Проблема единства и многообразия мировой истории. Выделение этапов исторического процесса.
Сейчас возникла настоятельная необходимость создания новой, - основанной на материале, накопленном к нашему времени исторической наукой, глобально-стадиальной теории всемирной истории, а тем самым и новой общей ее картины. Для этого нужно ввести в эту картину синхронные, "горизонтальные" связи, то есть связи между одновременно существующими социоисторическими организмами.
Проблема единства и многообразия мировой истории. Выделение этапов исторического процесса. Не правда ли, нет ничего проще, чем назвать периоды всемирной истории: древний мир, средние века, новое время, новейшее время - вот те периоды, которые многие назовут безошибочно. Отбросим новейшее время и получим классическую триаду - периодизацию, принятую уже ни один век. О. Шпенглер был одним из первых, кто усомнился в "наглядно-популярном членении" всемирной истории на три эпохи. ХХ век стал временем, когда многие философы, социологи и историки, обращаясь к опыту прошлого и исследуя тенденции настоящего, пытались создать свои периодизации истории.
Единообразия в подходах к проблеме периодизации истории нет: ведь выделение периодов в истории зависит от того критерия, которые положены в основу периодизации. За основу периодизации истории брались, к примеру, орудия труда, рост народонаселения ,географическая среда и т.д. Оригинальный подход к периодизации исторического процесса предложил И.Г.Фихте. Главный критерий выделения эпох у Фихте - свобода, степень отдаленности ее от инстинктов. Далее немецкий философ выделял пять эпох: "1) эпоха, в которую человеческие отношения устанавливаются без принуждения, благодаря одному разумному инстинкту; 2) эпоха, в которую этот инстинкт, ставший слабее и проявляющийся лишь в немногих избранных, превращается последними в принудительный для всех внешний авторитет; 3) эпоха, в которую отвергается этот авторитет и вместе с ним разум в единственной форме, в какой он проявлялся до этого времени; 4) эпоха всеобщего распространения в человеческом роде разума в форме науки; 5) эпоха, в которую к науке присоединяется искусство, чтобы твердой и верной рукой преобразовать жизнь сообразно с наукой... Затем наш род вступает в высшие сферы другого мира. Позиция Фихте, старшего современника Гегеля, - это немецкий классический идеализм, многие идеи которого были навеяны Просвещением и Великой Французской буржуазной революцией. К. Ясперс сделал вывод о том, что история - это переход от одной эпохи к другой. "Историческую субстанцию человеческого бытия" составляет традиция. По мнению Ясперса, человечество едино. Для объяснения человеческого единства Ясперс вводит широко известное сейчас понятие "осевой эпохи"(середина 1 тыс. до н.э.), когда человеческая история обретает свою собственную структуру. Каждая историческая эпоха отличается от другой своей специфической исторической ситуацией. Наиболее известными сейчас являются формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса. Проблема периодизации истории по формациям и цивилизациям активно обсуждается в литературе уже более столетия. Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К.Марксу. Основные стадии исторического развития человеческого общества - это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности. Уже здесь видны основы будущей формационной периодизации истории общества, а в развернутом виде учение о социально-экономических формациях было разработано к концу 50-х годов XIX века и сформулировано в работе "Критика политической экономии". Полный термин "общественная экономическая формация" вместе с определением этого понятия впервые встречается в предисловии к работе К.Маркса "К критике политической экономии" (1859 год).
32. Проблема общественного прогресса в философии. Исторический оптимизм и исторический пессимизм.
С того момента как человек появился он начал непрерывно развиваться, постигать все новое и неизведанное. Да конечно сначала это были примитивные открытия прогресс был ничтожно мал, но затем, когда человек овладел речью и начала зарождаться письменность прогресс, резко увеличился. Прогресс увеличивался по нарастающей. Если до нашей эры человек делал немного открытий в науке то в дальнейшем ситуация изменилась. Вместе с развитием общества прогресс начал во много раз увеличиваться. И в настоящее время на дворе двадцать первый век, а стоит только посмотреть чего добилось человечество за эти годы: овладело космосом, появились ЭВМ, новейшие технологии передачи информации (сотовый телефон, интернет и т. д.). Но еще более шокирующее открытие человечества это атомные и гидроэлектростанции. с появлением новых технологий изменилось ввело понятие профессионализма , потому что глобальный характер технического действия не позволяет действовать эмпирическим путем - путем проб и ошибок.
Оптимизм и пессимизм (лат. наилучший и наихудший) - два противоположных отношения к ходу событий: О. - это убеждение и вера в лучшее будущее, в возможность торжества добра над алом, справедливости над несправедливостью; П. же проявляется в воззрениях, согласно к-рым события идут к худшему, в упаднических настроениях, в отсутствии веры в торжество добра и справедливости. В истории философии оптимистическое мировоззрение так или иначе проповедовали мн. мыслители: напр., Аристотель, Эпикур - в древности, Лейбниц - в новое время. Последний считал, что существующий мир является лучшим из всех возможных миров. Абсолютный О. Лейбница в конечном счете приводил к оправданию зла, несчастий, бед в жизни. П. обосновывали нем. философы-иррационалисты Шопенгауэр и Э.Гартмли, итал. поэт Дж. Леопарда. П. характерен для мировоззрения отживающих классов, напр. для совр. буржуазии. Крайности О. и п. пытались преодолеть представители мелиоризма - воззрения, признающего зло неизбежным, но считающего, что мир можно улучшить при помощи человеческих усилий. Этот термин был введен в 19 в. англ, писательницей Дж. Элиот и фр. философом Дж. Селли. Сторонники мелиоризма считают, что улучшить мир можно лишь путем индивидуального совершенствования, путем просветительства. Марксистская теория утверждает исторический оптимизм, основывающийся на научном предвидении будущего коммунистического об-ва, познании законов общественного развития.