Наука как особый вид человеческой деятельности.

Наука как социальный институт представляет собой систему научных организаций, учреждений. Для социальных организаций характерны следующие признаки:

1) наличие цели;

2) распределение членов организации по ролям и статусам;

3) распределение труда – специализация на профессиональной основе;

4) выделение управляющей и управляемой систем;

5) наличие средств регулирования и контроля за деятельностью организации.

Наука включает в себя сеть учреждений: научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, проектные бюро, библиотеки, издательства, лабораторное, исследовательское оборудование.

Наука включает в себя систему санкций: поощрения, наказания, присвоение авторских прав и т.д. Наука также связана с другими социальными институтами – искусством, политикой, производством.

Помимо явных функций наука как социальный институт имеет еще неявные функции, такие как престижность, принадлежность к духовной элите.

Наука находится в постоянном изменении, то есть закрываются старые учреждения и организации и возникают новые. Такой процесс носит название институционализации.

Развитие науки есть история науки как социального института. Уже в эпоху античности появляются первые научные учреждения в виде частных школ под патронажем известных мыслителей или в храмах: общество пифагорейцев, академия Платона, ликей Аристотеля, школа Гиппократа.

В эллинистическую эпоху Александрийская библиотека при школе ученых насчитывала 500 000 книг.

В средневековье подобные школы существовали при монастырях. В позднем средневековье возникают теологические университеты: Парижский – 1160 г., Болонский, Оксфордский – 1167 г., Кембриджский – 1209 г., Неапольский – 1224 г.

Основной особенностью этих научных организаций было то, что научные дисциплины изучались в целом, без специализации. Лишь в конце 18 века в университетах начинают преподавать естественнонаучные и технические дисциплины.

Становление современной науки произошло в Новое время, возникают академии. В 1603 году в Риме создается «Академия рыси», девиз которой звучал так: «Глаза ученого должны быть столь же зорки как глаза рыси».

Академией в полном смысле этого слова было Лондонское королевское общество, организованное в 1660 году, а также Парижская академия наук, созданная в 1666 году, Берлинская академия наук (1700г.). В 1724 году была основана Академия наук в Петербурге, а в 1755 году – Академия наук в Москве.

В 18 веке получил развитие процесс объединения исследователей, возникновения лабораторий. К концу века складывается необходимость в подготовке опытных ученых-экспериментаторов.

К середине 19 века из общей структуры научных учреждений окончательно выделяются исследовательские подразделения, разрабатывающие узкие направления науки, происходит дифференциация научной деятельности.

В 20 веке появляются учреждения нового типа - специализирующиеся на работе над одной проблемой, тем самым возникает необходимость объединения в одну группу ученых разных специальностей, такой процесс называется интеграцией.

Наука как социальный институт функционируют в виде неформальных организаций – научных школ. Научная школа – это совокупность объединений ученых с целью распространения научных знаний, это сообщество ученых разных статусов, компетенций, специализаций, объединенных лидером – руководителем. Руководитель научной школы должен выступать не только в качестве генератора идей, но и в качестве организатора (сильная воля, целеустремленность, принципиальность, обаяние).

Научная школа как элемент института науки может сама являться объектом интенсивного изучения (вклада, характеристики профессиональных и личностных качеств главы школы, отношения к общепринятым нормам, анализ связей).

Возникновение школы протекает по-разному:

1) внутри устоявшейся научной дисциплины;

2) в форме решений междисциплинарной проблемы;

3) в связи с образованием нового направления.

По формам функционирования можно выделить:

1) авангардную, которая формулируют концепции высокого ранга, отвечающие критериям научности;

2) конкурирующую, представляющую собой локальное сообщество ученых, разрабатывающих идентичную идею, менее убедительно или с опозданием;

3) автаркическую, развивающую заимствованную идею;

4) компрадорскую, изолированную от общепризнанных достижений науки (закрытую).

Достаточно актуальной является проблема старения научных школ. Как правило, через 6-8 лет происходит изменение направления, тематики или основной концепции исследования или ее закрытие.

Вместе с эволюцией науки как социального института, как смены тех или иных научных школ менялись и способы материализации и трансляции научного знания.

Исторически первой формой материализации научного знания был манускрипт,эторукописное издание в единственном числе представлявшее мысль ученого. После появления книгопечатания в 15 веке возникает возможность тиражирования научных идей.

В 17 веке главной формой закрепления и передачи научной мысли становится фолиант –объемная книга большого формата, таким форматом были выпущены труды Галилея, Ньютона, Декарта, Спинозы, Лейбница.

Передача научной мысли также шла в форме непосредственных контактов учитель-ученик. Затем появилась потребность в коммуникации ученых для обеспечения совместной деятельности. В результате чего в 17 веке возникает особая форма закрепления и передачи знаний – переписка между учеными, которая велась на латыни.

В конце 18 века в связи с окончательным становлением науки начинают издаваться научные периодические журналы. Возникает возможность в виде статьи передать основные научные идеи. ( В 1750 году выпускалось 10 наименований журналов, в 1800 г. – 100 наименований, в 1850 г. – 1000 наименований, в 1950 г. – 100 000 наименований). К середине 19 века появляется институт ссылок, а также возникает научный язык в виде специальных терминов, особой системы научных понятий.

Исследователи указывают на «внешнюю» и «внутреннюю» социаль­ность науки. Зависимость от социально-экономических, идеологических и духовных условий функционирования того или иного типа общества и государства, определяющего политику по отношению к науке, способы поддержки ее развития или сдерживания ее роста, составляют «внешнюю» социальность науки. Влияние внутренних ментальных установок, норм и ценностей научного сообщества и отдельных ученых, окрашивающих сти­листические особенности мышления и самовыражения ученого, зависи­мость от особенностей эпохи и конкретного периода времени составляют представление о «внутренней» социальности.

Наши рекомендации