Билет№11 Гуманистическая тенденция социально-политической философии эпохи Возрождения.
Признанной столицей итальянского Возрождения являлась Флоренция. Здесь родился и получил всеобщее признание великий поэт Данте Алигьери (1225-1321). Его перу принадлежат: "Божественная комедия", "Пир", "О монархии". Именно эти произведения оказывали большое влияние на умы и сердца людей, вдохновляли гуманистов. Родоначальником возрожденческого движения по праву считается другой великий лирический поэт Италии Франческо Петрарка (1304-1374). В цикле стихотворений (канцоньере), посвященном Лауре, аскетизму средневекового сознания противопоставляются естественные чувства к возлюбленной и природе. Глубоко верующий человек, он решительно отвергал схоластику, которую считал воплощением глупости и бессмыслицы.
Прогрессивная философия эпохи Возрождения составляла неотъемлемую часть гуманистической культуры. Одним из наиболее глубоких и оригинальных мыслителей раннего Ренессанса проявил себя Николай Кузанский (1401-1464) — кардинал римско-каталической церкви. Главные его сочинения: "Об ученом незнании", "О предположениях", "Простец" (четыре диалога), "О поисках бога", "Об охоте за мудростью" и другие.Он был активным членом кружка гуманистов. Наибольшее влияние приобрел, когда папой Пием II стал друг его детства, а сам он фактически занял второе место в церковной иерархии. Творчество Н.Кузанского носит антисхоластический характер, что проявляется в пантеистической тенденции его философии, повышенном интересе к античной философии. В многочисленных трудах используются идеи Пифагора, Демокрита, Анаксагора, Аристотеля, Боэция, особенно Платона и неоплатоников. Разумеется, он не отрицает и не может отрицать креационистских положений христианского вероучения, а, напротив, являясь одним из руководителей римско-каталической церкви стремился защищать ее догматы. Но, тем не менее, отождествление в той или иной мере бога и природы (пантеизм) фактически подрывало постулат о творении.В теории познания главной целью считал не достижение неизменной, навсегда данной "божественной истины", а бесконечное расширение человеческого знания об окружающем мире. В качестве ступеней познания выделяет: ощущения, порождающие смутные образы вещей; рассудок обозначает вещи именами, оперирует цифрами, вскрывает противоположности и противопоставляет их; разум осуществляет диалектическое мышление и через способность мыслить бесконечное преодолевает всякую противоположность; интуиция осуществляет постижение истины через полное совпадение противоположностей. Разум независим от ощущений и рассудка и является отражением абсолютного интеллекта — бога.
Последовательно развивая учение о "совпадении противоположностей" в бесконечном, Кузанец рассматривает проблемы тождества "максимума" и "минимума" (онтология), абсолютного и относительного в познании ("Ученое незнание"), "микрокосма" (человек) и "макрокосма" (мир). Рассмотрение этих и других проблем, содержание которых направлено против господствующего догматизма, делает Н.Кузанского одним из основателей новоевропейской диалектики /См. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1970. Т.2. С.54-63/.
Развитие гуманистического мировоззрения тесно связано с активной разработкой учения о человеке. Примером этому служит творчество Пико Дела Мирандола (1463-1494), который развивает идею платонизма о "срединном" положении человека между земным, животным и божественным. Обладая свободной волей он может снизойти до скота или возвысится до богоподобного существа. Здесь выражена основная концепция антропологии Возрождения: человек сам творит свою судьбу, является "собственным скульптором и творцом", способен к безграничному самосовершенствованию и счастливому бытию на земле, а не на небесах.
Изменяется отношение к трудовой деятельности. Если в античном обществе труд — удел раба и позор для свободного, в средневековье — наказание за "грехи тяжкие", то в ренессанский период труд начинают рассматривать как источник счастья, средство развития людей.
Наиболее последовательные гуманисты делали выводы о самодостаточной ценности личности. Так, французкий гуманист Мишель Монтень (1533-1592) в книге своей жизни "Опыты" отказывается видеть в человеке совершенный результат божественного промысла и подчеркивает, что цель человеческой жизни не во вне, а в ней самой.
12. Гуманистическая тенденция социально-политической философии эпохи Возрождения.
Основные черты: атнтробоцентризм. Основой мира был не Бог, а человек. Бог остаётся творцом, но человек понимается как существо абсолютно свободное, независимое ни от природного, ни от божественного миров. Он сам определяет свою судьбу, своё положение в мире. Человек может свободно передвигаться по вертикалям. Т.е. он может приближаться к Богу, а может опуститься до животного.
Пантеизм.
Бог понимается в единстве с природой. Предполагается, что бог как бы растворён в природе и пронизывает каждую вещь, каждое существо. Бог отдельно от материи не сущ.
Теория двух истин.
Назначение науки – изучение мира вещей при помощи разума. Назначение религии – постижение бога, души. Предполагалось, что религия и наука не должны вмешиваться в деятельность друг друга, и не нарушать этой границы.
В период возрождения наблюдается возращение интереса к природе и ценностям др. Гр. культуры
13.Эмпиризм и рационализм философии Нового времени. Проблема метода.
18 в. в связи с формированием нового капиталистического общества, основанного на материальных ценностях, возникает потребность в новом мировоззрении и критике средневекового способа достижения истины (в основном схоластический метод). Возрастает спрос на науку и возникает проблема получения нового знания.
Эмпиризм – Бэкон. Он интересовался главным образом методом получения объектного знания, которое может быть почерпнуто только из опыта, из эксперимента. Следовательно наука должна базироваться на экспериментальном изучении природы. Бэкон подчёркивает значение индукции, т.е. движения от частного к общему.
Критика источников, мешающих постичь истину. Препятствия Бэкон подразделяет на 4 группы:
1) Идолы рода (человеческая природа – от них избавляться нельзя, но о них надо знать). Человек по природе эгоист, поэтому он предпочитает задавать вопросы “для чего?” а не ”почему?”
2) Идолы пещеры – все люди с симпатиями, антипатиями, предпочтениями – у всех есть субъективность. Нужно её преодолевать.
3) Идолы рынка – люди общаются между собой при помощи языка, т.е. при помощи слов, понятий, символов. Бэкон считает, что любое понятие не отражает сущности предмета, а фиксирует случайные поверхностные свойства предмета. Научный язык несовершенен и должен быть подвергнут критике.
4) Идолы театра – это заблуждение, которое рождается вследствие веры в авторитеты.
Таким образом, Бэкон подчеркивает значение объективного знания, причём знание не самоцель, - они дают возможность улучшить практическую жизнь.
Рационализм – Декарт. Он не отрицает важности опытного познания. Но считает его недостаточным для получения истины. Декарт предлагает свой метод рационалистической дедукции (т.е. движение от общего к частному).
Свой метод разбивает на 4 ступени:
1. Считать истинными, исходными абсолютно истинные, непротиворечивые положения, которые, как он считал, интуитивны, врожденные. Он признаёт врождённые знания.
2. Разделять сложные проблемы на составляющие их части.
3. Мыслить по порядку – начиная с простого и двигаться к познанию наиболее сложных вещей.
4. Составлять такие полные обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустил.
Согласно этому методу исходными пунктами познания являются интуитивные, очевидные понятия или положения, которые явл. врождёнными. Самой неопровержимой истиной исходной интуицией для дедукции Декарт считал: ”Я мыслю, сомнение в этом есть тоже мышление”. Второй шаг - : “я мыслю, стало быть я существую”. Т.е. от способности мыслить делается переход к субъекту, носителю способности. Дальше Декарт заключает о сущ. особой субстанции, атрибутом которой явл мышление. Эта субстанция не материальна, и что материал не может мыслить.
Другой субстанцией явл материя, природа, которая движется и развивается по законам механики, следовательно философия Декарта дуалистическая. Декарт не считал, что духовная и материальная субстанция связаны, след они абсолютно самостоятельны и развиваются по своим законам.
Третья субстанция – божественная – бесконечно вечная. Она рассматривается первопричиной и источником конечной духовной субстанции и материальной. Атрибутом который явл мышление и протяжение.
Лейбниц.
Проблема субстанции. Субстанций столько, сколько существ, вещей (т.е. каждая вещь сама себе субстанция), след их число бесконечно. Каждая вещь обладает и душой и материей. Все вещи он называл манадами. Между манадами нет общения, но в мире царит гармония, источником которой явл мысль. Он наз её манадой манад. Каждая вещь причиной своего рождения и смерти обязана богу. Каждая манада развивается по внутренней программе.
Виды манады: манада, манада-душа, манада-дух, т.е. разумные в-ва.
Философия Лейбница содержит идеалистические идеи.
По другому проблему субстанций решал Спиноза. Он вводит понятие о единой субстанции, возрождает подход к субстанции, разработанный ещё в эпоху возрождения, т.е. пантоэстическую идею о слиянии бога и природы. Протяжение и мышление Спиноза приписывает одной субстанции – бесконечной, безличной, а вещи и существа – модификации единой бесконечной субстанции. Он вводит понятие природы творящей и природы сотворённой. Т.о. возникает противоречие между творящей природой, и сотворённой природой.
Французский материализм 18 в.
Ламетри (врач) – атеист. Он считал, что кроме движущейся материи нет больше ничего. Основные проблемы: человек, сознание, взаимоотношения тела и души.
Человека он понимал как природное существо, как высший результат эволюции природы. Сознание (душа) тоже материальна. Это есть сила, которая движет организмы. Человек качественно от других животных не отличается. Отличие только количественное (объём головного мозга и его строение).
Труд. Человек-машина, следовательно механистический материализм, т.е. отрицаются качественные переходы, когда признаётся наличие внешней причины движения. Отрицается движение по спирали, а признаётся замкнутое, циклическое движение.
Гольбах (продолжатель Ламетри), был абсолютным атеистом. Принцип редуцируемости – сводимости всех форм движения в механическую.
2 вида движения: а) перемещение; б) внутреннее движение (определяется энергией, источником которой явл взаимодействие невидимых материальных частиц). Он считал, что кроме движущихся материй нет ничего.
Гельвеций. Интересовался общественной проблематикой и взаимоотношением человека и общества. Атеист. Душа отождествляется со способностью ощущать. Чувственное познание. Разум занимается классификацией чувственных данных. Общество он понимал механистически, атомарно, т.е. состоящее из суммы индивидов. Т.о. Гельвеций не видел нового качества на уровне общества. Обществом движут объективные законы – законы интересов. Интерес складывается из интересов. Интерес складывается из интересов большинства индивидов, сост это общество. Интерес определяется двумя группами факторов:
1) страсти. Главное – самолюбие.
2) материальные, естественные физ потребности, и он считает их основными движущими силами в человеке, а следовательно и в обществе.
Изменения в обществе и причины этих изменений также понимались механистически. У власти должен стоять монарх, но у него должны быть мудрые советники, которые бы сообщали ему рациональные идеи, а он уж как исполнитель утверждал и реализовывал их в обществе. Они были категорически против революции. Изменения в обществе должны проводиться путём воспитания. Это идеализм.
В целом французские материалисты последовательные в понимании природы, её источника и законов развития, противоречили себе в понимании общества и причин его развития.
Вывод по 18 в.
Основные проблемы: метода и субстанции. В её содержании много рационального: отрицание бога; материалистическое объяснение появления человека, законов развития общества, сознание.