Общая характеристика религиозной философии средневековья

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада
Римской империи до эпохи Возрождения, то есть почти целое тысячелетие. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого бога-творца, в корне отвергавший атомистические доктрины античности (разработка этого догмата связана в первую очередь с именем Августина), и догмат о творении богом мира “из ничего”, который не только устанавливал непроходимую границу между идеальным миром бога-творца и материальным миром земной жизни, не только утверждал зависимое происхождение последнего от идеальной воли верховной личности, но также предполагал ограниченность мира во времени
(начало и конец света).
В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена “служанкой богословия”
(формула Петра Домиани), которая должна была использовать мощь своего рационального аппарата для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название “схоластики” (от лат. scholastica — школьный, ученый). Считалось, что истина уже дана в библейских текстах, и, чтобы актуализировать ее, выводя всю полноту ее логических следствий, необходимо применить систему правильно построенных силлогизмов. В этом отношении схоластика, естественно, опиралась на античное наследие, особенно — на формальную логику Аристотеля. Вследствие того, что сами библейские тексты и символы веры отличались мистическим или иносказательным характером, для их однозначного толкования требовалась изощрённая логика. Многие “таинства веры” превращались в образцы “логических задач” (особенно догмат о троице, то есть о трех лицах одного бога), поэтому схоластика со стороны своей техники характеризуется как “схоластический рационализм”. Содержание схоластических диспутов не оказало серьезного воздействия на дальнейшее развитие философии, но с точки зрения техники рассуждений схоластика во многом оказалась полезной для дальнейшего развития логики.Основное богословие (апологетика), раздел богословия (преимущественно христианского), посвящённый обоснованию вероучения с помощью рациональных средств. Апологетика отстаивает ортодоксально-религиозную точку зрения в вопросе о сущности религии, её происхождении, критикует различные атеистические гипотезы происхождения и сущности религии, выдвигает и исследует доказательства истинности бытия Бога, а также основных положений христианской веры.
В рамках основного богословия



  • формулируются фундаментальные основы христианского вероучения,
  • систематически излагаются основания или доказательства, на которых покоится и которыми оправдывается вера христианина в безусловную истину коренных основ религиозно-христианского учения,
  • критикуется отрицание христианских истин со стороны противо-религиозных и противо-христианских воззрений
    Апологетика — одна из главных учебных дисциплин в православных духовных учебных заведениях, где она служит введением в изучение других богословских дисциплин. Особенностью изложения данного курса является практически полное отсутствие ссылок на авторитет Священного Писания.
    16.Патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии: основные проблемы и представители.

Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очигами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ. догматики в услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для подтверждения догматов христ-ва..Патристика.-совокуп-ть теологич-х учений христ мыслителей (отцов церкви) кот в борьбе с языч-м стрем-сь создать целостную религ-ю доктрину, опираясь на логико-фил-ии традиции.Осн задача:философским образом истолковать положения Библии. Осн идеи: 1.Бог един и всемогущ; 2.идея откровения; 3.чтобы познать Бога в него надо верить. АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ Без веры нет знаний нет истины следовательно Бог является высшей сущностью. Бог сотворил мир по воле а не по необходимости. Мир неоднороден.Чел-это малый мир.У него есть душа и воля.Всё что чел делает-делает через него Бог.Мистика. Вера в возможность человека вступать в непосредственное общение с Богом. БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ Наилучшее средство ф-ии-непосредственное общение с Богом.Не разум нас ведёт к Богу а любовь и привязанность человеческой души к Богу.Для познания нужно пройти три ступени:покорность сочувствие созерцние. После чел дойдет до вершины познания и там забудет о себе и начнёт общаться с Богом.Схоластика.-тип христ ф-ии кот стремится док-ть догматичные предпосылки религии с помощью рацион-понятий-х рассуждений.Гл вопрос отношение знания к вере.ФОМА АКВИНСКИЙ Цель учения-показать что вера и разум не только отличаются но вместе в тем единство гармонически согласуются между собой.Бог-духовен.Док-во его сущ-ния-каждое явление имеет свою причину.Мир-это система в которой всё разделено на несколько ступеней.Высшая ступень-мир людей.Высшая власть на земле-Папа Римский.Сословные различия вечны.




Наши рекомендации