными революциями, может явиться, во-первых, результатом внутридисциплинарного развития, в ходе которого возникаю проблемы, неразрешимые в рамках данной парадигмы. Во-вторых, благодаря междисциплинарным взаимодействиям, основанным на переносе идеалов и норм из одной дисциплины в другую, что приводит к открытию явлений и законов, которые до этого не попадали в сферу научного поиска.
Рассмотрим одну из классификаций революций, она представлена в работах В.С. Степина, выделившего четыре глобальные революции в истории естествознания.
Первая революция
17 — первая пол 18 в. — становление классического естествознания. Основные характеристики: механистическая картина мира как общенаучная картина реальности; объект — малая система как механическое устройство с жестко детерминированными связями, свойство целого полностью определяется свойствами частей; субъект и процедуры его познавательной деятельности полностью исключаются из знания для достижения его объективности; объяснение как поиск механических причин и сущностей, сведение знаний о природе к принципам и представлениям механики.
Вторая революция
Конец 18 — первая пол 19 в., переход естествознания в дисциплинарно организованную науку. Основные характеристики: механическая картина мира перестает быть общенаучной, формируются биологические, химические и другие картины реальности, не сводимые к механической картине мира; объект понимается в соответствии с научной дисциплиной не только в понятиях механики, но и таких, как «вещь», «состояние», «процесс», предполагающих развитие и изменение объекта; субъект должен быть элиминирован из результатов познания; возникает проблема разнообразия методов, единства и синтеза знаний, классификации наук; сохраняются общие познавательные установки классической науки, ее стиля мышления.
Третья революция
Конец 19 — сер 20 в., преобразование параметров классической науки, становление неклассического естествознания. Существенные революционизирующие события: становление релятивистской и квантовой теорий в физике, становление генетики, квантовой химии, концепции нестационарной Вселенной, возникают кибернетика и теория систем. Основные характеристики:
НКМ — развивающееся, относительно истинное знание; интеграция частнонаучных картин реальности на основе понимания природы как сложной динамической системы; объект — не столько «себетождественная вещь», сколько процесс с устойчивыми состояниями; соотнесенность объекта со средствами и операциями деятельности; сложная, развивающаяся динамическая система, состояние целого не сводимо к сумме состояний его частей; вероятностная причинность вместо жесткой, однозначной связи; новое понимание субъекта как находящегося внутри, а не вне наблюдаемого мира — необходимость фиксации условий и средств наблюдения, учет способа постановки вопросов и методов познания, зависимость от этого понимания истины, объективности, факта, объяснения; вместо единственно истинной теории допускается несколько содержащих элементы объективности теоретических описаний одного и того же эмпирического базиса.
Четвертая революция
Конец 20 — нач 21 в., радикальные изменение в основаниях научного знания и деятельности — рождение новой пост-неклассической науки. События — компьютеризация науки, усложнение приборных комплексов, возрастание междисциплинарных исследований, комплексных программ, сращивание эмпирических и теоретических, прикладных и фундаментальных исследований, разработка идей синергетики. Основные характеристики: НКМ — взаимодействие различных картин реальности; превращение их во фрагменты общей картины мира, стирание жестких разграничительных линий; на передний план выходят уникальные системы — объекты, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, исторически развивающиеся и эволюционно преобразующиеся объекты, «человекоразмерные» комплексы; знания об объекте соотносятся не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности; осознается необходимость присутствия субъекта, это выражается прежде всего в том, что включаются аксиологические факторы в объяснения, а научное знание рассматривается в контексте социального бытия, культуры, истории как нераздельное с ценностями и мировоззренческими установками, что в целом сближает науки о природе и науки о культуре.
Научные традиции – элементы научно-культурного и социального наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных научных сообществах в течение длительного времени.
Т.Кун впервые рассмотрел традиции как основной конституирующий фактор развития науки. Любая традиция всегда относится к прошлому, опирается на прежние достижения, как и научная парадигма, которая всегда базируется на прежних достижениях и представляет собой совокупность знаний, методов, образцов решения конкретных задач, ценностей безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Со сменой парадигмы начинается этап нормальной науки. На этом этапе ученый работает в жестких рамках парадигмы, т.е. традиции.
Познавательная культура никак не может существовать без традиций, которые рождаются и развиваются в самых различных видах.
Виды научных традиций:
1. Энциклопедизм. Применительно к античности наука в древности начинала с индивидуального энциклопедизма. Когда наука была неполной, то ею занимались универсалы – ученые. Сократ, Платон, Аристотель занимались наукой в философском духе в угоду своих потребностей. Затем только от нерасчлененной первичной философии начали отпадать различные дисциплины. Энциклопедизм таким образом отжил себя.
2. Академизм. Академия была основана Платоном в 388г. до н.э. по образцу пифагорейского братства и затем получила правовой статус культового союза. Учителя и ученики вели совместную жизнь в пригородных домах. По строго заданному графику проходили учебные занятия и диспуты. Античная академия придерживалась преимущественно поздней философии Платона и сочетала его идеи с элементами пифагорейцев. Затем академия на протяжении почти тысячелетней истории претерпела большие и многочисленные изменения, хотя в определенном смысле сохранила свои традиции. На ход исторического развития академическая традиция (академизм) оказало существенное воздействие.
3. Научные школы. Становление научных традиций, которые вели к формированию школ с тем или иным локальным стилем, началось в тот период греческой истории, когда каждый полис имел собственные культурные традиции. В 7в. до н.э. существовало множество школ, среди которых особенно выделялись школы Фалеса, Пифагора, Демокрита и др. В задачу научной школы входило научить ученика конкретной профессии и дать ему связанные с ней фактические знания. Основное требование сводилось к раскрытию духовных склонностей человека, к созданию предпосылки для его высочайшего образования. Воспитать философское мышление, способность рассуждать, развить известную духовную культуру - такова цель античного образования. Естественной почвой для возникновения научных школ и традиций являются личностные отношения между учителем и учениками.
4. Научная стажировка.
Научная стажировка - вид такой традиции, которая находится между учебой и командировкой. Научный работник выезжает на продолжительное время в какой-либо научный центр или научную школу, чаще всего к именитому ученому
5.Идеи, гипотезы, научные ценности, нормы поведения
Все предпосылки современных философских мировоззрений мы ищем и находим у античных истоков. В истории философии хорошо прослеживается линия Платона и линия Демокрита - идеалистическая и материалистическая. Блестящие, немеркнущие идеи Платона и Аристотеля оказали огромное воздействие прежде всего на выбор проблем многих философов, на употребление категорий как философских инструментов, и, наконец, на разработке их методологии. Вспомним, знаменитый спор между номиналистами и реалистами в Средневековье.
Как только наука соприкасается с потребностями и интересами людей, с практикой – сразу включаются элементы ценностного отношения к миру, дается нравственная оценка. Ценностный подход сопровождает и процесс познания и его результаты. Философское мировоззрение определяет жизненную ориентацию, систему ценностей, стремление, идеалы, моральные качества личности.
6. Личностные контакты между Учителем и учениками.
Личностные контакты между Учителем и учениками, между членами научного сообщества как опыт научной деятельности передаются в научных традициях.
7. Научные трактаты, сочинения, труды.
Методологические принципы и мировоззренческие предпосылки, определяющие характер традиций, передаются и сохраняются в рукописях и сочинениях ученых и активно усваиваются ими в процессе познания. В настоящее время мы не имеем ни одного полного текста сочинений античных мыслителей, особенно это касается философов-досократиков. Но благодаря научным традициям до нас дошли многие фрагменты их трактатов сочинений и благодаря кропотливой тяжкой работе исследователей, основанных во многом на глубокой интуиции и умении вжиться в психологию и дух той эпохи, с одной стороны, в стиль мышления данного философа, с другой - мы имеем реконструкции греческих учений, свойственные во многом архаичному античному мышлению.
8. Научные журналы.
Новой разновидностью научных традиций становятся печатные периодические издания. Научный журнал (франц. journa1, первоначально дневник) появляется, начиная с Нового времени. Первым журналом, вообще, считается "Журналь де саваи", Франция, 1665. В последние десятилетия все большее значение приобретают новые виды информационного обеспечения научной деятельности. Конечная цель ее состоит в переработке больших массивов знания в такие формы, которые соответствовали бы возможностям их освоения учеными и позволяли бы им быть на переднем крае научного поиска.
9. Научные центры, научные парки.
Двадцать лет тому назад в Британии не было научных городков, которых по-английски именуют "научными парками". Уже к 1992 году их стало больше 40. Такие центры исследований и разработок в области техники распространены сегодня по всей стране. Научный парк в нашем представлении, - это наука + коммерция. Тем самым произошла интеграция ученых и коммерсантов, в результате которой научное мышление получило новую объектно-направленную установку.
Научный городок к тому же дал возможность существенно сократить безработицу. Более того, дал толчок развитию местной экономики в сторону новой техники и современных производств. В результате воздействия новых традиций научные центры приобретают совершенно новый облик.
Традиции живут в новом мире.