Соотношение сознательного и бессознательного.

Сознание является составной частью психики, другой его частью является бессознательное. Бессознательное - это явление, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им (сновидения, обмолвки, автоматически совершаемые действия, утрата ориентировки во времени и пространстве, патологические явления, такие как бред, галлюцинации). Бессознательное обладает собственными функциями памяти, внимания, мышления, мотивации. Его можно подразделить на:

1) досознательное – потребность в пище, воде, тепле;

2) подсознательное – то, что некогда было осознаваемо, но затем превратилось в автоматические навыки;

3) сверхсознательное – это творческое озарение, интуиция, догадки.

Бессознательное занимает большое место в духовной жизни человека. Фактически все его действия являются синтезом сознательного и бессознательного.

К проблеме бессознательного обращались в истории философии Платон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Ф.В.И. Шеллинг и другие. Однако наиболее распространённые и влиятельные концепции бессознательного были созданы в ХХ веке австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. Зигмунд Фрейд исходил из установки доминирования бессознательного над сознательным, согласно его концепции, психика имеет следующую структуру:

1) «Оно» - это примитивное телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные). «Оно» подчинено принципу удовольствия и управляется психической энергией сексуальных влечений «либидо»;

2) Сознательное «я», которое находится посередине между «оно» и «сверх-я» и пытается найти между ними компромисс;

3) «Сверх-я» - это система морально-нравственных норм и социальных запретов, которая играет роль внутреннего цензора.

Нежелательное влечение может быть:

1) вытеснено из сознания в бессознательное. В случае больших неприятностей, пережитых страхов, во избежание разрушения сознания, человек забывает о произошедших с ним несчастьях и загоняет неразрешенную проблему в дальние уголки психики, что приводит к скрытой или явной агрессии, депрессиям и неврозам;

2) инверсировано. В данном случае происходит своеобразная смена сознательной установки на противоположную. Если человек влюблён, а предмет любви недоступен или неосознаваем, то происходит «переворачивание» отношений на противоположные – враждебность или внешнюю небрежность;

3) сублимировано (возвышено), то есть, переключено на социально и культурно приемлемые (высшие) цели, которые имеют нравственное одобрение (творчество, спорт, саморазвитие, занятие наукой).

Таким образом, согласно Зигмунду Фрейду, вся жизнь человека представляет собой бесконечную борьбу с бессознательными влечениями, а культура человечества - сублимацию либидо.

Такой подход вызвал неоднозначную реакцию в научном мире. Последователь и ученик Зигмунда Фрейда Карл Густав Юнг подверг критике концепцию своего учителя, доказывая недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности, считая невозможным объяснение происхождения человеческой культуры и творчества только с позиции либидо.

В своей концепции бессознательного Юнг исходил из того, что оно:

1) не является совокупностью физиологических влечений человека вытесненных из сознания в процессе исторического развития человека;

2) не является аппаратом интуитивного восприятия, превосходящим возможности сознания;

3) выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на более высокую ступень развития.

Одна из самых кардинальных идей Карла Густава Юнга заключается в том, что кроме индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира – коллективное бессознательное, которое имеет всеобщую сверхличностную природу. Носителей коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами (начало, образ), которые присущи всем людям.

Архетипы многообразны, важнейшие из них Анима (женское начало), Анимус (мужское начало), Тень, Персона, Герой, Спаситель, Чудовище и так далее. Архетипы не могут быть рационально осмыслены, это некоторые «образы-символы», которые выражают общечеловеческие потребности, инстинкты, стремления и являются человеку посредством снов, образов, мифов, фантазий.

Научное и ненаучное знание

Научное знание представляет собой сложную и своеобразную систему процедур, которая изменяется по своим законам. В структуру научного знания входят: факты, понятия, гипотезы, теории, законы, методы, научная картина мира, ценности и т. д.

Более сложная структура включает в себя экспериментальные факты, методологию, задачи, модели, средства выражения.

В философии науки принято различать эмпирический и теоретический уровни познания ( чувственное и рациональное в познании). Материализация и обобщение отраженных в сознании данных на основе правил соответствия (узнавание, сравнение, измерение, описание) образуют эмпирические факты, эмпирические объекты, эмпирическую информацию.

Эмпирический факт – это некоторый фрагмент объективной или субъективной реальности. Следует отличать обыденный факт и эмпирический. В эмпирическом факте синтезирован чувственно-логический образ и научные понятия.

Эмпирические факты условно можно разделить на два вида:

1) факты, в основе которых лежат независимые природные процессы;

2) факты, созданные человеком.

Важным моментом при констатации эмпирического факта при формулировке понятия является устранение субъективности, что достигается за счет предварительной рациональной обработке данных наблюдения и выявления в нем существенных, повторяющихся признаков.

Эмпирические факты, зафиксированные в понятиях, образуют эмпирический язык науки, эмпирическое знание, которое является первичным научным знанием.

Эмпирические факты и понятия, соединенные в определенную схему образуют эмпирическое исследование, которое является особым видом практической научной деятельности, требующей специфических навыков, способностей и приемов. Следует заметить, что наука начинается не с фактов, а с постановки проблемы и попыток ее решения.

Обобщение эмпирических фактов индуктивным способом приводит к формулировке эмпирических законов. Ф. Бэкон сформулировал следующие правила вывода в три этапа:

1) перечисление всех известных случаев исследуемого свойства;

2) регистрация случаев, где данное свойство отсутствует;

3) составление таблицы интенсивности выраженности данного свойства.

Эмпирически полученная информация становится полноценным научным знанием, если получает трактовку в рамках теоретического знания. Существует большое количество различных теорий, которые отличаются спецификой абстрактных объектов и определений. Поиск идеальной структуры теории привел к следующей схеме:

1) эмпирический базис теории (факты, логико-математические данные);

2) теоретический базис (аксиомы, законы, принципы);

3) логический аппарат (производные и следствия);

4) допускаемые следствия и утверждения;

Необходимо заметить, что всякая развитая научная дисциплина представляет собой стройную взаимосвязанную систему теорий.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за ее пределами. Появление научного знания не отменило и не сделало бесполезными другие формы знания. Полное отделение науки от ненауки так и не увенчалось успехом до сих пор.

Весьма убедительно звучат слова Л. Шестова о том, что, "по-видимому, существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили если не к самому познанию, то к его преддверию, но мы так опорочили их современными методологиями, что не смеем и думать о них серьезно" (Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. - Л., 1991. С. 171)

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знание, то важно понять: ненаучное знание не является выдумкой, оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами и имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы ненаучного знания старше научного знания, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии.

Выделяют следующие формы ненаучного знания:

1) ненаучное - это разрозненное несистематическое знание, которое не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

2) донаучное, которое выступает прототипом научного, то есть, предшествует ему;

3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

4) лженаучное- сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки.

В качестве симптомов лженауки является нетерпимость к опровергающим доводам. Лженаучные знания очень чувствительны к сенсации, их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью, они вкраплениями сосуществуют с научными знаниями.

5) квазинаучноезнание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жесткой иерархии науки, в которой доминирует идеологический режим. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, критика генетики, кибернетики и т.д.;

6) антинаучное- утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиальное избавление от антинауки невозможно;

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий.

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, который имел разрозненный, несистематический характер, и представлял собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно в условиях элементарных жизненных отношений и является исходным началом всякого познания. Иногда аксиомы здравого смысла препятствуют развитию науки, вживаются в человеческое сознание так крепко, что становятся предрассудками и сдерживают процесс познания. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания.

Особую форму ненаучного и внерационального знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее являлась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания. В эпоху доминирования классической науки она заняла прочные позиции на периферии, вдали от официальных экспериментальных и теоретических изысканий. Как правило, народная наука транслируется от наставника к ученику в бесписьменной форме. Иногда ее можно выделить в форме заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр. И, несмотря на то, что народную науку квалифицируют как самобытную и проницательную, ее часто обвиняют в необоснованных притязаниях на обладание истиной.

Широкий класс паранормальногознания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представителями этого типа знания считаются мистика и спиритизм (экстрасенсорное - телепатия, ясновидение, второе - психокинез).

Заслуживает внимание то, что в настоящее время исследование паранормального ставится на конвейер науки, которая после серий различных экспериментов делает свои выводы. К. Поппер достаточно высоко ценил псевдонауку, прекрасно понимая, что наука может ошибаться и что псевдонаука "может случайно натолкнуться на истину". У него есть и другой вывод: если некоторая теория оказывается ненаучной - это не значит, что она не важна.

Уже давно ненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы ненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности. Нельзя запрещать развитие ненаучных форм знания, как нельзя и культивировать псевдонауку. Даже если неожиданные аналогии, тайны и истории окажутся всего лишь "инофондом" идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и многочисленная армия ученых.

Достаточно часто звучит заявление, что традиционная наука, сделав ставку на рационализм, завела человечество в тупик, выход из которого может подсказать ненаучное знание. К ненаучным же дисциплинам относят те, практика которых основывается на иррациональной деятельности на мифах, религиозных и мистических обрядах и ритуалах. Интерес представляет позиция современных философов науки, и в частности П. Фейерабенда, который уверен, что элементы нерационального имеют право на существование внутри самой науки.

Мнение о том, что именно научные знания обладают большей информационной емкостью, также оспаривается сторонниками подобной точки зрения. Наука может "знать меньше" по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.

Наши рекомендации