Философская трилогия «Основы философии»: «О теле», «О человеке», «О гражданине»

«Левиафан»

«Возражения на «Метафизические размышления» Декарта»

Гоббс - сторонник учения о двух истинах. Он говорил о необходимости отделять религию и философию. Гоббс утверждал, что догматы религии не нуждаются в рационализации, поэтому задача философии состоит в изучении и объяснении человека и мира, а не в рассуждениях о существовании бога.

Гоббс возражает против понятия субстанции, которое ввел Декарт, утверждая, что никакой абстрактной субстанции в мире не существует, ибо все наше знание происходит из ощущений.

В методологии Гоббса индукция и дедукция, чувственное и рациональное познание не обособлены и не противостоят друг другу, а являются взаимосвязанными этапами единого познавательного процесса.

В теории познания Гоббс является последовательным сенсуалистом и утверждает, что все наши знания происходят из ощущений. Однако чувства все же не ограничивают разум в его деятельности, ибо разум, получая данные от органов чувств, начинает оперировать ими и добывать новое знание. Поэтому знание бывает двух видов: чувственное и рациональное.

Гоббс предпринял первую сознательную попытку выстроить науку гражданского общества на основе человеческих инстинктов и стремлений. Исходным принципом для построения человеческого общества является стремление человека к самосохранению - из этого положения возникают все отношения между людьми.Ему удалось выявить причины становления государства: целью или намерением людей при этом является забота о самосохранении и о более благоприятной жизни.

Гоббс - один из основателей «договорной» теории происхождения государства. Он рассматривает государство как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Задача государства - обеспечение мира и безопасности.

В вопросе о формах государства симпатии Гоббса на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Этика у Гоббса выводится из природы. Благо рассматривается как предмет влечения и желания, а зло как предмет отвращения и ненависти. Предназначение этических нормативов состоит в сохранении гражданского мира, который рассматривается как величайшее благо, таким образом, естественный нравственный закон служит фундаментом для гражданских добродетелей, а государство делает человека нравственным.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - французский философ, разделял позиции деизма, сторонник натуралистического подхода и географического детерминизма в изучении общества. Его труды:

«Персидские письма»

«Книдский храм»

«Размышления о причинах величия и падения римлян»

«О Духе законов»

«Опыт о вкусе»

Задачей философии Монтескье считал постижение причинных связей материи, подчиняющейся законам механики. С его точки зрения, за кажущейся случайной цепью событий необходимо усматривать глубинные причины. Внешний мир отражается в сознании людей на основе деятельности разума, обобщающего результаты опыта.

Рассматривая государство, он был одним из первых, кто разграничил понятия общества и государства. Разделяя концепцию общественного договора, он связывал появление государства с определенным этапом исторического развития общества. Важнейший вклад Монтескье в политическую науку состоит в разработанной им с опорой на учение Локка теории разделения властей, главная задача которой – обосновать и гарантировать свободу гражданина в рамках правового государства.

В своей социальной философии Монтескье рассматривает причины существования разных форм общества, полагая, что для того, чтобы понять ту или иную форму общественного развития, необходимо понять то законодательство, которое существует в данном обществе.

Он различает два типа законов, существующих в обществе:

- естественные (определяются биологическими, природными характеристиками человека);

- социальные (определяются законами).

Концепция географического детерминизма разработана в книге «Дух законов». Монтескье свое исследование роли географической среды начинает с выяснения вопроса о человеческой природе. По его мнению, климатические условия определяют индивидуальные особенности человека, его телесную организацию, характер и склонности. Человек, восприняв однажды те или иные законы, обычаи и традиции, не расстаётся с ними. Анализируя вопросы происхождения рабства, философ считает, что в жарких странах, где люди всякую работу исполняют из страха быть наказанными, рабство не противоречит разуму, ибо без рабства в этих странах не было бы никакого прогресса.

При рассмотрении вопросов государственного устройства Монтескье приходит к выводу, что в странах с плодородной почвой легче устанавливается дух зависимости, ибо людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе, которую философ понимает прежде всего как отсутствие зависимости от государственной власти.

Монтескье выделял 3 основных образа правления, существовавших в истории:

- республиканский

- монархический

- деспотический

Принципы форм правления: республика – добродетель, монархия – честь, деспотия – страх.

Деизм - религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее дальнейшее его вмешательство в течение событий.

Географический детерминизм –учение, согласно которому главной детерминантой общественного развития является географический фактор.

Жан Жак Руссо (1712-1778) – французский философ, представитель сентиментализма, разделял позиции деизма. Его произведения:

«Новая Элоиза»

«Эмиль»

«Общественный договор»

«Рассуждение о начале и основаниях неравенства»

Отмечал противоречивость последствий прогресса цивилизации, служил идее возврата человека к природе.

В своих первых произведениях Руссо выразил все основные положения своего мировоззрения. Просвещение вредно и сама культура - ложь и преступление. Все основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Счастливы и непорочны только первобытные люди, живущие простой естественной жизнью.

Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности.

Государство должно возникнуть путём общественного договора и защищать интересы граждан. Если государство перестает выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Руссо возлагал на так называемую гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели.

В педагогике Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В романе он изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

Наши рекомендации