Ценность марксизма – в его методологии, что выдержало проверку временем.
Философия марксизма
Еще в 1962 году мексиканский философ Х.Гаос писал: «С марксизмом произойдет то же самое, что и с любым другим великим историческим учением. В начале презираемый и гонимы своими противниками, затем высоко возносимый своими сторонниками, справедливую оценку он получит лишь тогда, когда утратит свою актуальность»
Марксистская философия возникла в 40-х годах XIX века.
Созданная К.Марксом и Ф.Энгельсом диалектико-материалистическая философия опиралась на предпосылки философского, социологического и естественнонаучного характера.
ü Философские: немецкая классическая философия (идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха). Эти учения были переосмыслены и переработаны Марксом и Энгельсом на новом фактическом материале.
ü Социологические: английская политэкономия (Д.Рикардо, А.Смит); французский утопический социализм (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
ü Естественнонаучные: а) открытие клетки;
б) открытие закона сохранения и превращения вещества;
в) эволюционная теория Ч.Дарвина.
В 1844 году К.Маркс и Ф.Энгельс начали совместную разработку нового философского учения. В совместной работе «Манифест Коммунистической партии» и в произведении К.Маркса «Нищета философии» (1847) впервые были последовательно изложены идеи диалектико-материалистического мировоззрения.
Они ввели в научный оборот понятие «материалистическое понимание истории», суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. (До Маркса господствовал идеалистический взгляд на развитие общества).
Выявив определяющую роль материального производства в жизни людей, Маркс и Энгельс пришли к выводу о решающей роли производителей материальных благ – народных масс – в общественном развитии, и к пониманию классовой борьбы как движущей силы развития антагонистических обществ.
По Марксу, в производстве люди совершают наиболее важное и существенное – творят историю, изменяя окружающий мир и себя самих.
Для изложения свой концепции Маркс использовал такие категории, как «способ производства», «общественно-экономическая формация», «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», «общественное бытие», «общественное сознание».
Излагая материалистическое понимание истории, Маркс представил развитие общества как объективный естественноисторический процесс, независимый от воли и сознания людей.
Излагая сущность материалистического понимания истории, К.Маркс писал: «Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
Достоинства марксизма
Философия марксизма
Еще в 1962 году мексиканский философ Х.Гаос писал: «С марксизмом произойдет то же самое, что и с любым другим великим историческим учением. В начале презираемый и гонимы своими противниками, затем высоко возносимый своими сторонниками, справедливую оценку он получит лишь тогда, когда утратит свою актуальность»
Марксистская философия возникла в 40-х годах XIX века.
Созданная К.Марксом и Ф.Энгельсом диалектико-материалистическая философия опиралась на предпосылки философского, социологического и естественнонаучного характера.
ü Философские: немецкая классическая философия (идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха). Эти учения были переосмыслены и переработаны Марксом и Энгельсом на новом фактическом материале.
ü Социологические: английская политэкономия (Д.Рикардо, А.Смит); французский утопический социализм (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
ü Естественнонаучные: а) открытие клетки;
б) открытие закона сохранения и превращения вещества;
в) эволюционная теория Ч.Дарвина.
В 1844 году К.Маркс и Ф.Энгельс начали совместную разработку нового философского учения. В совместной работе «Манифест Коммунистической партии» и в произведении К.Маркса «Нищета философии» (1847) впервые были последовательно изложены идеи диалектико-материалистического мировоззрения.
Они ввели в научный оборот понятие «материалистическое понимание истории», суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. (До Маркса господствовал идеалистический взгляд на развитие общества).
Выявив определяющую роль материального производства в жизни людей, Маркс и Энгельс пришли к выводу о решающей роли производителей материальных благ – народных масс – в общественном развитии, и к пониманию классовой борьбы как движущей силы развития антагонистических обществ.
По Марксу, в производстве люди совершают наиболее важное и существенное – творят историю, изменяя окружающий мир и себя самих.
Для изложения свой концепции Маркс использовал такие категории, как «способ производства», «общественно-экономическая формация», «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», «общественное бытие», «общественное сознание».
Излагая материалистическое понимание истории, Маркс представил развитие общества как объективный естественноисторический процесс, независимый от воли и сознания людей.
Излагая сущность материалистического понимания истории, К.Маркс писал: «Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
Достоинства марксизма
Ценность марксизма – в его методологии, что выдержало проверку временем.
Из этого следуют следующие принципы:
· Значение форм собственности для стимулирования труда;
· Роль экономики в жизни общества;
· Взаимодействие экономики и политики;
· Связь идей и интересов;
· Наличие объективных законов, которые нельзя нарушать
· Новое соотношение теории и практики.
Идея практики была переворотом в материалистической картине мира.
Слабые места в марксизме, от которых мы должны отказаться:
· Самая главная нереалистическая компонента марксизма – надежда на создание общества без товарно-денежных отношений.
· Учение о классах гипертрофировано. Следствие этого:
а) упрощение природы и сущности эксплуатации;
б) схематизм в делении общества на угнетенные и господствующие классы;
в) преувеличение и апология социальных революций;
г) выделение классов в качестве основных признаков формации;
д) характеристика государства как тотально-классового института и т.д.
· Формационный подход является вполне реальным, но нельзя его рассматривать как единственно возможный; вполне допустимо его дополнить цивилизационным, признающим вариативность исторического процесса, неповторимость.
· Понимание сущности человека как совокупности общественных отношений. Отсюда: обезличенность, бессубъектный анализ.
· Положение об общем кризисе капитализма не подтвердилось историческим опытом.
· Вывод Маркса и Энгельса об особой «мессианской» роли пролетариата;
· Вывод о научности идеологии, «если она стоит на позициях передового класса» оказался также неверным;
· Мифологизм и утопизм. «Прошлое и настоящее не имеет цены, прекрасно только будущее».
Вступление общества в фазу эволюции и утрата пролетариатом ведущей роли является решающим фактором в кризисе марксистско-ленинской философии.
Марксистская концепция исторического процесса с предсказанием неминуемого краха капитализма не подтвердилась.