Билет№11 Гуманистическая тенденция социально-политической философии эпохи Возрождения.

Признанной столицей итальянского Возрождения являлась Флоренция. Здесь родился и получил всеобщее признание великий поэт Данте Алигьери (1225-1321). Его перу принадлежат: "Божественная комедия", "Пир", "О монархии". Именно эти произведения оказывали большое влияние на умы и сердца людей, вдохновляли гуманистов. Родоначальником возрожденческого движения по праву считается другой великий лирический поэт Италии Франческо Петрарка (1304-1374). В цикле стихотворений (канцоньере), посвященном Лауре, аскетизму средневекового сознания противопоставляются естественные чувства к возлюбленной и природе. Глубоко верующий человек, он решительно отвергал схоластику, которую считал воплощением глупости и бессмыслицы.

Прогрессивная философия эпохи Возрождения составляла неотъемлемую часть гуманистической культуры. Одним из наиболее глубоких и оригинальных мыслителей раннего Ренессанса проявил себя Николай Кузанский (1401-1464) — кардинал римско-каталической церкви. Главные его сочинения: "Об ученом незнании", "О предположениях", "Простец" (четыре диалога), "О поисках бога", "Об охоте за мудростью" и другие.Он был активным членом кружка гуманистов. Наибольшее влияние приобрел, когда папой Пием II стал друг его детства, а сам он фактически занял второе место в церковной иерархии. Творчество Н.Кузанского носит антисхоластический характер, что проявляется в пантеистической тенденции его философии, повышенном интересе к античной философии. В многочисленных трудах используются идеи Пифагора, Демокрита, Анаксагора, Аристотеля, Боэция, особенно Платона и неоплатоников. Разумеется, он не отрицает и не может отрицать креационистских положений христианского вероучения, а, напротив, являясь одним из руководителей римско-каталической церкви стремился защищать ее догматы. Но, тем не менее, отождествление в той или иной мере бога и природы (пантеизм) фактически подрывало постулат о творении.В теории познания главной целью считал не достижение неизменной, навсегда данной "божественной истины", а бесконечное расширение человеческого знания об окружающем мире. В качестве ступеней познания выделяет: ощущения, порождающие смутные образы вещей; рассудок обозначает вещи именами, оперирует цифрами, вскрывает противоположности и противопоставляет их; разум осуществляет диалектическое мышление и через способность мыслить бесконечное преодолевает всякую противоположность; интуиция осуществляет постижение истины через полное совпадение противоположностей. Разум независим от ощущений и рассудка и является отражением абсолютного интеллекта — бога.

Последовательно развивая учение о "совпадении противоположностей" в бесконечном, Кузанец рассматривает проблемы тождества "максимума" и "минимума" (онтология), абсолютного и относительного в познании ("Ученое незнание"), "микрокосма" (человек) и "макрокосма" (мир). Рассмотрение этих и других проблем, содержание которых направлено против господствующего догматизма, делает Н.Кузанского одним из основателей новоевропейской диалектики /См. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1970. Т.2. С.54-63/.

Развитие гуманистического мировоззрения тесно связано с активной разработкой учения о человеке. Примером этому служит творчество Пико Дела Мирандола (1463-1494), который развивает идею платонизма о "срединном" положении человека между земным, животным и божественным. Обладая свободной волей он может снизойти до скота или возвысится до богоподобного существа. Здесь выражена основная концепция антропологии Возрождения: человек сам творит свою судьбу, является "собственным скульптором и творцом", способен к безграничному самосовершенствованию и счастливому бытию на земле, а не на небесах.

Изменяется отношение к трудовой деятельности. Если в античном обществе труд — удел раба и позор для свободного, в средневековье — наказание за "грехи тяжкие", то в ренессанский период труд начинают рассматривать как источник счастья, средство развития людей.

Наиболее последовательные гуманисты делали выводы о самодостаточной ценности личности. Так, французкий гуманист Мишель Монтень (1533-1592) в книге своей жизни "Опыты" отказывается видеть в человеке совершенный результат божественного промысла и подчеркивает, что цель человеческой жизни не во вне, а в ней самой.

12. Гуманистическая тенденция социально-политической философии эпохи Возрождения.

Основные черты: атнтробоцентризм. Основой мира был не Бог, а чело­век. Бог остаётся творцом, но человек понимается как существо абсо­лютно свободное, независимое ни от природного, ни от божествен­ного миров. Он сам определяет свою судьбу, своё положение в мире. Человек может свободно передвигаться по вертикалям. Т.е. он может приближаться к Богу, а может опуститься до животного.

Пантеизм.

Бог понимается в единстве с природой. Предполагается, что бог как бы растворён в природе и пронизывает каждую вещь, ка­ждое существо. Бог отдельно от материи не сущ.

Теория двух истин.

Назначение науки – изучение мира вещей при помощи разума. Назначение религии – постижение бога, души. Пред­полагалось, что религия и наука не должны вмешиваться в деятель­ность друг друга, и не нарушать этой границы.

В период возрождения наблюдается возращение интереса к природе и ценностям др. Гр. культуры

13.Эмпиризм и рационализм философии Нового времени. Проблема метода.

18 в. в связи с формированием нового капиталистического общества, основанного на материальных ценностях, возникает потребность в новом мировоззрении и критике средневекового способа достижения истины (в основном схоластический метод). Возрастает спрос на науку и возникает проблема получения нового знания.

Эмпиризм – Бэкон. Он интересовался главным образом методом по­лучения объектного знания, которое может быть почерпнуто только из опыта, из эксперимента. Следовательно наука должна базироваться на экс­периментальном изучении природы. Бэкон подчёркивает значение индукции, т.е. движения от частного к общему.

Критика источников, мешающих постичь истину. Препятствия Бэкон подразделяет на 4 группы:

1) Идолы рода (человеческая природа – от них избавляться нельзя, но о них надо знать). Человек по природе эгоист, поэтому он предпочитает задавать вопросы “для чего?” а не ”почему?”

2) Идолы пещеры – все люди с симпатиями, антипатиями, предпоч­тениями – у всех есть субъективность. Нужно её преодолевать.

3) Идолы рынка – люди общаются между собой при помощи языка, т.е. при помощи слов, понятий, символов. Бэкон считает, что любое понятие не отражает сущности предмета, а фиксирует случайные поверхностные свойства предмета. Научный язык несовершенен и должен быть подвергнут критике.

4) Идолы театра – это заблуждение, которое рождается вследствие веры в авторитеты.

Таким образом, Бэкон подчеркивает значение объективного знания, причём знание не самоцель, - они дают возможность улучшить прак­тическую жизнь.

Рационализм – Декарт. Он не отрицает важности опытного познания. Но считает его недостаточным для получения истины. Декарт пред­лагает свой метод рационалистической дедукции (т.е. движение от общего к частному).

Свой метод разбивает на 4 ступени:

1. Считать истинными, исходными абсолютно истинные, непроти­воречивые положения, которые, как он считал, интуитивны, врожденные. Он признаёт врождённые знания.

2. Разделять сложные проблемы на составляющие их части.

3. Мыслить по порядку – начиная с простого и двигаться к позна­нию наиболее сложных вещей.

4. Составлять такие полные обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустил.

Согласно этому методу исходными пунктами познания являются ин­туитивные, очевидные понятия или положения, которые явл. врож­дёнными. Самой неопровержимой истиной исходной интуицией для дедукции Декарт считал: ”Я мыслю, сомнение в этом есть тоже мышление”. Второй шаг - : “я мыслю, стало быть я существую”. Т.е. от способности мыслить делается переход к субъекту, носителю спо­собности. Дальше Декарт заключает о сущ. особой субстанции, атри­бутом которой явл мышление. Эта субстанция не материальна, и что материал не может мыслить.

Другой субстанцией явл материя, природа, которая движется и разви­вается по законам механики, следовательно философия Декарта дуалистиче­ская. Декарт не считал, что духовная и материальная субстанция свя­заны, след они абсолютно самостоятельны и развиваются по своим законам.

Третья субстанция – божественная – бесконечно вечная. Она рас­сматривается первопричиной и источником конечной духовной суб­станции и материальной. Атрибутом который явл мышление и про­тяжение.

Лейбниц.

Проблема субстанции. Субстанций столько, сколько су­ществ, вещей (т.е. каждая вещь сама себе субстанция), след их число бесконечно. Каждая вещь обладает и душой и материей. Все вещи он называл манадами. Между манадами нет общения, но в мире царит гармония, источником которой явл мысль. Он наз её манадой манад. Каждая вещь причиной своего рождения и смерти обязана богу. Ка­ждая манада развивается по внутренней программе.

Виды манады: манада, манада-душа, манада-дух, т.е. разумные в-ва.

Философия Лейбница содержит идеалистические идеи.

По другому проблему субстанций решал Спиноза. Он вводит поня­тие о единой субстанции, возрождает подход к субстанции, разрабо­танный ещё в эпоху возрождения, т.е. пантоэстическую идею о слия­нии бога и природы. Протяжение и мышление Спиноза приписывает одной субстанции – бесконечной, безличной, а вещи и существа – модификации единой бесконечной субстанции. Он вводит понятие природы творящей и природы сотворённой. Т.о. возникает противо­речие между творящей природой, и сотворённой природой.

Французский материализм 18 в.

Ламетри (врач) – атеист. Он считал, что кроме движущейся материи нет больше ничего. Основные проблемы: человек, сознание, взаимо­отношения тела и души.

Человека он понимал как природное существо, как высший результат эволюции природы. Сознание (душа) тоже материальна. Это есть сила, которая движет организмы. Человек качественно от других жи­вотных не отличается. Отличие только количественное (объём голов­ного мозга и его строение).

Труд. Человек-машина, следовательно механистический материализм, т.е. от­рицаются качественные переходы, когда признаётся наличие внеш­ней причины движения. Отрицается движение по спирали, а призна­ётся замкнутое, циклическое движение.

Гольбах (продолжатель Ламетри), был абсолютным атеистом. Прин­цип редуцируемости – сводимости всех форм движения в механиче­скую.

2 вида движения: а) перемещение; б) внутреннее движе­ние (определяется энергией, источником которой явл взаимодействие невидимых материальных частиц). Он считал, что кроме движущихся мате­рий нет ничего.

Гельвеций. Интересовался общественной проблематикой и взаимо­отношением человека и общества. Атеист. Душа отождествляется со способностью ощущать. Чувственное познание. Разум занимается классификацией чувственных данных. Общество он понимал меха­нистически, атомарно, т.е. состоящее из суммы индивидов. Т.о. Гельвеций не видел нового качества на уровне общества. Обществом движут объективные законы – законы интересов. Интерес складыва­ется из интересов. Интерес складывается из интересов большинства индивидов, сост это общество. Интерес определяется двумя груп­пами факторов:

1) страсти. Главное – самолюбие.

2) материальные, естественные физ потребности, и он считает их основными движущими силами в человеке, а следовательно и в обществе.

Изменения в обществе и причины этих изменений также понима­лись механистически. У власти должен стоять монарх, но у него должны быть мудрые советники, которые бы сообщали ему рацио­нальные идеи, а он уж как исполнитель утверждал и реализовывал их в обществе. Они были категорически против революции. Изменения в обществе должны проводиться путём воспитания. Это идеализм.

В целом французские материалисты последовательные в понимании природы, её источника и законов развития, противоречили себе в понимании общества и причин его развития.

Вывод по 18 в.

Основные проблемы: метода и субстанции. В её содер­жании много рационального: отрицание бога; материалистическое объяснение появления человека, законов развития общества, созна­ние.

Наши рекомендации