ВОПРОС 14. Научные революции и научные традиции.

Оглядываясь на историю развития науки в целом или отдельного направления можно сказать, что развитие происходит неравномерно. Этапы спокойного развития науки или научного направления рано или поздно заканчиваются. Теории, какое-то время считавшиеся верными фальсифицируются накопившимися фактами, не укладывающимися в эти теории. Появляются новые теории, на тот момент объясняющие практически все факты.

Научная революция предстает как период интенсивного роста знаний, коренной перестройки философских и методологических оснований наук, формирования новых стратегий познавательной деятельности.

Научная революция понимается, во-первых, как качественное изменение в системе знания и мышления, требующее изменения стратегии научного поиска, во-вторых, как коренная перестройка системы познавательной деятельности, качественный скачок в способах производства знаний.

Если анализируется революция в знании, то речь идет об изме­нениях в научной картине мира (НКМ) — онтологическом основа­нии научного знания. Примерами такой революции могут служить переход от механической к электродинамической картине физи­ческой реальности; в химии 19 века — переход с позиций атоми­стических представлений Д. Дальтона, И. Берцелиуса к принципам периодической системы элементов Д.И. Менделеева. Более глубо­кие преобразования захватывают кроме картины реальности такие предпосылки и основания научного знания, как стиль мышления, идеалы и нормы исследования, а также философско-мировоззренческие принципы и понятия.

Если революция происходит в научно-познавательной деятельности, меняется ее стратегия, то на первое место ставится качественное изменение субъекта, целей и задач, средств и условий его деятельности, что приводит к изменению в понимании объекта. Особое значение придается открытиям принципиально новых природных объектов и созданию новых средств и способов познания. Это, например, открытие явлений микромира — создание сверхсложных ускорителей и разработка теории элементарных частиц.

Таким образом, перестройка оснований науки, сопровождающаяся научными революциями, может явиться, во-первых, результатом внутридисциплинарного развития, в ходе которого возникаю проблемы, неразрешимые в рамках данной парадигмы. Во-вторых, благодаря междисциплинарным взаимодействиям, основанным на переносе идеалов и норм из одной дисциплины в другую, что приводит к открытию явлений и законов, которые до этого не попадали в сферу научного поиска.

Рассмотрим одну из классификаций революций, она представлена в работах В.С. Степина, выделившего че­тыре глобальные революции в истории естествознания.

Первая революция

17 — первая пол 18 в. — становление классиче­ского естествознания. Основные характеристики: механистиче­ская картина мира как общенаучная картина реальности; объект — малая система как механическое устройство с жестко детермини­рованными связями, свойство целого полностью определяется свойствами частей; субъект и процедуры его познавательной дея­тельности полностью исключаются из знания для достижения его объективности; объяснение как поиск механических причин и сущностей, сведение знаний о природе к принципам и представле­ниям механики.

Вторая революция

Конец 18 — первая пол 19 в., переход естество­знания в дисциплинарно организованную науку. Основные харак­теристики: механическая картина мира перестает быть общенауч­ной, формируются биологические, химические и другие картины реальности, не сводимые к механической картине мира; объект по­нимается в соответствии с научной дисциплиной не только в поня­тиях механики, но и таких, как «вещь», «состояние», «процесс», предполагающих развитие и изменение объекта; субъект должен быть элиминирован из результатов познания; возникает проблема разнообразия методов, единства и синтеза знаний, классификации наук; сохраняются общие познавательные установки классической науки, ее стиля мышления.

Третья революция

Конец 19 — сер 20 в., преобразование параметров классической науки, становление неклассического естествозна­ния. Существенные революционизирующие события: становление релятивистской и квантовой теорий в физике, становление генети­ки, квантовой химии, концепции нестационарной Вселенной, воз­никают кибернетика и теория систем. Основные характеристики:

НКМ — развивающееся, относительно истинное знание; интегра­ция частнонаучных картин реальности на основе понимания при­роды как сложной динамической системы; объект — не столько «себетождественная вещь», сколько процесс с устойчивыми состо­яниями; соотнесенность объекта со средствами и операциями дея­тельности; сложная, развивающаяся динамическая система, состо­яние целого не сводимо к сумме состояний его частей; вероятностная причинность вместо жесткой, однозначной связи; новое пони­мание субъекта как находящегося внутри, а не вне наблюдаемого мира — необходимость фиксации условий и средств наблюдения, учет способа постановки вопросов и методов познания, зависи­мость от этого понимания истины, объективности, факта, объяс­нения; вместо единственно истинной теории допускается несколь­ко содержащих элементы объективности теоретических описаний одного и того же эмпирического базиса.

Четвертая революция

Конец 20 — нач 21 в., радикальные изменение в осно­ваниях научного знания и деятельности — рождение новой пост-неклассической науки. События — компьютеризация науки, усложнение приборных комплексов, возрастание междисципли­нарных исследований, комплексных программ, сращивание эмпи­рических и теоретических, прикладных и фундаментальных иссле­дований, разработка идей синергетики. Основные характерис­тики: НКМ — взаимодействие различных картин реальности; превращение их во фрагменты общей картины мира, сти­рание жестких разграничительных линий; на передний план вы­ходят уникальные системы — объекты, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, исторически развивающиеся и эволюционно преобразующиеся объекты, «человекоразмерные» комплексы; знания об объекте соотносятся не только со средства­ми, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности; осоз­нается необходимость присутствия субъекта, это выражается прежде всего в том, что включаются аксиологические факторы в объяснения, а научное знание рассматривается в контексте социального бытия, культуры, истории как нераздель­ное с ценностями и мировоззренческими установками, что в целом сближает науки о природе и науки о культуре.

Научные традиции – элементы научно-культурного и социального наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных научных сообществах в течение длительного времени.

Т.Кун впервые рассмотрел традиции как основной конституирующий фактор развития науки. Любая традиция всегда относится к прошлому, опирается на прежние достижения, как и научная парадигма, которая всегда базируется на прежних достижениях и представляет собой совокупность знаний, методов, образцов решения конкретных задач, ценностей безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Со сменой парадигмы начинается этап нормальной науки. На этом этапе ученый работает в жестких рамках парадигмы, т.е. традиции.

Познавательная культура никак не может существовать без традиций, которые рождаются и развиваются в самых различных видах.

Виды научных традиций:

1. Энциклопедизм. Применительно к античности наука в древности начинала с индивидуального энциклопедизма. Когда наука была неполной, то ею занимались универсалы – ученые. Сократ, Платон, Аристотель занимались наукой в философском духе в угоду своих потребностей. Затем только от нерасчлененной первичной философии начали отпадать различные дисциплины. Энциклопедизм таким образом отжил себя.

2. Академизм. Академия была основана Платоном в 388г. до н.э. по образцу пифагорейского братства и затем получила правовой статус культового союза. Учителя и ученики вели совместную жизнь в пригородных домах. По строго заданному графику проходили учебные занятия и диспуты. Античная академия придерживалась преимущественно поздней философии Платона и сочетала его идеи с элементами пифагорейцев. Затем академия на протяжении почти тысячелетней истории претерпела большие и многочисленные изменения, хотя в определенном смысле сохранила свои традиции. На ход исторического развития академическая традиция (академизм) оказало существенное воздействие.

3. Научные школы. Становление научных традиций, которые вели к формированию школ с тем или иным локальным стилем, началось в тот период греческой истории, когда каждый полис имел собственные культурные традиции. В 7в. до н.э. существовало множество школ, среди которых особенно выделялись школы Фалеса, Пифагора, Демокрита и др. В задачу научной школы входило научить ученика конкретной профессии и дать ему связанные с ней фактические знания. Основное требование сводилось к раскрытию духовных склонностей человека, к созданию предпосылки для его высочайшего образования. Воспитать философское мышление, способность рассуждать, развить известную духовную культуру - такова цель античного образования. Естественной почвой для возникновения научных школ и традиций являются личностные отношения между учителем и учениками.

4. Научная стажировка.

Научная стажировка - вид такой традиции, которая находится между учебой и командировкой. Научный работник выезжает на продолжительное время в какой-либо научный центр или научную школу, чаще всего к именитому ученому

5.Идеи, гипотезы, научные ценности, нормы поведения

Все предпосылки современных философских мировоззрений мы ищем и находим у античных истоков. В истории философии хорошо прослеживается линия Платона и линия Демокрита - идеалистическая и материалистическая. Блестящие, немеркнущие идеи Платона и Аристотеля оказали огромное воздействие прежде всего на выбор проблем многих философов, на употребление категорий как философских инструментов, и, наконец, на разработке их методологии. Вспомним, знаменитый спор между номиналистами и реалистами в Средневековье.

Как только наука соприкасается с потребностями и интересами людей, с практикой – сразу включаются элементы ценностного отношения к миру, дается нравственная оценка. Ценностный подход сопровождает и процесс познания и его результаты. Философское мировоззрение определяет жизненную ориентацию, систему ценностей, стремление, идеалы, моральные качества личности.

6. Личностные контакты между Учителем и учениками.

Личностные контакты между Учителем и учениками, между членами научного сообщества как опыт научной деятельности передаются в научных традициях.

7. Научные трактаты, сочинения, труды.

Методологические принципы и мировоззренческие предпосылки, определяющие характер традиций, передаются и сохраняются в рукописях и сочинениях ученых и активно усваиваются ими в процессе познания. В настоящее время мы не имеем ни одного полного текста сочинений античных мыслителей, особенно это касается философов-досократиков. Но благодаря научным традициям до нас дошли многие фрагменты их трактатов сочинений и благодаря кропотливой тяжкой работе исследователей, основанных во многом на глубокой интуиции и умении вжиться в психологию и дух той эпохи, с одной стороны, в стиль мышления данного философа, с другой - мы имеем реконструкции греческих учений, свойственные во многом архаичному античному мышлению.

8. Научные журналы.

Новой разновидностью научных традиций становятся печатные периодические издания. Научный журнал (франц. journa1, первоначально дневник) появляется, начиная с Нового времени. Первым журналом, вообще, считается "Журналь де саваи", Франция, 1665. В последние десятилетия все большее значение приобретают новые виды информационного обеспечения научной деятельности. Конечная цель ее состоит в переработке больших массивов знания в такие формы, которые соответствовали бы возможностям их освоения учеными и позволяли бы им быть на переднем крае научного поиска.

9. Научные центры, научные парки.

Двадцать лет тому назад в Британии не было научных городков, которых по-английски именуют "научными парками". Уже к 1992 году их стало больше 40. Такие центры исследований и разработок в области техники распространены сегодня по всей стране. Научный парк в нашем представлении, - это наука + коммерция. Тем самым произошла интеграция ученых и коммерсантов, в результате которой научное мышление получило новую объектно-направленную установку.

Научный городок к тому же дал возможность существенно сократить безработицу. Более того, дал толчок развитию местной экономики в сторону новой техники и современных производств. В результате воздействия новых традиций научные центры приобретают совершенно новый облик.

Традиции живут в новом мире.

Наши рекомендации