ВОПРОС 4. Современные концепции философии науки
Наука в единстве всех своих аспектов изучается целым рядом особых дисциплин: историей науки, логикой науки, когнитологией, социологией науки, психологией научного творчества, науковедением. С середины XX в. активно начала формироваться особая область (сфера) философских изысканий, стремящаяся объединить все эти дисциплины в комплексное, системное, всестороннее исследование - философию науки.
Концепции разнообразны.
1. Конвенциалистская и аналитическая концепции. Конвенционализм (конвенция – соглашение, договор) (19в.). Анри Пуанкаре, фр. математик впервые выдвинул эту концепцию. Nка – это соглашение, договор ученых. Законы науки не относятся к реальному миру, а представляют собой произвольные соглашения, которые должны служить наиболее удобному описанию соответствующих явлений.
Аналитическая (20в., Венский кружок, М.Шлик, Р.Карнап, Л.Витгенштейн) Широкое и довольно разнородное течение, объединяющее философов, которые усматривают задачу философии в анализе языка с целью прояснения содержания проблем, традиционно считавшихся философскими. Все знания выражаются с помощью языка, в виде высказываний. Следовательно, необходимо проанализировать все высказывания, имеющие хождение в науке. Критерием научности высказываний является принцип верификации. Согласно этому принципу, любое высказывание в науке подлежит опытной проверке на истинность. Только те высказывания имеют научный смысл, которые допускают, в конечном счете, сведение их к высказываниям, фиксирующим эмпирические (опытные) данные. В целом, для АК характерно понимание истины как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Протокольное предложение (по содержанию):
1) Я вижу зеленое дерево (мое отношение, феномен);
2) Это дерево (стол, стул) (вещь);
3) Деревья оставались зелеными (свое наблюдение).
Так можно рассматривать язык Nки, который очень разнообразен и богат.
Предмет Фии – Человек – Мир.
2. Концепция критического рационализма Карла Поппера.
К. Поппер – англ. ученый («Открытое общество и его враги», «Нищета историзма») Схема развития Nки:
1) Проблема;
2) Гипотеза;
3) Дискуссии, обсуждения;
4) Теория.
Nка развивается не путем увеличения количества информации, а путем замены одной концепции другой. Он исходил из того, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям. Это означает, что законы науки не верифицируемы. Науке необходим другой принцип – принцип фальсификации. Фальсификация – это принципиальная опровержимость любого научного положения. Тем самым принцип фальсификации выступает критерием отделения науки от не-науки. Подлинная наука, по Попперу, не должна согласовываться со всеми фактами, а какие-то из них обязательно запрещать. Так, теория Маркса согласовывалась со всеми фактами и ничего не запрещала, и, наоборот, теория Эйнштейна со всеми фактами не согласовывалась, поэтому она и была научной.
3. Концепция личностного знания Майкла Полани.
В концепции брит. ученого, выходца из Венгрии манифестируются новые приоритеты – в основания науки включается неявное, личностное знание. Он вводит в основания науки антропологическую ориентацию и представляет идеал знания с учетом глубоко личностного характера того акта, посредством которого истина провозглашается. Стремясь преодолеть ложный идеал деперсонифицированного научного знания, П подчеркивает, что всякая попытка исключить человеческую перспективу из картины мира ведет к бессмыслице. Науку делают люди, обладающие мастерством. Искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику (оно передается лишь в непосредственном общении с мастером). Люди, делающие науку, не могут быть заменены другими, отделены от произведенного ими знания.
4. Концепция парадигм Томаса Куна.
Томас Кун – амер. ученый 20в. Кун выделял в развитии научной деятельности 2 фазы: эволюционную и революционную. Первая, тж называемая фазой нормальной науки, характеризуется уверенностью ученых в том, что они хорошо знают и понимают окружающий их мир. Секрет этой уверенности заключается в их приверженности к определенной, хорошо обоснованной точке зрения на природу мира. Эта точка зрения именуется Куном парадигмой (греч. – образец, пример). Парадигма – это мировоззренческий и методологический фундамент нормальной науки. Процесс перехода от одной парадигмы к другой называется научной революцией.
5. Концепция Nно – исследовательских программ Лакатоса.
Имре Лакатос – британский ученый 20в. Предложил собственную концепцию роста науки как соперничества и смены НИП. Смена одной НИП другой является научной революцией. В структуре НИП выделяются жесткое ядро (конвенционально принимаемое научным сообществом), негативная и позитивная эвристики. Негативная эвристика как бы защищает ядро НИП от критики, т.е. является его защитным поясом, а позитивная эвристика определяет пути развития науки. Защитный пояс состоит из ответов на критику ядра и вспомогательных гипотез, а позитивная эвристика – из смелого выдвижения идей. С помощью этих понятий Л сумел представить развитие науки как достаточно автономный процесс, в котором внешние, социальные условия реализуются через собственно научное решение некоторых проблем.
6. Концепция плюрализма теория Фейерабенда.
Фей-енд выдвинул методологический принцип пролиферации (размножения) теорий. Создание альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет процесс развития науки. Соединение у Ф плюрализма теорий с тезисом об их несовместимости порождает анархизм. Каждый ученый может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. Деятельность ученого не подчиняется никаким рациональным нормам. Поэтому развитие науки иррационально: новые теории побеждают и получают признание не вследствие рационального обоснованного выбора и не в силу того, что они ближе к истине, а благодаря пропагандистской деятельности их сторонников. В этом смысле наука не отличается от мифа и религии и представляет собой одну из форм идеологии.