Вопрос 19. понятие бытия: прелыстория, смысл и мировоззренческое значение
Философия исходит из того, что существование, т. е. способность быть, - это основополагающая характеристика любого предмета, события или явления - природного или социального. Вот почему понятие бытия оказалось одним из самых древних во всей истории философской мысли. Оно возникло из стремления познать окружающий человека мир как некую реальную действительность, многоликое и единое целое, которое имеет под собой прочное основание. С помощью данного понятия не только раскрывается убежденность человека в существовании мира и самого себя в нем («есть» «существовать», «иметь место»), но и познаются различные характеристики мироздания.
Проблема бытия - его форм и видов, общих характеристик, принципов и законов - рассматривается в разделе философии, который называется онтологией.
Первые размышления о бытии появились вместе с рождением философской мысли. В древнеиндийской философии ставился вопрос о реальности души человека, о природных стихиях (огонь, воздух, вода и др.) как основе мира. Греческий философ Парменид учил, что бытие - это всё сущее, а кроме него в действительности ничего больше нет. По убеждению Гераклита, всё в этом мире пронизано борьбой противоположных начал, их взаимодействием. Бытие изменчиво, динамично: «всё течет, всё изменяется». Демокрит - первоосновой бытия и его содержанием являются атомы как некие неделимые частицы. Их движение, сталкивание и соединение порождает в итоге все многообразие окружающего мира. Платон выделил два вида бытия - материальное (вещественное) и идеальное (духовное). Мир идей, по Платону, - это подлинное («истинное») бытие, вечное и неизменное в основе своей. А мир вещей есть неподлинное бытие, всё в нем течет, разрушается и погибает. Два вида бытия выделял и Аристотель: потенциальное (возможное) и реальное (действительное) бытие. В целом, проблема бытия рассматривалась греческими философами в рамках метафизики как учения о сверхчувственных началах действительности.
В Средние века господствовало религиозное мировоззрение, и бытие рассматривалось как сотворенная Богом реальность, «тварный мир» (Фома Аквинский, Августин Блаженный и др.). В философии провозглашалось и активно доказывалось бытие Бога как Творца мира. Считалось, что Бог - это «наисовершеннейшая реальность» как истинное начало, середина и завершение всего сущего.
С эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) начинается подъем в развитии естественных наук (математика, механика, астрономия). Бытие стало рассматриваться преимущественно как физическая реальность. Считалось, что в своей действительности бытие - это, прежде всего, природа как объект естествознания и практической деятельности человека.
Классическая немецкая философия соединила в себе борьбу двух направлений и подходов в трактовке бытия - идеалистического и материалистического. Г. Гегель подлинным бытием считал «абсолютную идею» как исток и основу всего сущего. Этот немецкий философ представил бытие как динамичный духовный, поток в различных формах своего проявления. Природный и социальный миры, а также и сам человек, - все это есть инобытие, т. е. порождение данной идеи. JI. Фейербах - сводил бытие к природе, уникальным творением которой он считал человека.
В классической марксистской философии учение о бытии продолжило традиции философского материализма и естественных наук. Ф. Энгельс в своих работах «Диалектика природы» и «Анти-Дюринг» развивал учение о материи, ее свойствах, формах и способах существования, о законах материального мира.
В русской религиозная философия (НА. Бердяев, В. С. Соловьев и др.) при постижении бытия активно использовала основные положения христианства, идеи Платона и Гегеля. Подчеркивалось, что бытие духовно, а сам Дух воспринимался как свободная энергия, данная от Бога и прорывающаяся в природный и социальный мир. Человек рассматривался как маленькая точка на пересечении материального и духовного, земного и божественного начал бытия. В русском философском материализме (М. В. Ломоносов, И. И. I, Мечников и др.) бытие - нечто объективное, чувственно-воспринимаемое, объект науки и практической деятельности. Для русской философии характерным является раскрытие органичного единства человека, человечества и всего окружающего мира, Космоса в целом.
Современная философия большое внимание уделяет бытию человека в окружающем мире. Она пытается, как, например, в экзистенциализме (А. Камю и др.) постигнуть внутренний мир человека, существующего в противоречивых, нередко конфликтных отношениях с социальной действительностью.
Бытие - это философское понятие, которое указывает на реальное существование объекта как его основное свойство.
Быть означает - существовать в реальной действительности. Всё вокруг нас стремится к тому, чтобы существовать, иметь место в этом мире. Бытие - это неисчерпаемая совокупность всего сущего, это сам мир как единое и многообразное целое. В этом мире оказались вместе и рядом существуют («сосуществуют») известное и неизвестное, малое и большое, светлое и темное. Дело философии - постижение мира как многолико-единого целого, или Универсума.
Отсутствие признаков бытия обозначается в философии понятием «небытие» («ничто», «пустота», «смерть» и т. п.). Иногда говорят, что небытие есть нечто неясное и неопределенное для человека, закрытое пеленой неизвестности.
Основные формы бытия, образуют в своем единстве всё сущее, т. е. реальный мир.
Во-первых, это бытие природы - мир ее вещей, процессов и состояний. Природа - это естественный мир. Она включает в себя область неорганического мира (микро-, макро- мегамир) и область органического (живого) мира. Мир жизни (биосфера) есть: та реальность, из которой в свое время путем эволюции выделился и сформировался человек.
Во - вторых, бытие человека - мир уникального живого существа, органического единства природного и социального, телесного и духовного и т.д. Под влиянием активного существования человека в этом мире изменяются и мир, и человек.
В-третьих, бытие общества - мир многогранной духовно - практической жизнедеятельности людей и их взаимоотношений. Общество является сферой действия Разума, Памяти и Воли человека, и это придает ему собственную специфику, неисчерпаемые источники функционирования и развития.
В-четвертых, бытие сознания как особого рода реальность. Сознание, как носитель духовного начала присутствует во всех актах духовно-практической деятельности людей. Оно представляет собой чувства и эмоции, идеи и образы, понятия и представления и иные формы отражения окружающей действительности. Бытие сознания включает в себя и бессознательное, воспринимавшееся 3. Фрейдом как некая «темная» сторона человеческой психики. Иные формы бытия: бытие потенциальное (возможное) и актуальное (наличное), бытие феноменальное (внешнее, постигаемое чувствами) и ноуменальное (внутреннее, постигаемое мышлением), бытие подлинное (настоящее) и кажущееся (иллюзорное, мнимое) т. д.
Формы бытия находятся в состоянии «диалога»: они активно взаимодействуют и проникают друг в друга. В этом смысле человек является своеобразным символом единства мира и тесного взаимодействия различных его сфер, их взаимодополнения. Вот почему он не случайно был назван в философии «малой Вселенной. Именно благодаря взаимодействию различных форм бытия существует единый и противоречивый, но все же целостный и гармоничный МИР. Этот мир не только целостен, но и динамичен, постоянно незавершен в своем развитии, таков и человек
Основные виды бытия, которые представлены двумя реальностями: «мир внешний» (космос, природа, общество) и «мир внутренний» (душа, сознание человека). Эти два вида бытия обозначаются в философии, соответственно, понятиями материя и сознание. Материя и сознания есть противоположные, разнокачественные формы бытия, которые нельзя сводить друг к другу.
В истории философии сложились различные подходы к пониманию бытия. Для философского материализма («линия Демокрита») на первом плане находится бытие материи как исходный и основной объект познания и практики. Мир - это движущаяся материя в единстве всех своих форм и проявлений. В философском же идеализме («линия Платона») на первый план всегда выдвигается бытие сознания в различных его проявлениях (мировой дух, формы индивидуального и общественного сознания) как исходный и основной объект познания. Мир - Это воплощение духовного начала или же совокупность субъективных человеческих представлений о нем.
При осмыслении проблем бытия философия традиционно применяет также понятие субстанции. Под ней принято понимать нечто неизменное и неуничтожимое, лежащее в основе всего мироздания и проявляющее себя во всем без исключения. По вопросу о субстанции в философии имеют место разные подходы и взгляды.
Философские учения, которые исходят из признания существования одной субстанции, называют монизмом («один», «единственный»). Например «линия Демокрита» - это материалистический монизм.
Противоположностью монизму является дуализм, который исходит из признания двух начал мира - материального и духовного как якобы равноправных. Его основателем считается французский философ Р. Декарт, который выделял - «протяженную субстанцию» (материя, природа) и «мыслящую субстанцию» (дух, разум).
Философское учение о бытии предполагает идею Универсума, которая раскрывает окружающий мир с точки зрения своего многообразия и единства. Универсум есть «единство многого», «многое в одном», органичная и всепроникающая связь всего со всем - конечного и бесконечного, вечного и преходящего, малого и большого. Человек тоже воспринимается таким же образом - как уникальная форма универсума («малый космос»), которая в своих основных качествах-характеристиках воспроизводит, словно в зеркале, окружающий мир. Человек и мир неразделимы, хотя они и не сливаются друг с другом, не растворяясь одно в другом. Универсальный означает - многогранный, всеохватывающий, всеобъемлющий.
Вопрос 20 Материя, ее признаки и всеобщие свойства. Философия о материальном мире.
Начиная с Древнего мира, в философской мысли стала складываться традиция восприятия окружающего мира как некоей реальности, материальной в основе своей.
И стремления воспринимать и объяснять мир как нечто естественное сформировался философский материализм - одно из основных направлений в истории философии, которое в своем развитии обрело различные исторические формы (стихийный, метафизический, диалектический и т. д.)
В философском материализме основную роль играет понятие материи («вещь», «вещество»), которое конкретизирует понимание бытия как реальности определенного рода. Оно вбирает в себя длительный опыт познания окружающего мира и человека с позиций естествознания и здравого смысла, объяснения мира естественными причинами. Она выступает как субстанция не только всех материальных, но и духовных явлений, процессов и состояний. Духовная сторона действительности, т. е. сознание, рассматривается в общем контексте принципов и идей философского материализма как специфический вид бытия, противоположный материи.
Первые представления о материи появились в древней философии в связи с попытками найти некую первооснову мира в виде конкретного вещества. Так, для Фалеса - основа вода, для Гераклита - огонь, а Демокрит находил ее в подвижных атомах. Начиная с Демокрита, берет свое начало атомистическое представление о материи («атомизм»), которое впоследствии развивали многие философы и ученые (К. Гельвеций, И. Ньютон, М.В. Ломоносов и др.). Этот философ считается основателем философского материализма, в связи с чем данное направление нередко называют «линией Демокрита».
В учении же Платона материальный (вещественный) мир рассматривался как низшая ступень бытия, косная и пассивная масса. По убеждению философа, высшим демиургом (творец, ремесленник) всего сущего является Бог. Платон положил начало философскому идеализму как направлению, которое часто именуют «линией Платона».
Сам термин «материя» впервые появился в работах Аристотеля. Он понимал под ней бесформенную и пассивную массу, которая потенциально, словно строительный материал, содержит в себе любые вещи. В философии средних веков считалось, что материальный мир был сотворен за шесть дней из ничего актом доброй воли всемогущего Творца. Создав мир, Бог установил и определенный порядок, иерархию в нем.
В эпоху Возрождения и Нового времени материя стала рассматриваться как совокупность физических тел и процессов окружающей природы. Н. Коперник создал гелиоцентрическую картину мира, которая радикальным образом изменила существовавшие до сих пор представления о Вселенной. Очень большую роль в познании материального мира сыграл, в частности, И. Ньютон, который сформулировал основные законы классической механики. Б. Спиноза рассматривал материю как субстанцию, которая обладает системой атрибутов (неизменных свойств). Во французском материализме XVIII века (Ж. Ламетри, Д. Дидро и др.) подчеркивалось, что материя не сотворена Богом и существует вечно. Она является своеобразной мастерской, которая снабжена всеми необходимыми инструментами и материалами для работы человека. Сам же человек - это деятель, активный и умелый работник в этой мастерской.
На рубеже XIX-XX веков в естественных науках произошел ряд крупных открытий, на основе которых существенно изменились ранее сложившиеся классические представления о материальном мире, который воспринимался до сих пор как некое вместилище тел, существующих в абсолютном (неизменном) пространстве и времени. Ранее, в середине XIX века, сформировалась теория Ч. Дарвина, в которой была раскрыта органическая взаимосвязь в растительном и животном мирах. В 1869 г. русский ученый Д. И. Менделеев создал периодическую систему химических элементов. Были открыты радий (В. Рентген) и электрон, явление искусственной радиоактивности (А. Беккерель). В начале следующего века А. Эйнштейн разработал специальную (1905 г.) и общую (1916 г.) теорию относительности, которая раскрывала внутреннюю связь и единство движения, пространства и времени. В те годы произошли и другие крупные открытия в естествознании.
В результате быстрого развития науки была подорвана господствовавшая прежде механистическая картина мира. Было убедительно показано, что мир не только един, но еще бесконечен и разнообразен в своих формах, свойствах и проявлениях. Естествознание в лице физики шагнуло в неведомую ранее реальность - мир элементарных частиц, где царствуют хаос и неопределенность. Тем самым горизонт знаний о материи резко раздвинулся и был дополнен новыми сведениями и фактами, которые изменяли прежние, «вещественные» представления о материи. Обобщая эту важную тенденцию в науке своего времени, В.И. Ленин в 1908 году предложил развернутое определение понятия материи. В своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» он писал, что материя - это «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Материя - это объективная реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека.
Понятие материи выполняет мировоззренческую функцию. С его помощью формируются научные представления о мире, обобщаются данные частных наук, ведется полемика с философским идеализмом и религиозным мировоззрением, опровергается агностицизм (учение о непознаваемости мира). Во-вторых, имеет место и методологическая функция данного понятия, которое ориентирует на строго определенный (материалистический, естественнонаучный) подход к познанию этого мира, выявление подлинного места и роли человека в нем.
В философском материализме провозглашается и отстаивается тезис о том, что материя первична, а сознание вторично. Это - основополагающий принцип данного философского направления. Он означает, во-первых, полагание того, что материя не сотворена и существует вечно, а сознание возникло несравненно позже, в ходе ее длительной эволюции по мере формирования человека. Во-вторых, указанный тезис гласит, что материя первична по отношению к сознанию и процессу познания мира, т. е. она выступает как непосредственный объект отражения, а сознание во всех своих формах и проявлениях - это лишь его отражение, «копия». В-третьих, принцип первичности материи означает также и первостепенное внимание к окружающему миру не только как к субстанции самой по себе, но и как объекту духовно-практической деятельности человека.
Основные виды материи - вещество и поле, которые взаимопереходят друг в друга. Вещество дискретно (внутренне расчленено на отдельные элементы) и структурировано (обладает целостностностью и собственной организацией), имеет массу покоя и рассредоточено в пространстве. Формы вещества очень разнообразны: элементарные частицы, атомы и молекулы, газы, и т.д. В отличие от вещества, поле представляет собой сложное электромагнитное образование, которое состоит из квантов (отдельных «порций»). Они не имеют массы покоя и распределены в пространстве равномерно. Поле тоже существует в различных видах: гравитационное, электромагнитное, биологическое и т. д. Вещество и поле взаимопроникают и естественным образом дополняют друг друга.
Уровни организации материи, которые соответствуют ее внутренней самоорганизации. Три основных уровня: неживое-живое-социальное, представляющие ступени саморазвития материального мира. В первом случае идет речь о неорганической природе, начиная с элементарных частиц и заканчивая небесными телами и их системами. Живой уровень берет свое начало с клетки и проявляет себя в сложных системах жизни, образующих биосферу. Что же касается социального уровня, то это тоже живой процесс (жизнь общества), хотя и принципиально отличающийся от двух предшествующих ему ступеней материи присутствием Человека как творческого существа, созидающего новую действительность.
Материя имеет также всеобщие свойства, называемые иногда атрибутами. Ей присуща объективное существования, т. е. бытие вне и независимо от сознания человека. Объективность существования материи - исходная посылка философского материализма. Материальному миру свойственны также несотворимость и неуничтожимость. Это означает, во-первых, что в этом мире ничто не возникает ничего (из некоей пустоты), а происходит лишь на определенной основе. Во - вторых, философия материализма утверждает, что отдельные вещи могут переходить во что-то иное и даже исчезать, но в целом же мир продолжает существовать, оставаясь в основе своей самим собой. Неисчерпаемость материального мира, что означает огромное многообразие его сторон, свойств, явлений и состояний. Такое свойство материи, как бесконечность, подразумевает вечную незавершенность, незаконченность процессов и состояний в ней. У материального мира нет ни начала, ни конца, окончательной границы. Материи присуща также целостность и структурность. Будучи относительно самостоятельными, все отдельные части и стороны мира непосредственно или же опосредованно связаны друг с другом - природа и общество, при этом каждый отдельный предмет, в принципе, тоже целостен и структурирован.
В ряду всеобщих свойств материи находится и отражение, представляющее собой способность предметов воспроизводить (копировать) в ходе взаимодействия внешние признаки и внутреннее содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки («копии»). Формы проявления отражения (раздражимость, психика, мышление) разнообразны. Особым свойством материи является движение, которое выражает спо-собность предметов изменяться и переходить в иное состояние в ходе своего существования.
Материи присущи такие объективные характеристики, как пространство и время, которые принято называть всеобщими формами существования материи. В этих формах материального мира пребывает и сам человек. Если пространство есть некая статичная, относительно устойчивая сторона действительности, то время - динамичная, всегда изменчивая сторона бытия.
В философском материализме издавна рассматривается также и вопрос о материальном единстве мира. Впервые он был обозначен и решался в античной философии (Гераклит, Демокрит и др.).
Окружающий человека мир материален (вещественен) по своей природе. Все его явления и процессы имеют, в конечном счете, единую материальную основу (субстанцию). Мир един (целостен), единственен и динамичен, пронизан причинно-следственными, генетическими и иными связями. Все его сферы - живое и неживое, природное и социальное, органически взаимосвязаны, переплетены. Материальный мир имеет одни и те же всеобщие (универсальные) свойства и фундаментальные характеристики (движение, структурность и т. д.), единые законы существования и развития. Мир - это Универсум, единое антропосоциоприродное целое.
Идея материального единства мира обосновывается, во-первых, науками о неорганической природе: физикой, астрономией, химией и другими.
Вопрос 21. Пространство и время как всеобщие формы существования материи, их содержание и основные объективные свойства.
Материи присущи такие объективные характеристики, как пространство и время, которые принято называть всеобщими формами существования материи. В этих формах материального мира пребывает и сам человек.
Пространство - это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи Элементами пространства являются точка, длина, расстояние, объем и т. д. Принято выделять, прежде всего, такие свойства пространства, как протяженность, трехмерность (длин ширина, высота), изотропность (равенство всех трех измерений), обратимость; (возможность перемещения предмета и человека в любую точку пространства).
Время - это длительность существования вещей и процессов, последовательность смены их состояний. В своей действительности оно представляет собой неиссякаемый и необратимый поток событий, или, говоря словами Платона, «движущийся образ вечности». Оно измеряется такими величинами, как секунда, минута, час, и т. д. Разным материальным системам присуще свое время и его специфические характеристики.
Принято считать, что время имеет три измерения: настоящее (происходящие события), прошлое (произошедшие события) и будущее (предстоящие события).
В истории философии сформировались два основных подхода к пониманию пространства и времени, характера их взаимосвязи. Субстанциальный подход (Демокрит, И. Ньютон) полагает, что пространство и время самостоятельны и независимы от материи. Считалось, что время везде течет равномерно, а пространство якобы абсолютно, однородно и неподвижно. Напротив, реляционный подход (Г. Лейбниц и др.) полагает, что характеристики пространства и времени определяются материальными системами. Иначе говоря, пространство и время вне материи не существуют. В XX веке теория относительности (А. Эйнштейн) установила и доказала, что пространство и время не существуют в отдельности друг от друга, изолированно. Они находятся в неразрывной связи с материей и самостоятельностью не обладают.
Вопрос 22. Движение – универсальное свойство, коренной способ существования материи. Формы движения материи, их общая характеристика.
Особым свойством материи является движение, которое выражает способность предметов изменяться и переходить в иное состояние в ходе своего существования. Движению присущи такие характеристики, как объективность, абсолютность и относительность, неуничтожимосгь, вечность и другие. Оно универсально, т. е. носит всеобщий характер и характеризует бытие любого объекта. Движение - это коренной способ и условие существования всех без исключения вещей материального мира.
Противоположностью движения является покой как состояние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей. Он всегда относителен, так как на самом деле нет вещей, которым движение не присуще.
Формы движения - специфические типы изменений, имеющих место в материальном мире. Классификации форм движения материи:
«Мир ядра» (элементарные частицы и античастицы). Это так называемые («ядерные» формы движения, связанные с микромиром;
«Мир электромагнетизма» - внутриатомные и молекулярные процессы, находящиеся на «грани» между химизмом и физическими явлениями;
«Мир жизни», объединяющий клеточные, организменные, биогенетические, популяционные и иные процессы в биосфере на нашей планете;
«Мир тяготения» (плазма, планетарное вещество, небесные тела), включающий формы движения материи в космическом пространстве;
«Мир человеческого общества» как нерасторжимое единство материального и духовного начал, всеобъемлющая система жизнедеятельности людей и отношений между ними.
Вопрос 23. Философские понятия как выражение всеобщих начал бытия, их мировоззренческое и методологическое значение. Обзор основных понятий философии.
Понятие - это форма мысли, в которой отражены существенные признаки и свойства предметов, процессов и явлений. Поскольку философские понятия, как своеобразные «узлы» познания, отражают единый и неделимый, многообразный мир, то взятые вместе, они образуют собой некую понятийную систему («сеть»). Понятия движутся, наполняясь все новым и новым знанием об отражаемых ими объектах и связях. Система философских понятий представляет собой как бы портрет, теоретический образ окружающего мира и бытия человека в нем.
Категории философии - это наиболее общие понятия, в которых отражается окружающий мир. Они являются фундаментальными понятиями, они применяются не только в философии, а во всех сферах научного познания, категории философии являют предельный синтез разнообразных знаний о мире.
Аристотель свел эти категории к трем основным - «сущность», «свойство» и «отношение». По Аристотелю, философские категории являют собой высказывания об общих характеристиках бытия («знаки» вещей), образующие структуру логического мышления человека.
В средние века учение о категориях развивалось в рамках острой полемики между номинализмом и реализмом как философскими течениями того времени. В центре их спора стоял вопрос о том, существуют ли общие понятия («универсалии») до самих вещей самостоятельно, (так считал реализм) или же эти понятия являются всего лишь обозначениями («именами», обозначениями) этих вещей, как это полагали номиналисты.
Категории рассматривались И. Кантом как инструменты мышления, с помощью которых познающий субъект обобщает и синтезирует результаты эмпирического (чувственного) познания.
По Г. Гегелю , она должна выражать движение мысли от абстрактного к конкретному, шествие «абсолютной идеи» в мире и ее опредмечивание в различных формах бытия - природа, общество, сознание.
В классическом марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс) философские категории рассматриваются как результат отражения и обобщения совокупного опыта практической и познавательной деятельности человека.
Систематизация понятий возможна, например, по следующему основанию: с точки зрения наличия в объекте философии двух полюсов: человека и мира, различных отно-шений между ними (познавательных, практических и иных). В таком случае можно выделить три группы понятий:
Первая группа включит в себя понятия, которые выражают направленность познающего субъекта на объективно существующий мир как Универсум. Например, понятия, «бытие» и «материя», «пространство», «время», «причина» и т. д.
Вторая группа будет представлена такими понятиями, которые выражают мир самого человека как уникального явления мироздания. Например, «человек», «сознание», «свобода», «смысл жизни человека», «вера» и т.д.
Третья группа вберет в себя такие понятия, которые выражают одинаковую направленность философии как на объект (материальный мир), так и на субъект (человек). Например, «истина», «заблуждение», «знание» ,«деятельность», «труд», «техника».
Функции философских понятий:
Мировоззренческая функция, которая означает, что философские понятия есть те логические (мыслительные) формы, в которых представлено обобщенное знание о мире и человеке в нем. Вот почему без них невозможно формирование предельно обобщенной, теоретической картины мира. Методологическая функция предполагает, что философские понятия выполняют поисковую роль в познании человеком мира. Они задают человеку общую ориентацию в мире, помогают выбрать тот или иной угол зрения на окружающую действительность. Есть также логическая, практическая функции и др.
Философские понятия имеют особое предназначение: с их помощью постигается предмет философии - всеобщие начала бытия.
Понятие «свойство» - применяется для отражения и определения отдельных сторон и характеристик предметов, вытекающих из их природы.
Свойства предмета, взятые в совокупности, образуют его качество как некоторую определенность, его «лицо». Наряду с качеством всякий предмет обладает также и количеством - степень развития в предмете тех или иных его свойств, характеристик.
Сущность - это внутренняя и устойчивая, чувственно не воспринимаемая сторона предметов и процессов, которая является основой их существования. Она есть как бы глубинное основание («корень») вещи, которое определяет ее функционирование и развитие. Явление - это внешнее проявление («обнаружение») сущности нечто, лежащее на поверхности и воспринимаемое человеком с помощью своих органов чувств.
Причина - процесс или явление, которые при определенных условиях вызывают к жизни новые процессы и явления, предшествуют им во времени. Следствие – то, что возникает в объекте под воздействием причины -определенные изменения в его форме и содержании, свойствах. И другие понятия.
Вопрос 24. Диалектика
Диалектика – это философская картина мира. Ее предметом является развитие, как тип специфических изменений, присущий материальному миру.
В философии употребляется понятие объективной диалектики - процессы взаимодействия и развития, царящие во внешнем материальном мире. Субъективная диалектика - это процесс познания, или логика (человеческое мышление).
Исторические формы диалектики:
В древнегреческой философии сложилась и существовала стихийная диалектика - первая историческая форма диалектической философии, которая была результатом простого созерцания окружающего мира философами того времени. Основателем диалектической традиции принято считать Гераклита. Философ считал, что природа представляет собой единое и неделимое целое («огонь», «мировой пожар») Мир состоит из противоположных начал, и все они взаимодействуют друг с другом; Всё течет, всё изменяется, - такова основная мысль Гераклита.
Платон и Аристотель стремились найти источники развития мира - в неких идеях или же форме, которая предшествует материи. Сократ изучал движение человеческого знания, и диалектика применялась им как метод спора со своими слушателями. Древние греки предпочитали воспринимать изменения в окружающем мире как вечное повторение всего того, что уже есть, т. е. как движение по кругу.
Диалектическая мысль существовала и в творчестве ряда мыслителей философии Средних веков. Так, П. Абеляр применял диалектику в качестве способа достижения истины путем обсуждения различных суждений. А. Августин создал учение о развитии всемирной истории, выделив в ней периоды детства, юности, зрелости, старости и смерти. Но в Средние века философская идея развития не могла получить убедительного обоснования, поскольку в обществе того времени социальные изменения происходили крайне медленно и были практически незаметны.
Диалектика в философии эпохи Возрождения и Нового времени развивалась такими известными мыслителями, как Д. Бруно, Н. Кузанский, Р. Декарт, Б. Спиноза. С позиций диалектического мышления они рассматривали развитие природы как великого целого, выделяли и анализировали в ней внутренние и внешние взаимосвязи и противоречия. Так, Кузанский рассматривал окружающий мир как единство конечного и бесконечного, огромную космическую машину.
Идеалистическая диалектика, характерная для классической немецкой философии. Во в сущем немецкие философы пытались найти и постигнуть многообразие и единство, закономерные связи мира как изменяющегося целого. Г. Гегель исходил из того, что источником всего сущего является абсолютная идея («мировой разум»), которая, развивая изнутри свое неисчерпаем содержание, воплощает себя в различных формах бытия (в природе, в обществе) и придает им духовное единство. В классической марксистской философии сформировалась материалистическая диалектика, которая считается третьей исторической формой диалектической философии. В марксизме идея развития была всесторонне применена к изучению общественных явлений, прежде всего, социально-классовых отношений, истории частной собственности и государства, различных эпох в развитии общества. Диалектика, как теория и метод, подчинялась целям обоснования коммунистической идеи, доказательству неизбежности становления в перспективе нового общества.
Для диалектики нашего времени в целом характерно восприятие мира как многомерной и многоуровневой, предельно сложной реальности.
Ее основная идея - идея развития всего сущего - явилась результатом не только глубокого интеллектуального созерцания окружающего мира, но и отражением в философии восходящего, т. е. прогрессивного развития человечества, науки и практики.
Диалектика, как система знаний, включает в себя основные принципы: 1) принцип связи всего со всем, 2) противоречивости всего сущего и 3) развития всего сущего. Во- Существуют понятия диалектики, в которых отражаются объективно существующие универсальные взаимосвязи мира, живой и многогранный процесс его развития. Например, понятие связь - это такое отношение между объектами, когда изменение в одном из них влечет за собой изменение в другом объекте. Взаимодействие - служит для обозначения процессов взаимного воздействия и влияния предметов друг на друга. Понятие противоречия фиксирует отношения единства, взаимодействия и борьбы между противоположными началами (противоположностями) в материальном мире и его вещах и др. Развитие - это движение, которое означает качественные изменения в предмете или материальной системе в целом. Ему присущи такие признаки, как необратимость и преемственность, т. е. неразрывная связь настоящего с прошлым.
Основные законы: 1.Закон единства и взаимодействия противоположностей (что является источником развития?): заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).
Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.
2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений(Как оно происходит?): Качество - единство важнейших необходимых свойств предмета, которые раскрывают его природу и внутреннюю определенность, отличают от других предметов. Количества указывает на степень развития свойств (качества) предмета. Мера — единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок". Например, что при прибавлении к молекуле кислорода всего лишь одного атома образуется озон как совершенно иное вещество с другими свойствами, вплоть до запаха. 3. Закон отрицания отрицания: отрицание - преодоление (вытеснение) старого новым, более совер