Неклассическая философия конца XIX-начала XX веков, ее особенности. «Философия жизни». Философия экзистенциализма.
Философия XX века находилась под непосредственным воздействием противоречивого и драматического существования человеческой цивилизации. Ситуация одновременного падения и подъема обусловили раскол в философской мысли. Отчетливо выявились иррационализм («философия жизни») и рационализм. Большое влияние на общественную мысль оказал экзистенциализм, в котором осмыслена тема человека в отчужденном мире. Важное место занимает и философия глобальных проблем. Происходило глубокое и всестороннее осмысление противоречий и трудностей в развитии человечества, предлагались пути выхода цивилизации из этой сложной ситуации. Иррационализм сформировался как реакция на негативные проявления человеческого разума в общественной жизни. Мир неразумен и неупорядочен, он противостоит человеку как нечто внешнее и абсурдное, стихийное и неподвластное. Значительное место в иррационализме заняла «философия жизни». С точки зрения, Артура Шопенгауэра, сама жизни – первичная реальность космоса. Воля представляет собой внутреннюю энергию тел, она беспричинна и непознаваема, абсолютна свободна и являет собой стремление к жизни. Сущность человека тоже воля. Она побуждает его жить несмотря ни на что и идти к желаемому. Жизнь человека – это движение к смерти. В истории философии Ницше центральным выступает понятие «воля к власти». Мир – это арена борьбы за власть, за превосходство. Стремление к власти – сущность человека. Он – нигилист, свободно отрицающий порядок вещей и предрассудки общества. Элементы иррационализма содержатся в таком течении как прагматизм. Человеческое знание – инструмент для достижения пользы, успеха в действиях человека. Значение и ценность научных знаний определяются их практическими возможностями. Отличительная особенность прагматизма – попытка «упростить» разум. Весьма заметное место занял психоанализ. Основы были заложены Зигмундом Фрейдом. Фрейд полагал, что бессознательное – это могущественная иррациональная сила, которая противоположна сознанию, разуму. Бессознательное индивидуально. В основе бессознательного лежит принцип удовольствия, в основе сознательного – принцип реальности. Иррационализм XX века многолик в своих проявлениях. К их числу можно отнести религиозную философию, которая ставит веру выше разума. Человеку предлагается искать спасение не на путях совершенствования общественных отношений, а прежде всего в сфере духовного опыта, обращаясь к Богу. Экзистенциализм – философское течение возникло как реакция на кризис гуманизма, выражение глубоких, политических и иных потрясений. Также экзистенциализм – «философия кризиса», которое выражает бытие одинокого человека, заброшенного потоком времени в бесчеловечный социальный мир. Экзистенциализм означал решительный поворот философии к теме человека, к исследованию его внутреннего, духовного мира в ситуации отчуждения от общества. Особенность экзистенциализма – осмысление негативных эмоционально – психических состояний человека – скуки и тоски, тревоги и страха. Экзистенциализм – выражение трагического умонастроения человека. Мир неразумен и не поддается объяснению, он чужд и враждебен человеку. Человек одинок, ему неоткуда ждать поддержки. С приходом человека в мир наступает его конфликт с ним, возникает чувство абсурда. Экзистенциализм затрагивает вопрос о самоубийстве, о том стоит ли жить вообще. Абсурдный характер мира настойчиво ставит человека перед выбором модели, способа своего поведения в жизни: либо согласиться с абсурдом, либо не согласиться с ним. Самоубийство – добровольное согласие с абсурдом. Бунт – добровольный и активный протест против абсурда. Свобода человека не дана извне, не сотворена. Свобода человека фактически безгранична, поскольку неисчерпаем его духовный мир. Свобода безгранична так как сам человек всегда незавершен как личность. Экзистенциализм – интеллектуальная реакция на кризис гуманизма.
12. Русская фил-я мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны (конец 10 в.). На развитие русс-й фил-й мысли значительное влияние оказал противоречивый характер русс-й истории. Россияне пережили ряд крупных драм в своей истории: монголо-татарское иго и крепостное право, деспотичные режимы и насильственные реформы «сверху», крупные гражданчкие конфликты и революции. Все это наложило значительный отпечаток на национальное самосознание, характер, идейную направленность и содержание общественной мысли. Русс-я фил-я имела соц-ю окрашенность и несла в себе установку на осмысление соц-политических процессов в обществе. В ней присутствовали дух преображения настоящего и тема будущего, поиски справедливого и человечного общественного устройства. В русс-й общественной мысли укоренялась также идея общинности (коллективизма), которая была представлена прежде всего в многочисленных социалистических учениях и проектах. Огромное влияние на русс-ю фил-ю мысль оказал процесс христианизации страны, крещение жителей Киева в 988г и укоренение православной веры. Фил-я в России всегда испытывала на себе большое воздействие нравственного содержания этой религии. Под влиянием православии в русс-й фил-и со временем развилось содержательное религиозное течение, сформировавшее собственный идеал личности и общества. В развитии фил-й мысли в России проявились и особенности культурно-географического расположения страны. Россия нах-ся на стыке двух континентов и представляет собой, по Бердяеву, некий огромный «Восток-Запад». Она напоминает перекресток различных потоков мировой культуры, обширное поле их встречи и активного взаимодействия. Это способствовало появлению огромного многообразия фил-х течений, школ и учений в нашей стране. Русс-я фил-я обладает рядом других особенностей. В ней достаточно полно представлена футурология, которая обращена к теме будущего. Некоторым фил-м течениям присуще мессианство – уверенность в особой роли и призвание России в мире. На протяжении столетий в русс-й фил-и развивается тема выбора пути развития России, определение ее соц-го идеала. В русле этого сформировалось понятие русской идеи, выражающее представление о месте и роли России в мировой истории. Ранний период можно отнести к 11-17 вв. В это время происходит становление русс-й фил-и и обретение ею национального характера. В 11-12 вв. в церковных поучениях и рукописных книгах уже начинает встречаться термин «фил-я». Вопросы фил-го характера, касающиеся мира и бытия человека в нем, общественной жизни и истории, раскрывались вначале в летописях. В « Повести временных лет», предположительно составленной киевским монахом Нестором, был поставлен вопрос о происхождении русс-й земли и др. славянских территорий. В летописи говорилось о христианском боге как якобы единственном творце всего сущего, о необходимости творить добро. Первым древнерусским философом принято считать киевского митрополита Илариона (11в). Он считал, что христианизация Руси явл-ся завершающим этапом распространения веры рассеивания «тьмы бесослужения». По убеждению мыслителя, крещение Руси открыло путь к жизни вечной, к истине и благодати. Древнерусский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» сформулировал систему этических правил, обращенных к человеку. Ему рекомендовалось обходиться «тремя делами добрыми»: покаянием, слезами и милостынею. К числу необходимых этических норм относились также: не убивать, не гордиться, не лениться и не лгать, чтить гостей своих. В развитие антропологических представлений большой вклад внес Нил Сорский. Он и его сторонники («нестяжатели») начали движение за отказ монастырей от права владения собственной землей и ведение монахами аскетического образа жизни. Он проводил идею восхождения личности по ступеням совершенства своего духовного мира. Он считал, что каждый чел имеет право на свободу воли и действий. Его взгляды способствовали развитию монашеского движения на Руси. В 16в. псковский монах Филофей создал религиозное учение о Москве как «третьем Риме». «Старый Рим», бывший в свое время центром христианства, был завоеван варварами. «Новый Рим» погиб под ударами турецких завоевателей. По убеждению Филофея, «третьему Риму», - Москве – самой судьбой предначертано быть истинным продолжателем христианского вероучения. Он считал, что Москве суждено «стоять вечно», а четвертому Риму уже не бывать. Полагалось, что Москва призвана стать центром и оплотом православия, сильным и авторитарным государством. Сторонником сильного гос-ва был также деятель 16 в И.С. Пересветов. Он подчеркивал, что удельные князья и бояре ослабляют русс-ю государственность, порождают сепаратизм и раскол на Руси. Самой совершенной формой гос-го правления он считал неограниченное самодержавие как проявление монархии. Напротив, А.М. Курбский стремился защищать интересы боярства. Курбский был сторонником ограниченной монархии. Он возражал против полного сосредоточения власти в руках царя и выступал за ее частичную передачу в руки удельных князей. Значение раннего периода состоит в том, что в его рамках сформировались три важных потока: религиозный, нравственный и историософской. Очевидно, что в этот период русс-я фил-я сумела выделить в своем предмете два полюса – мир и человек, - многообразные отношения между ними. 18в стал заметной вехой в истории русс-й фил-й мысли и культуры. По сути дела, то был век русского Просвещения, время быстрого развития наук, ремесел и культуры. Во многом это было связано с реформами Петра Великого. В это время Русь уже стала Российской империей, церковь была присоединена к государству, а в обществе зарождались капиталистические отношения. Фил-я того времени постепенно обретает светский характер. В 18в фил-я начинает изучаться в светских учебных заведениях (универы в Москве и Петербурге). Выдающуюся роль в развитии научного и фил-го мышления сыграл М.В. Ломоносов – русс-й ученый, энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель. В фил-ом осмыслении окр-й природы Ломоносов придерживался идей и принципов атомизма (Демокрит и др). Он характеризовал материю как нечто «протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части». По его убеждению, в основе материального мира лежат атомы, из которых слагаются все вещи. Он рассматривал движение как проявление внутренней активности вещ-ва. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будет завершено. Он считал, что научное познание должно опираться как на данные органов чувств и опыта, так и на силу разума. С его именем можно связывать становление в России философии естествознания. Важную роль сыграл А.Н. Радищев – писатель, философ и просветитель, один из основателей русс-й революционно-демократической традиции. В 1790г он выпустил книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой подверг резкой критике систему крепостного правами самодержавия в России. Крепостное право не только противоречит естественным правам чел, оно совершенно неэффективно и в экономическом отношении. Угнетение человека человеком безнравственно и представляет собой зверский обычай. Им был также написан фил-й трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Характеризуя личность Радищева, Бердяев называл его «первым интеллигентом в России». Радищев рассматривал окр-ю природу как многообразие различных форм материи. Природа состоит из множества предметов. Она существует вне и независимо от чел. Что касается чел, то он есть произведение природы. Основной движущей силой общественного развития явл-ся, по Радищеву, чел-й разум в различных его проявлениях – наука, искусство, ремесла. В 18в жил философ, поэт и музыкант, педагог Григорий Сковорода. Он был сторонник идеалов русс-го нестяжательства. В своих сочинениях («Кольцо», «Алфавит, или Букварь мира» и др.) затрагивал вопросы религии, антропологии, этики и эстетики. Он обратил внимание на «внутренний» мир (душа, духовность чел, его мораль)