В.18. Основные философские идеи Сократа
(469/470 – 399 г.г. до н.э.Б?льшую часть жизни Сократ провел в дискуссиях и спорах на афинской Аг?ре. «Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а еще того чаще осмеивали и поносили; но он принимал все это, не противясь. Однажды, получив пинок, он стерпел, а когда кто-то удивился, ответил: Сократ не оставил после себя письменных сочинений. Основные источники, сообщающие его идеи и его биографию, – сочинения Платона, Ксенофонта, Аристофана, Аристотеля.Общее содержание философствования Сократа- первый философ в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приемы. Своей философской целью Сократ провозгласил выработку такого знания, которое имело бы всеобщее значение. Основными направлениями философствования :поиск общего в вещах (гносеология); поиск общезначимых принципов человеческого (нравственного, добродетельного) поведения (этика).Причем именно в связи с поиском этических максим Сократ искал такого знания, которое имело бы всеобщее значение. Аристотель указывал, что Сократ первым стал прибегать к определениям и пользоваться индукцией (приемом вывода общих суждений из частных утверждений). Сократ открыл следующее. В рамках гносеологии был открыт новый метод знания: индуктивно-диалектический- заключается в восхождении от единичного к общему посредством систематического сопоставления единичных случаев проявления общего; путь достижения истинного знания – преодоление неполных или ложных частных представлений, результат – вывод (определение) общего понятия; общее понятие выводится у Сократа индуктивно-диалектически, в ходе диалога. Диалог Сократ использовал как форму диалектического движения к истине. Диалектика – метод достижения истины через обнаружение и преодоление противоречий, содержащихся в частных мнениях. Сократ выступал виртуозным режиссером диалектической беседы (диалога). Он говорил, что его задача заключается в выяснении для других их собственных мыслей. Учение о методе познания. Сократовский метод обнаружения истины был систематичным и последовательным. Он включал в себя:1. Ирония: такая постановка вопроса, при которой привычные знания собеседника разрушаются. 2. Майевтика («искусство повивальной бабки»): такая постановка вопроса, в ходе которой оказывается помощь в рождении нового, истинного знания. 3. Индукция («наведение»): с помощью индукции образуются взаимоисключающие мнения; выбираются те, которые все более приближаются друг к другу, и т.о. вырабатывается общее мнение. Противоречие – у Сократа играет вспомогательную роль («предостерегающий сигнал»). 4. Определение понятий: уровень обобщения. Такой метод познания был эффективен прежде всего в контексте сократовской трактовки знания как припоминания. Знание заключено в человеке в виде врожденного свойства. Оно актуализуется в столкновении с конкретными обстоятельствами. Осознание истин, пробуждающихся в глубине собственного существа, – необходимая работа каждой человеческой души. Сократ, как правило, оказывал помощь тем, кто пренебрегал этой работой. Основанием такого учения о знании служила дуалистическая антропология. Сократ утверждал смертность тела и бессмертие души, следуя в этих взглядах орфической традиции. В рамках этики был открыт новый предмет философского знания: принципы и мотивы поведения людей (основания нравственности). Это важнее, чем исследование природы мира, т.к. познанию мира должно предшествовать самопознание – исследование природы самого познающего и его познавательной способности. Этика Сократа была рационалистичной. Единственным оправданием (мотивом) познания объявлялось стремление к благу. Сократ был убежден, что люди никогда не делают зло сознательно; спасение же от невольного зла – в познании истины, которая и есть благо. Законы доброго поведения заложены в самой душе человека. Их познание – естественное условие достижения блага. Исследуя механизмы собственного злого и доброго поведения, обнаруживая благо в основании собственной души, человек избавляется от ошибок (незнания) и осуществляется подлинно – добродетельно. Знание, по Сократу, является достаточным условием нравственности. Человек, знающий истину (благо), не сможет поступать вопреки ей. Учение о добродетелях. Основные добродетели: справедливость – знание, как выполнять человеческие и божественные законы; мужество – знание, как преодолевать страх; умеренность – знание, как обуздывать, ограничивать свои страсти. Общий смысл философии - Истина есть. Она – подлинная реальность и цель познания. Ее неочевидный статус обязывает человека исследовать ее ради подлинного осуществления в собственной жизни. Сократ: закрепил поворот древнегреческой философии от исследования космоса (природы) к антропологии, этике и гносеологии; поставил проблему исследования общего и разработал (рационально-диалектический) метод выведения понятий, которые станут основными смысловыми единицами классического рационального философствования; связал гносеологию и этику в учении о врожденном знании истины как естественном основании нравственности (этический рационализм). В целом – впервые открыл и продемонстрировал рефлексивную (самоисследующую, критичную) природу философского знания. Ирония – философская (и эстетическая) категория, обозначающая момент диалектического (само-)выявления смысла (истины) через противоположное, иное.