ВОПРОС 7. Становление наук в Новое время
1. Формирование классической Nки. Новое время –17-19вв. Время новой формации, капитализм (другие порядки, другое производственные отношения после феодализма). Начинается ускоренное развитие. В Nом познании колоссальное развитие.
17в. Классическая Nка: родоначальник и основатель материализма англ. ученый Фрэнсис Бэкон – гос. деятель, «Новый Органон». Провозгласив целью знания способность науки увеличивать власть над природой, Б считал, что достичь этой цели может лишь наука, постигающая истинные причины явлений. Резко выступал против схоластики. Для достижения истины считает необходимой реформу метода. Первым шагом этой реформы должно стать очищение ума от постоянно грозящих ему заблуждений – идолов. Часть заблуждений порождается склонностями ума, присущими всему человеческому роду (и. рода – человеч-ий род все познать не может), часть – склонностями, свойственными отдельным группам ученых или отдельным лицам, часть – коренится в несовершенстве и неточности языка, и, наконец, часть – в некритическом усвоении чужих мнений. После устранения ложных воззрений возможно построение новой науки на основе истинного метода. По Б., наука эта должна быть рациональной переработкой фактов опыта. Посылками ее выводов (средними аксиомами) будут положения, основанные на понятиях, добытых посредством методического обобщения, или индукции. Бэкон от частного идет к общему, т.е. Предпосылку индукции образует аналитическое понимание эксперимента. «Знание – сила».
Галилео Галилей – италь. физик, астроном 16-17в. Исследовал звездный свод, небесные тела. Изобретатель микроскопа, термометра. Главным достижением Г в механике было открытие закона инерции, принципа относительности, согласно которому равномерное и прямолинейное движение тел не отражается на процессах, происходящих в этой системе. Важнейшее значение имели астрономические открытия, послужившие важными аргументами в пользу истинности гелиоцентрической системы Коперника.Мир бесконечен, материя вечна, природа едина. В основе природы лежит строгая причинность неизменных атомов, подчиняющихся законам механики.
Иоганн Кеплер – нем.астроном 16-17в. Исследовал звездную систему, движение небесных тел, спутники звезд (характер движения спутников). Кеплер разработал теорию солнечных и лунных затмений, предложив способы их предсказания, уточнил величину расстояния между Землей и Солнцем. Естествоиспытатель сделал попытку не философского, а механического объяснения небесных движений, причиной которых считал взаимное притяжение тел, рассматривая их по аналогии с притяжением магнита, но природу сил тяготения для себя Кеплер еще не прояснил. Он не принимал закона инерции в той интерпретации, которую мы увидим у Декарта и Ньютона. Для него инерция тела состоит в его стремлении к покою, в сопротивлении движению - понимание, свойственное античности и средневековью. Вот поэтому Кеплер, также как и Аристотель, считал, что для приведения тела к движению необходим двигатель.
Рене Декарт – франц. Ученый 16-17, создатель аналитической геометрии, математик, философ. Учение о материи, телесной субстанции, отождествил материю с протяжением. Это означало, что всякая протяженность телесна и абсолютно пустого пространства не существует. Пространство – тонкая материя, которая имеет свое св-во, кач-во, как свет, тепло и т.д. Плотность т геометрические свойства составляют всю сущность телесности. Однако в материалистическую физику вторгается дуализм: общая причина движения – Бог, в человеке тж связаны телесный механизм и мыслящая и волящая душа. «Мыслю, следовательно, существую». В учении о познании Д – основоположник рационализма. Т.к. всеобщий характер математического знания казался Д вытекающим из природы самого ума, он отвел в процессе познания главенствующую роль дедукции, которая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы.
Исаак Ньютон – англ. физик 17-18в, создатель классической механики, сформулировавший закон всемирного тяготения дифференц-ых, интегрированных исчислений. Высоко ставил вопрос о преемственности Nого познания: «Я стоял на плечах гигантов». 3 закона движения (закон инерции, закон пропорциональности силы и ускорения, закон равенства действия и противодействия), из которых выводится большое число следствий, образующих фундамент классической механики и классической физики. Пространство – огромное вместилище (где расположены предметы, тела и время), время – бесконечная длительность. Механические методы познания, механическая картина мира, человек как механизм.
Готфрид Вильгельм Лейбниц – нем. уч-ый, общ. деятель, был президентом Берлинской Академии Nук (появляется в этот период). 1852г. создается Петербургская Академия Nук. Лейбниц составил план создания, Петр1 сделал его тайным советником. Спор открытия дифф-ых, интегр-ых исчислений с Ньютоном. Англ. общество решило, что автор Ньютон. Учение о монадах, монады – неделимые духовные субстанции, образующие умопостигаемый мир, производным от которого является мир феноменальный (физический космос). Монады образуют единый, развивающийся мир, который регулируется предустановленной гармонией, зависящей от высшей монады (абсолюта, бога).Теория познания Л – идеалистический рационализм. Л развивал аристотелевскую силлогистику, явился родоначальником современной математической логики.
2. Становление неклассической Nки. С 18в. Мир получает новые открытия в области Nки → неклассические Nки. Фарадей и Максвелл (18-19вв.)открыли электромагнитное поле – новая физическая реальность → материя 2х видов: вещество и поле. Шнейден и Шванн – откр. клетки → Животный и растительный мир един. Ламарк, Дарвин – эволюционная теория, развитие животного мира. Мария и Пьер Кюри – радиоактивность. Майер и Джоуль – закон сохранения, превращения энергии. Ничто без следа не исчезает. Другое переходит в другое, из ничего ничто не возникает. В конце 19в. проблема Атома: Томсон – открытие электрона. Нильс Бор и Резерфорд – планетарная модель атома. Резерфорд – ядро атома. Альберт Эйнштейн – теория относительности. Проблема зависимости скорости, времени, пространства: в зависимости скорости меняется время и пространство. Роль Фии шла параллельно вместе с этим процессом. Фия и Nка рядом (взаимодополнение).