Мировоззрение, его сущность, типы мировоззрения.

Мировоззрение, его сущность, типы мировоззрения.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1. Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом. 2. Система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Философия как теоретическая основа мировоззрения. Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет, в чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть и т.д. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют мировоззрение, которое выражается посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или, как говорят, обладает особой методологической философией (от греч. methods-способ, путь; logos-учение). Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношение мира природы и мира человека (в Др.Греции макрокосма и микрокосма). Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, обществе, человеке. Мировоззрение - не простая совокупность знаний, не сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в центр своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как такового и такой разумной части мироздания, как люди. По Рубинштейну, мировоззрение - показатель зрелости личности. Структура мировоззрения - компоненты: познавательный, ценностно-нормативный, морально-ролевой и практический. Исторические типы мировоззрения обусловлены той или иной исторической эпохой тем или иным общественным классом, определенными нормами и принципами сознания, стилями мышления. И в зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией общественного развития, является ли он носителем более прогрессивного способа пр-ва или нет, его мировоззрение по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Например: мировоззрение буржуазии, когда она противостояла феодализму, было прогрессивным.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1) Познавательный компонент. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообще­ства, народа или эпохи.

2) Практический компонент. Мировоззрение - это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная го­товность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.

3) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя цен­ности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д.Ценность-это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему цен­ностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несча­стье, цели и смысле жизни. Например: жизнь — это главная ценность человека, безопасность человека - это тоже большая ценность, и т. д.

4) Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, пре­вращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выра­ботка определенной психологической установки на готовность дей­ствовать.

Диалектические принципы

Конкретность истины

Конкретность истины или же отрицание существования абстрактности И. означает, что истина связана определенными условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем познании объекта с учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления.

Законы диалектики.

Законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления.

Закон отрицания

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания. В результате этого нарастающего отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.

Категории диалектики.

Сущность и явление

Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к по­нятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

Сущность и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта.

Причина и следствие

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий.

Знание причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира.

Содержание и форма

Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Диалектическое понимание формы, предполагает рассмотрение её как развивающейся и становящейся структуры: необходимо, по мысли Маркса, “... генетически вывести различные формы...” и понять “...действительный процесс формообразования в его различных фазах” (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд., т. 26, ч. 3, с. 526), с учётом объективной суборди­нации С. и ф.

Единичное, особенное и всеобщее

Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества. Е. есть определенность качества внутри него самого, т. е. его однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его количественного математического выражения.

Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего.

Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человека. Объективно В. отражается в мышлении в форме системы понятий, определений. Абстрактно В., выделенное путем сравнения из массы единичных и особенных явлений, играет в познании важную, но ограниченную роль.

Случайность и необходимость

Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. При определенных условиях необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности,основных направлений ее развития; выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.

Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к ней.

Смысл человеческого бытия.

Цель – мыслительный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.

Смысл жизни рассматривается через разумность и осознанность жизни. Если человек представляет направленность своего жизненного пути, сознательно выстраивает иерархию ценностей, правильно определяет свои возможности и стремится к их реализации, тем самым он задает смысл своему существованию.

Философия выработала три основных ответа на вопрос «в чем смысл жизни человека (?)»:

1) Человечество не имеет ни какого назначения, оно – ошибка природы. Человек всегда остается с неразрешимым вопросом о смысле своего бытия, ибо его бытие бессмысленно. Эта философия получила название экзистенциализма.

Вывод: жизнь бессмысленна.

Человек помимо своей воли заброшен и в этот мир и в сою судьбу. Живет он в чуждом мире, жизнь глубоко иррациональна, т. к. в жизни преобладает страдание, люди испорчены, изуродованы своим существованием. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Важнейшее понятие – страх, сопровождаемый меланхолией, тоской, отчаянием. Человек ощущает дисгармонию между тем, что он есть и тем, чем он должен быть.

Задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает свои действия обстоятельствами.

2) Теологическая точка зрения: назначение человека в мире имеет вне биологический смысл. Следует верить в бессмертную душу, освобожденную от тела и приобщенную к бесконечности.

3) человеческое стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением индивидуального человека с обществом. Конкретный человек умирает, а общество продолжает существовать. Смысл жизни в служении обществу.

Проблема свободы.

Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). В общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы.

Свободно-волевая деятельность и закономерности в обществе : 1)М.Вебер (субъективный идеализм): абсолютизировал неповторимость исторических событий и на этой основе отверг наличие какой-либо закономерности в обществе. Но если в обществе нет объективной тенденции, то невозможно прогнозирование событий, а стало быть теряет смысл и цели социальное бытие. 2)Марксизм : в обществе имеют место объективная необходимость, причинная обусловленность и повторяемость (т.е. общественная жизнь детедменирована). но существуют особенности общественных законов (см. ВОПРОС N 48). Человечество всегда должно будет корректировать линию своего поведения, считаясь с законами живой и неживой природы. Маркс : "люди не свободны в выборе своих производительных сил, которые образуют основу всей их истории, потому что всякая производительная сила есть приобретенная сила, продукт предшествующей деятельности".

Свобода есть деятельность на основе познанной необходимости. Необходимость отражает нечто устойчивое, упорядоченное, что и отражается в законах сохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового, разнообразного, новых возможностей. Необходимость выражает наличное, показывает, каков мир есть, а свобода отражает будущее - каким мир должен быть. Развитие общества и есть постоянный процесс перехода необходимости в свободу. Гегель : мировая история - процесс возрастания свободы. Свобода многолика, но сущность ее одна - наличие разнообразных возможностей, следовательно она - наибольшая ценность. Маркс : лишь при условии обретении социальной свободы начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью. Свобода как одна из основных философских категорий характеризует сущность человека и его существование. В истории философской мысли это понятие прошло длительную эволюцию - от “отрицательной” (свобода от) до “положительной” (свобода для) трактовки.

Философия свободы была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора ( в концепциях бихевиоризма) до обоснования “бегства от свободы” (Э. Фромм) в условиях современного цивилизованного общества.

Античная философия.

Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон;

Основной вопрос о первооснове мира. Основу мира они видят в определенном материальном принципе - архе. Hатуpфилософия.

Фалес (и его ученики Анаксимандр, Анаксимен). Фалес создал геоцентрическую систему мироздания. “Небесная сфера” делится на пять полос: арктическую, летнюю тропическую, равноденствия, зимнюю тропическую и антарктическую. Основой всего сущего Фалес считал воду. Он понимал ее как аморфное, текучее сосредоточение материи. Все остальное возникает путем “сгущения” или “разрежения” этой первоматерии.

Анаксимандр. Земля не должна ни на чем покоиться. Существует абсолютное аpхе - апейpон (типа дао, атман) - нечто беспpедельное, первичное, из которого все происходит и в который все возвращается. Апейрон - что-то вроде первоматерии (вакуум). Конкретные вещи это что-то вторичное. Апейрон выполняет морально-этическую функцию. Анаксимандр создал первую карту Земли. Живое произошло из неживого.

Анаксимен. Аpхе всех вещей - неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Все процессы – сжатие, разряжения, охлаждение, нагревание воздуха.

Гераклит Эфесский. Все происходит из огня. Центральным мотивом всего его учения был принцип все течет. Идея циклического развития мира – разжигание и затухание мирового пожара..Этот огонь никто не разжигал, он был, есть и будет. Все, согласно Г., правится необходимостью. С понятием необходимости тесно связано понимание закономерности - закона (логос). Разнообразие проявлений существующего мира объясняет Гераклит изменениями, происходящими в исходной “параматерии”.

Учение Демокрита. Понятие "атом" и "пустота"

Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось ген. попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как беск. большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом был разрешен кризис, вызванный критикой З.

Восточная Философия.

А. Древнекит фил-ия: специфика и осн школы

1)конф. Основатель Конф Кун-фу-цзы. Осн книга-«люнь-юй» Конф базируется на вертик сост архетипа Дао → этикополитич ученье. В центре внимания взаимоотнош м/у людьми. Выдвигается обществ идеал «Узюнь-цзы» (благородн муж) а) человечность («жэнь») б) образов, просвещ, культура в) неприхотливы в пище и одежде. Конф обращено в будущее. Выхож связан с развитием цивилиз начал.

2)Даосиз. Основатель Лао-цзы (старик-младенец). Базируется на гориз составляющ архетипа Дао. Дао – пуст сосуд, котор не нужд в наполнении. –мать, рожд все объекты. –ничто. Даосизм считает, что чел-к должен умозрительно считывать Дао естеств принципом жизни. Надо вывести поднебесн из границ цивилиз, вернуть к пустате Дао и от туда пройти путь естеств развития без цивилиз помех. Даос ценит в жини не умное, не доброе, а долговечн и не умирающее. Дао действует не ради достиж к-либо целей, поэтому и повед чел-ка не должно преследовать никаких целей. Даосизм не преемлет борьбы. Поэтому вытекающ из естеств принципа звучат с приставкой не (недеяния, ненасилия, незнания). Вывод: 1) Кит фил занимается не богом, не истиной, а тем как достойно жить на земле 2) В своих истоках это фил Дао 3)Фил кит носит реставрацион хар-р (в конф ч/з движ к цивилиз, а в даосизме движ к естеств) 4)место фил–золот сер

Б. Специфические черты и осн школы фил др Индии

10-9 вв до н э – 5-6 вв н э. Специфика соц структуры – деление на Варны: 1) брахманы (жрецы) 2)кшатрии (войны) 3)вайшьи (земледельцы, торговцы, ремесл) 4) шудры (рабы). Гл книга «Веды»: 1)Ригведа (1028) 2)Брахман (руководство и выполн обрядов) 3)Араньяки 4)Упанишады. Учения: ортодоксальные (признают авторитет Вед): Йога, Санкхья, Веданта, Миманса. Неортодоксальн (непризнают авторитет Вед): Джайнизм, Буддизм, Червака-Лакаята

Джайнизм. 6 в до н э. Основатель: Махавира Вардхамана. Хаар-но: 1)Дуалистич натурфил-ия. Нежив субст – материя, прост-во, время. Джива = жив субст. 2) Карма – веществ оболочка дживы, привяз ее к колесу перерожд. 3)Крайний аскетизм.

Буддизм: 6-5 в до н э. Основатель: Сидхарта Гаутама. 1)Негативн онтология (учение о бытие) Жизнь – волнующ океан, где за волн невозможно обнаруж никакой основы. Человеч мир – «лабиринт без плана», а его восприятие иллюзия. 2)Для буддизма хар-но: отриц существов души (душа и тело - процесс мгновен взаимодействия особых эл-ов бытия – дхарм). Ядро учения – 4 благородн истины: 1)страдание – универсальн св-во человеч жизни. 2) имеется причина страданий это: а)наше рождение б)безмерн привязан чел-ка к жизни. 3)Можно страдания прекратить в настоящей жизни. Для этого надо не подавлять волю, не переключать ее на др объекты, а направить внутрь на разруш привяз к миру. 4)Есть путь избавл от страданий – восьмиричн путь ведущий к нирване – угасение, бесстрастное самооблад.

Вывод: 1)Фил-ия интровертна, т.е. обращена во внутр мир чел-ка, на стремление личности найти собств путь спасения и освобождения. 2) Предпис жизнен принципов ведущ место занимает аскеза и самоуглубление 3)Центр место занимают щеи кармы и самсары.

Червака-Локаята: Основатель: Брихаспати. 1)Критика принципы кармы и идея существов души после смерти 2)Все сущее имеет 4 первоначала: огонь, вода, воздух, земля – махахуты 2)Сознание – св-во материи, спечефичн сочет махахуты.

Философия нового времени.

Метафизика Декарта (картезианство)

Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую - физика. Метафизика - вопросы духовные, познания и бытия. Физика - природу. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю следовательно Я существую". В уч. о бытии он не только признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

Главное свойство духовной субстанции – мышление, а телесной – протяженность.

Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувств. воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не сущ. Выводы из этого : мировая материя (=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. плотность и геометрические свойства являются сущностью телесности. Начиная с 15 века в европейских странах происходят крупные социально-экономические сдвиги. Появлялись мануфактуры, которые требовали рынков сырья и сбыта. Совершаются множество открытий, которые сильно повлияли на жизнь Европы. Все более осознается мысль, что не божья благодать, а человеческий разум, знания , воля способны сделать человека счастливым. Человек рассматривается как воплощение Бога и культура этогопериода (как и философия), определяется как культура антропоцентризма. Особенно это выразилось в скульптуре и живописи. Художники видели в человеке божественное совершенство и выражали его в своих работах. Усиленно развивалось естествознание, механика, астрономия, физика. Благодаря трудам Коперника, Дж. Бруно, Кеплера, Галилея, Ньютона и других, создавалось современное естествознание, которое опирается на опыты и наблюдения.

Все это сильно изменило философскую проблематику, в центре которой стали проблемы гносеологии. Принято выделять 2 направления:

1. Эмпиризм, согласно которому научное знание может быть получено из опыта и наблюдения с последующим индуктивным обобщением этим данных. Основателям эмпиризма были Ф. Бэкон, а его идеи развили Локк и Т. Гоббс.

2. Рационализм, согласно которому научное знание может быть получено путем дедуктивного поведения, разнообразными следствиями из общих достоверных положений. Основателем был Р. Декарт («Я мыслю, значит я существую»), а развили его Б. Спиноза, Лейбниц.

Т.о философия нового времени – это философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию – действия и поведения его обуславливаются лишь его желаниями и мотивами.

Мировоззрение, его сущность, типы мировоззрения.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1. Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом. 2. Система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Философия как теоретическая основа мировоззрения. Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет, в чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть и т.д. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют мировоззрение, которое выражается посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или, как говорят, обладает особой методологической философией (от греч. methods-способ, путь; logos-учение). Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношение мира природы и мира человека (в Др.Греции макрокосма и микрокосма). Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, обществе, человеке. Мировоззрение - не простая совокупность знаний, не сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в центр своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как такового и такой разумной части мироздания, как люди. По Рубинштейну, мировоззрение - показатель зрелости личности. Структура мировоззрения - компоненты: познавательный, ценностно-нормативный, морально-ролевой и практический. Исторические типы мировоззрения обусловлены той или иной исторической эпохой тем или иным общественным классом, определенными нормами и принципами сознания, стилями мышления. И в зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией общественного развития, является ли он носителем более прогрессивного способа пр-ва или нет, его мировоззрение по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Например: мировоззрение буржуазии, когда она противостояла феодализму, было прогрессивным.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1) Познавательный компонент. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообще­ства, народа или эпохи.

2) Практический компонент. Мировоззрение - это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная го­товность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.

3) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя цен­ности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д.Ценность-это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему цен­ностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несча­стье, цели и смысле жизни. Например: жизнь — это главная ценность человека, безопасность человека - это тоже большая ценность, и т. д.

4) Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, пре­вращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выра­ботка определенной психологической установки на готовность дей­ствовать.

Наши рекомендации