Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.

Культура (от лат.сultura — возделывание, воспитание, а также лат. cult - почитание) для обыденного сознания представляет прежде всего совокупность искусственных объектов, созданных людьми в дополнение к природным формам человеческого поведения и деятельности. Она сложный мир символов, знаков, использующихся для обозначения человеком окружающего мира. Поскольку за внешним обликом вещей и символов обычно не так-то легко усмотреть их духовное содержание, возникает даже опасение, что точно определить содержание культуры невозможно. Эта трудность, однако, отчасти преодолевается посредством обращения к этимологии понятия культуры.

Длительное время в классической философской литературе понятие «культура» отождествлялось с цивилизацией. Такой подход особенно был характерен для французских просветителей XVIII в. Только в конце XIX - начале XX в. в философии предпринимаются серьезные попытки разграничить данные понятия (О. Шпенглер, Н. Бердяев). Вместе с тем, и сегодня проблемы соотношения культуры и цивилизации весьма актуальны и носят дискуссионный характер.

В настоящее время существует несколько сотен определений культуры. В современной науке широко распространено следующее определение. Культура - процесс создания и передачи из поколения в поколение определенного набора программ деятельности, общения и поведения людей.

В современной науке выделяются следующие основные подходы к исследованию культуры:

1)аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть мир ценностей, идеалов, смыслов, значимых для человека;

2)деятельностный подход, рассматривающий культуру как способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизведения социокультурного опыта;

3)семиотический подход, который основывается на понимании культуры как знаковой системы, имеющей символически-коммуникационную природу;

4)структуралистский подход, рассматривающий культуру как совокупность социокультурных образцов, регулирующих человеческую жизнь;

5)гуманитарный подход, который акцентирует внимание при исследовании культуры на проблемах совершенствования человека как духовно-нравственного субъекта и др.

Глубокое представление о кризисе культуры дает ее философия. Каждая культура, по мнению О. Шпенглера, рождается, зреет, живет и умирает подобно организму, взаимодействуя с другими такими же культурами. Существенным моментом при этом является измельчание и исчерпание системы идеалов и ценностей, которые питают данную культуру. Тогда, согласно немецкому мыслителю, и наступает кризис, распадаются социальные связи, люди задаются вопросами: «Быть или не быть? Что делать? Кто виноват?»

Конец культуры как раз и является сущностью цивилизации. Кризис культуры П.А. Сорокин видел в распространении таких явлений, как утилитарный подход ко всему, культ наслаждений, «погоня за деньгами», моральный нигилизм и господство силы и насилия. Выход усматривался в религиозно-нравственном возрождении общества, которое должно пройти через муки страданий, к возрождению на основе принципа «альтруистической любви».

Важнейшую роль в исследовании культуры и этапов ее исторического развития сыграл канадский философ и культуролог Маршал Маклюэн (1911-1980). Он доказывал, что решающую роль в динамике культуре играют коммуникационные технологии. Господство тех или иных средств связи (коммуникаций) между людьми определяет облик культуры и способ кодификации реальности.

В истории человечестваМаклюэн выделяет четыре эпохи: 1)эпоха дописьменного варварства; 2)тысячелетие фонетического письма; 3)«Гутенбергова галактика» — пять сотен лет печатной техники;

4)«Галактика Маркони» — современная электронная цивилизация.

Культура сложное, многоуровневое явление. В современной литературе обычно выделяют следующие типы культур: элитарную и массовую культуры, культуру и субкультуры, базовую и маргинальную культуру.

Понятие элитарная культура используется для обозначения специфической сферы культуротворчества, связанной с профессиональным производством культурных текстов, приобретающих впоследствии статус культурных канонов. В западной культурологии оно первоначально служило для обозначения культурных пластов, диаметрально противоположных по своему содержанию "профанной" массовой культуре. В отличие от продуктов массовой культуры, элитарная культурная продукция рассчитана на неоднократное потребление и обладает принципиальной многозначностью содержания.

Массовая культура - это такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в условиях современного массового производства и рассчитана на массовое потребление. Понятие «массовая культура» ввели в оборот и развили испанский философ Х. Ортега – и – Гассет, теоретики Франкфуртской школы Г.Маркузе, Т.Адорно и другие.

Функции массовой культуры:

1) обеспечить социализацию человека в условиях, прежде всего, большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции своего поведения и деятельности, снятию психологического напряжения и решению конфликтных ситуаций;

2) удовлетворить массовые потребности индивида. Характерные черты массовой культуры: распространенность культурного образца в массах, воспроизводимость массами этих культурных образцов, ориентация на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы; их трансляция от поколения к поколению. Использование в массовой культуре таких жанров искусства, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Велика роль средств массовой информации в распространении массовой культуры.

Маргинальная культура - (от позднелат. marginalis - находящийся на краю, на границе) — конгломерат культурных ценностей, традиций, верований, ориентации и других элементов образа жизни промежуточных, пограничных социальных слоев, образующихся в результате различных процессов в обществе (миграций, этнокультурного взаимодействия, модернизации общественных систем и др.), вынужденных усваивать чуждые культурные ценности и социальные роли, будучи носителями элементов иных культур, иных традиций, иных верований.

Маргинальность - понятие, характеризующее пограничное, промежуточное положение и особенности жизнедеятельности групп людей, чьи установки, ценностные ориентиры, модели поведения соотнесены с двумя культурами, но полностью не примыкающих ни к одной из них; потеря людьми, особенно молодежью, своих культурных истоков, этнических традиций, отсутствие устойчивых культурных ценностей, наличие дискомфортных чувств по отношению к любой культуре.

Объективными условиями формирования маргинальной культуры являются процессы трансформации общества (модернизация, открытость к переменам, глобализация социального пространства), изменения социальной структуры, появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса, различные формы взаимодействия культур - от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена.

Присутствие в пространстве "большой", или базовой культуры многообразия локальных культур, выделяющихся по профессиональным, возрастным, религиозным, языковым и прочим признакам, жизненно необходимо, поскольку обеспечивает ее способность динамично меняться, оперативно реагируя на сдвиги социальной реальности.


Наши рекомендации