Чувстенные и рациональные виды познания. Их формы.
Вопрос соотношения чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии сформировал две прямо противоположные точки зрения– эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм -это философское направление, признающее источником познания чувственный опыт.
Рационализм -это философское направление, признающее разум основой познания.
Рационалисты (от лат. ratio - разум, мышление), опираясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины (а они несомненно существуют) невозможно вывести из данных чувственного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления. Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.
Хотя в рамках обеих названных концепций было высказано немало верных и глубоких идей, в целом они были ограничены и односторонни. Эмпиризм абсолютизировал чувственный опыт, принижая (или вовсе отвергая) роль мышления. Рационализм же отрицал опытное происхождение достоверного знания и чрезмерно преувеличивал значение мышления - вплоть до отрыва его от реальности.
Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных сторон - чувственной и рациональной. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены и регулируются разумом.
Чувственное познание (или живое созерцание) осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания и других, которые у человека есть "продукты всемирной истории", а не только биологической эволюции.
Основными ступенями чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления.
Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. В зависимости от других оснований выделяют ощущения тактильные (ощущения прикосновения), температурные, болевые, вибрационные, ощущения равновесия, ускорения, невесомости и др.
Любой объект познания обладает множеством самых разнообразных сторон и свойств. Все эти свойства объединены в нечто целое. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа - восприятия.
Восприятие -это целостный образ предмета (символ), который состоит из нескольких ощущений. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Из них наиболее важными считаются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.
Следует иметь в виду, что восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта, так как при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Кроме того, содержание восприятия определяется поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятия пространства, времени и движения.
Представление -это образ ранее воспринятого или созданного воображением предмета или явления. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Представление содержит в себе моменты обобщения множества воспринимаемых объектов. Это обобщение связано с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием случайных и несущественных.
Формы чувственного познания ограничены по своим возможностям, на их основе нельзя проникнуть в сущность вещей и процессов. Более глубокое познание явлений действительности можно осуществить посредством мышления.
Рациональное познание представляет собой процесс абстрактного, обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являютсяпонятие, суждение, умозаключение.
Понятие - форма мысли, отражающая общие существенные признаки предметов и явлений, которые закрепляются в определениях(дефинициях). Например, в определении "человек есть животное, делающее орудия труда" выражен такой существенный признак человека, который отличает его от всех других представителей животного мира, выступает фундаментальным законом существования и развития человека как родового существа. Наиболее общие понятия- это философскиекатегории. Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов ("атом", "водород" и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов ("экономические отношения", "элементарные частицы" и др.).
Суждение- форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается. Это мысленное отражение, которое выражено повествовательным предложением, и может быть либо истинным ("Париж стоит на Сене") либо ложным ("Белгород - столица России").
В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятии). Например, в суждении "золото имеет желтый цвет" отражается не существенный, а второстепенный признак золота.
Понятие и суждение выступают первоосновой для построения умозаключений, которые представляют собой процесс выведения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики. Классический пример умозаключения:
Научное познание
Наука — это система знаний, полученных в результате практики, включающей в себя исследование и освоение процессов и явлений, происходящих в природе, обществе и человеческом мышлении.
Структуру науки составляют следующие блоки:
эмпирический;
теоретический;
философско-мировоззренческий;
практический.
Эмпирические знания включают в себя информацию, полученную с помощью как обыденного познания, так и опытным путем (посредством наблюдения и эксперимента). Теоретическое знание — это такой уровень развития науки, который позволяет на основе знания фундаментальных законов приводить в определенную систему разрозненные факты, явления, процессы и первоначальные выводы.
В практический блок науки входят инструменты, приборы, технологии, созданные и используемые человеком для получения новых знаний.
Методология науки представляет собой философское учение о способах преобразования действительности, применении принципов научного мировоззрения к процессу научного познания, творчеству и практике.
Средства и методы научного познания
Основными методами эмпирического исследования выступают наблюдение и эксперимент.
Наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познание мира, его формы и средства.
Эксперимент — это метод эмпирического исследования, обеспечивающий возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы.
В ходе эксперимента рождаются не только новые методы познания, подтверждаются или опровергаются известные гипотезы и теории, но и возникают новые технологии — зачатки и прообразы будущей техники и производства.
Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее экспериментальной проверки и теоретического обоснования.
Как правило для построения гипотезы используется индуктивный метод, посредством которого от знания об отдельных фактах частного и конкретного переходят к более общему знанию. В практике научных исследований широко используется также метод дедукции, состоящий в выведении следствий из посылок в соответствии с законами логики.
Использование приемов дедукции в доказательстве научных предположений породило гипотетико-дедуктивный метод, получивший широкое распространение прежде всего в естественных науках.
Гипотеза — всего лишь этап научного познания. Важнейшую его цель составляет открытие и формулировка законов.
Закон выражает внутренне присущую природе явлений реального мира тенденцию изменения, движения развития. Всякий закон — составной элемент научной теории.
Теория — это такая форма достоверного научного знания об определенном классе объектов, которая представляет собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержит методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области.
Это логическое обобщение опыта и общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества.
Наука и научное познание это целая система в философии, которые определяются как знания, полученные практическим путем, состоящим из исследований и освоения тех процессов и явлений, которые происходят в окружающей среде, а также в обществе и самом человеке.
Научное познание в философии имеет два основных уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирическое познание включает информацию, полученную различными путями, посредством наблюдения и эксперимента. А теоретическое познании представляет более сложный процесс и основывается на фундаментальных законах науки и систематизирует разрозненные факты и явления, обобщает первоначальные выводы.
Научное познание в философии использует много средств и методов, которые зависят от уровней познания. Для эмпирического познания характерны, как уже было сказано выше, наблюдение и эксперимент. Наблюдение – это восприятие предметов и явлений средствами чувственного познания, а эксперимент обеспечивается активным практическим воздействием на изучаемые явления и процессы окружающей природы.
Теоретическое научное познание в философии начинается с выдвижения гипотезы, которая выдвигается предположительно для объяснения происходящего явления. Для нее используется индуктивный метод, заключающийся в переходе от частного к общему, от простого к более сложному и дедуктивный – состоящий в подведении итогов в соответствии с законами.
Важнейшая цель гипотезы – открытие и формулировка законов, поэтому она плавно проистекает в теорию. А это уже целая система доказательств с детальным объяснением и дальнейшим предсказанием происходящих явлений.
Изучением объектов реального мира занимается не только наука и научное познание. Обыденное и научное познание шагают нога в ногу, потому что вплетаются вдруг друга и в тесном взаимодействии способствуют пополнению багажа знаний человечества. Наука развивается на основе обыденного познания, которое отражает только те объекты и явления действительности, которые могут быть применены в реальной жизни на практике. Чаще всего, то, что считает достоверным обыденное и научное познание редко отвергает. Но достоверность тех знаний все же наука доказывает и только потом они признаются истинными.
Каковы же различия между научным и обыденным познаниями? В первую очередь, они определяются особенностями методов познавательной деятельности. Обыденное познание больше апеллирует к ежедневной практике. Познающий в этом случае не определяет свои действия как процесс познания. А ученый все объекты и предметы окружающей действительности рассматривает в качестве познавательной задачи. Обыденное познание не требует специальной подготовки, без которой научное познание практически невозможно. Первое осуществляется автоматически, когда происходит социализация личности, в процессе развития мыслительных органов, а также в контексте освоения культурных ценностей и постижения опыта прежних поколений. Истина устанавливается обыденным познанием только в личной форме, то есть существует в субъективной форме. А научное познание стремится к истине объективной, независящей от сложившихся на данный момент условий.
Научное познание в философии стремится к честности. Оно не допускает подтасовки результатов, запрещает плагиат. Повторение открытия из-за недостаточности информации возможно, но присуждение авторства уже произведенного научного открытия считается глубоко безнравственной ситуацией. Научное сообщество категорически отрицает фальсификацию фактов и непримиримо относится к таким случаям.