Тема: Средневековая философия

Функции философии.

1. Мировозренче ская - эта функция состоит в способности давать картину мира в целом и объединять данные искусства, науки и практики.

2. Методологическая - состоит в определении способов достижения цели.

3. Гуманистическая - эта функция проявляется в предельно внимательном отношении к человеку. Гуманность в переводе –человечность.

4. Практическая - состоит в моральности и заботе о благе людей.

Назначение философии - возвышение человека, обеспечение универсальных условий его совершенствования.

Этапы развития

Философия как наука возникла 2,5 тысячелетий назад.

1. Первый этап: античная философия 6 в. до н.э - 3 в. н.э

2. Второй этап: средневековая философия 4 в. н.э - 12 в. н.э

3. Третий период: эпоха возрождения 12 в. н.э- 14 в. н.э

4. Четвертый этап: философия нового времени 15-19 в. н.э.

5. Пятый этап: философия новейшего времени или философия Нашего времени 20-... в. н.э

Тема: Средневековая философия

План.

1.Основные идеи средневекового мировоззрения.

2. Основные направления средневековой мысли: апологетика,

патристика,

схоластика.

Д.З. Рефераты: 1) Философские взгляды Фомы Аквинского. 2) Николая Кузанского. 3) Оккама Уильяма.

1. Монотеизм. Бог един и уникален (монос по-гречески оз­начает одно, единое). Античному признанию существования многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Не только христианство, но и иудаизм и ислам настаивают на единобожии. Усилении субъективного, человеческого начала. Платон и Ари­стотель называли божественными космос, звезды, т.е. нелич­ностное. В библии божественным является только сам Бог. Мо­нотеизм — это результат более глубокого, чем в античности, по­нимания субъективного.

2. Теоцентризм (центральное положение Бога, на греческий слово «бог» переводится как теос). В соответствии с принципа­ми теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты яв­лялся Бог. Античная философия была космоцентрична, а не теоцентрична. Теоцентризм по сравнению с космоцентризмом усиливает личностное начало. Бог в центре мышления, науки, искусства.

3. Креационизм (латинское созидание). Креационизм — уче­ние о сотворении Богом мира из ничего. В философии не счита­ют, что из ничего можно сделать нечто. В креационизме филосо­фы ценят развитие идеи творения, творчества.

4. Идея откровения–любое знание доступно людям только через Бога.

5. Сотерология–теория спасения. Все кто уверуют в Бога и церковь будут спасены.

6. Эсхатология –идея конца света.

7. Экзегеза –Толкование священных слов.

8. Теодицея –оправдание Бога допускаемого им в мире, зла.

9. Добрая воля. Только тот человек соблюдает библейские за­веты, который обладает доброй волей, кто способен за счет соб­ственных усилий исполнить то, чего хочет Бог. Греки считали, вспомним Сократа, что добро совершается посредством интел­лекта и только. Христианство открыло горизонт воли.

10. Этика долга, морального закона. Греки считали, что мо­ральный закон — это закон самой природы, который и на сто­роне бога и человека выступает как добродетель. Христиане считают, что моральный закон дает Бог, человек ответственен перед Богом. Христианская этика — это по преимуществу эти­ка долга перед Богом.

11. Любовь. Согласно библии, Бог есть любовь. Кто не любит, тот не познал Бога, тот, по словам апостола Павла, «медь зве­нящая». Апостол Павел высочайшим образом оценивал все три главные ценности христианства — веру, надежду и любовь, но любовь выделял особо. Это вполне соответствует библии, где символ любви, сердце упоминается около тысячи раз. У Плато­на любовь — это развитие до предела этического чувства, тяга к сверхъестественному. Христианская любовь — это дар Бога, реализация совести, она не знает исключений: «любите врагов ваших».

12. Надежда и провидение. Надежда — это всегда ожидание, упование на будущее, это переживание времени. В античности время считалось цикличным, повторяющимся. В Святой истории нет цикличности. Рождение, смерть и воскресение Христа не мо­гут повториться. Средневековая концепция времени — это пере­ход к линейному времени и связанному с ним понятию прогрес­са. Время не сводится к природным процессам, его воплощени­ем выступают и надежда и провидение, понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасе­ния человека. Христианское мировоззрение намного историчнее, чем античное.

13. Духовность человека. Человек обладает не двумя измере­ниями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя. К первым двум добавляется дух, духовность — прича­стность к божественному посредством веры, надежды и любви.

Апологетика– защита христианских принципов от язычества.

Представитель Тертуллиан (Квинт Септимий Флоренс) ок. 160-222 (62года).

Афоризм – “Credo quia absurdum est”! – «Верую, ибо абсурдно»!

Философское сочинение: “О идолопоклонстве”, “О плоти Христовой”. Именно в этот период (3в.) В Никийском соборе состоялся съезд всех христиан, где был веден термин Афан – Бог един в трех лицах.

Патристика –писание отцов церкви наиболее признанных авторитетов в области теологии.

Августин Аврелий (Блаженный) 345-430 ( 75 лет)

« О Граде Божьем», «Об истинной религии», «Исповедь».

Основные учения:

1 Учение о Боге, как о высшем бытии, в котором прибывают вечные неизменные идеи.

2 Учение о мире, как о второй реальности. Вместо античного дуализма водится монотеизм. Бог первичен все остальное вторично.

3 Учение о предопределении. Человек существо свободное, но все, что с ним происходит предопределенно Богом.

4 Учение о философии как о теологии.

5 Теория церкви как Божьего Царства на земле.

Августин историю человечества делит на Царство Бога и Царство дьявола.

На земле происходит борьба двух Царств. На земле Царство дьявола воплощено в государство, а Царство Божье в христианскую церковь.

Схоластика -это форма средневекового научного мышления. Философия рассматривается в схоластике как теоретическая обоснованием религиозного мировоззрения. Схоластика делится на 4 периода.

1период 8-9в. ранняя схоластика.

Предстовитель Эриоген.

2 период 9-12 в. Пьер Абеляр.

Философия и теология

Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI в. В отличие от современных ему итальянских гуманистов, он обращался в разработке философских вопросов не столько к этике, сколько, подобно схоластам, к проблемам мироустройства. Традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм», немецкий мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает. Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум», в то же время, отмечая, что любые определения его ограничены. Мир трактуется, как некое «развёртывание» Бога. Суть своих взглядов, пантеистическая тенденция которых опирается на широчайшие философские основы от Платона и неоплатонизма до мистики средневековья, Николай Кузанский выразил в формуле «Бог во всём и всё в Боге». Много внимания он уделяет и проблеме места человека в мире. Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке «малый космос», намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли.

Уи́льям О́ккам ок. 1285, Оккам, графство Суррей — 1347, Мюнхен) — английский философ, францисканский монах из Оккама[1], маленькой деревни в графстве Суррей в Южной Англии. Сторонник номинализма, считал, что существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью. Считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времен.

Если воля Бога, согласно Дунсу Скоту, свободна лишь в выборе возможностей (Идей), предсуществующих независимо от воли в Божественном мышлении, то, по Оккаму, абсолютная свобода Божественной воли означает, что в акте творения она не связана ничем, даже идеями. Оккам отрицает существование универсалий в Боге; их не существует и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды — единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Исходным пунктом познания мира является знание об индивидах.

В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое «это», смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, беспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии (хотя схоластические штудии продолжались в XV—XVI веках).

Тема: Средневековая философия - student2.ru Тема: Эпоха возрождения.

План.

Основные принципы и идеи.

  1. Представители раннего итальянского возрождения.
  2. Пантеизм Кузанского.

Д.З. Рефераты:1) Ж.Ж. Руссо

Дени Дидро.

3) Представители раннего Итальянского Возрождения: Данте Алигери, Франческо Петрарка, Марселио Фичино, Мирандола, Макиавелли – на выбор.

ФИЛОСОФСКОМ СМЫСЛЕ ТЕРМИНА «ВОЗРОЖДЕНИЕ».

Термин «возрождение» дал название целой эпохе, прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура. А для этого необходимо было детально изучить греческий язык. В эпоху Возрождения греческий язык изучали с не меньшим рвением, чем сейчас английский. В термине «возрождение» (по-французски ренессанс) отчетливо слышатся мотивы преемственности. Презрительное раннесредневековое отношение к античной философии изживает себя.

Новые философские идеи не возникают на пустом месте, они сохраняют преемственность со своими историческими предшественниками. В истории развития философских идей всегда имеется то, что часто называют связью времен. Возрожденческие идеи об активности человека, его творческой сущности определяются представлениями о творческой силе и всемогуществе Бога.

1. Антропоцентризм- центральное положение человека. Человек в центре искусства, науки, возвышается ценность человеческой жизни.

Внимание возрожден­ческих философов направлено по преимуществу на человека, имен­но он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколь­ко сам человек, его природа, его самостоятельность, его творче­ство, его самоутверждение, наконец, красота.

Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от фе­одально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и ин­дустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая рольтворчества человека, его активности.

1. Гуманизм- движение против духовных взглядов церкви, признание ценности личной жизни человека и человечное отношение ко всему живому.

Гуманизм (от латинского гуманос — человечный) — есть воз­зрение, основывающееся на самоценности человека как личнос­ти, его праве на свободу, счастье, благополучие.

Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие полити­ческие, социальные и нравственные приложения, он складыва­ется впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципи­альный — о новом мировоззренческом, нравственном и полити­ческом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование.

В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устрой­ства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма.

3. Эстетическое— доминирующий аспект философии Возрож­дения. Эстетическое, что в переводе с греческого означает относяще­еся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.

В средние века была широко распространена моралисти­ка, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природ­ному, способному, как считалось, умалить достоинство божест­венного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита сла­бо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достига­ет живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (напри­мер, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватика­не), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он де­лил на 1800 частей.

4. Деизм- признание за богом функций творца без дальнейшего участие в судьбе. Лишь начало и конец в руках божьих.

5. Реабилитация телесности- творческое переосмысление идеалов античности. Проявляется культ творчества, красоты и естественности.

6. Пантеизм- принцип отождествления творца и творения.

7. Антисхаластика- протест против давления церкви над всеми сферами

жизнедеятельности человека.

8. Неоплатонизм- возрождение идей Платона. В основе лежит «идея» однако

первопричиной является Бог, у которого возникла идея создания мира. Бог представлен и отражен во всех частях мира каждой ступень это зеркало Бога, каждый человек в конце своей жизни постигает Бога и достигает совершенства.

Основные идеи возрожденческой философии.

Понимание человека как творческой личности. Реабилитация телесности.

Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусст­ве, и в политике, и в технике.

Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонар­до да Винчи — живописец и изобретатель, Микеланджело — жи­вописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

Краткая хронология

  • 1265 — рождение Данте
  • 1274 — первая встреча с Беатриче
  • 1283 — вторая встреча с Беатриче
  • 1290 — смерть Беатриче
  • 1292 — создание повести «Новая жизнь» («La Vita Nuova»)
  • 1296/97 — первое упоминание о Данте как об общественном деятеле
  • 1298 — женитьба Данте на Джемме Донати
  • 1300/01 — приор Флоренции
  • 1302 — изгнан из Флоренции
  • 1304—1307 — «Пир»
  • 1304—1306 — трактат «О народном красноречии»
  • 1306—1321 — создание «Божественной комедии»
  • 1308/09 — Париж
  • 1310/11 — возвращение в Италию
  • 1315 — подтверждение изгнания Данте и его сыновей из Флоренции
  • 1316—1317 — поселился в Равенне
  • 1321 — как посол Равенны отправляется в Венецию
  • В ночь с 13 сентября на 14 сентября 1321 — умирает по дороге в Равенну

Сочинения

  • 1306—1321 «Божественная комедия» — (итал.
  • Divina Commedia):
    • Ад,
    • Чистилище,
    • Рай
  • 1304—1307 «Пир» (итал. Convivio)
  • 1304—1306 «О народном красноречии», трактат (dubia лат. De vulgari eloquentia libri duo)
  • «Эклоги» (лат. Egloghe)
  • «Послания» (лат. Epistulae)
  • «Цветок» (итал. Il fiore)), поэма из 232 сонетов, основанная на «Романе о Розе» (Roman de la Rose) фр. аллегорический роман XIII века
  • 1310—1313 «Монархия», трактат (лат. Monarchia )
  • «Detto d’Amore» поэма, также основанная на «Романе о Розе» (фр. Roman de la Rose)
  • «Вопрос о воде и земле», трактат (dubia лат. Quaestio de aqua et de terra)
  • 1292 «Новая жизнь» (итал. Vita nuova)

Жан-Жак Руссо́; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Также музыковед, композитор и ботаник

Философия Жан-Жака Руссо

Главные философские произведения Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».

Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу.

Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен.

Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства.

Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения.

Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.

«Новая Элоиза»

В «Письме к д'Аламберу» Руссо называет «Клариссу Гарло» лучшим из романов. Его «Новая Элоиза» написана под очевидным влиянием Ричардсона. Руссо не только взял аналогичный сюжет — трагическую судьбу героини, погибающей в борьбе целомудрия с любовью или соблазном, но и усвоил себе самый стиль чувствительного романа.

«Новая Элоиза» имела невероятный успех; ею везде зачитывались, над нею проливали слезы, обоготворяли её автора.

Форма романа — эпистолярная; он состоит из 163 писем и эпилога. В настоящее время эта форма в значительной степени умаляет интерес чтения, но читателям XVIII века она нравилась, так как письма представляли лучший повод к бесконечным рассуждениям и излияниям во вкусе того времени. То же самое можно было сказать и о произведениях Сэмюэла Ричардсона.

Дени́ Дидро́ 5 октября 1713, Лангр, Франция — 31 июля 1784, Париж, Франция) — французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1773)[1]. Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбером и другими энциклопедистами, Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Французской революции.

Мировоззрение

Мемориальная доска на доме, где Д.Дидро жил с 1773 по 1774 гг. Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 9

Дидро отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов; каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов, и каждый из этих последних так же неизбежен, как восход солнца.

По своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории просвещённого абсолютизма. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию, во главе которой стоит государь, вооружённый всеми научными и философскими знаниями. Дидро верил в благотворность союза монархов и философов, и подобно тому как его материалистическое учение было направлено против духовенства и имело целью передать власть над «душами» философам, так его просвещённый абсолютизм стремился передать этим же философам власть государственную. Известно, чем закончился союз философов и монархов. Последние ухаживали за первыми, но первые не оказали реального влияния на практическую политику просвещённых деспотов. Когда Дидро приехал в Петербург по приглашению Екатерины II, она обласкала мыслителя, беседовала с ним целыми часами, но скептически отнеслась к его проектам об уничтожении роскоши при дворе, обращении освободившихся средств на нужды народа и о всеобщем бесплатном обучении. Знаменитый философ получил от Екатерины крупную сумму денег за свою библиотеку, причём она была оставлена в его распоряжении, и Дидро выплачивалось определённое жалование за заведование этой библиотекой.

Идеологом буржуазии Дидро является и в своих литературных произведениях. Он проложил во Франции путь буржуазно-сентиментальной драме, уже раньше зародившейся в Англии (Лилло, Мур, Камберленд и др.).

Дидро умер от болезни желудочно-кишечного тракта в Париже 31 июля 1784 года.

Томас Гоббс

(1588-1679) – 91год.

Сердце - пружина

Нервы - нитки

Суставы – колеса».

Сочинения Гоббса:

«Основы философии». В трех книгах:

«О гражданине», «О теле», «О человеке».

Гоббс, свою научную деятельность начинал как секретарь Бэкона (записывал афоризмы).

По своим взглядам Гоббс – эмпирик.

Гоббс, считал, что познание начинается с ощущения и углубляется благодаря работе разума.

Философское произведение «Левиафан» (морское чудовище из греческой мифологии). Книга в которой излагаются взгляды Гоббса о происхождении государства. Теория естественного права:

1) люди находились раннее в естественном состоянии – (война всех против всех).

2) гражданское состояние, создается государство путем общественного договора

– человек меняет свободу на защиту.

Вывод: - государство это чудовище Левиафан, которое создали люди, а сами являются его винтиками и рабами.

Рене Декарт (1596-1660) 53 года.

Последователей его называют кортезианцы, Декарт /Кортезий/.

Афоризм – «Дайте мне материю и движение, и я построю вам из этого Вселенную.

- «Я мыслю, следовательно, я существую».

Философские произведения: «Начало философии» и «Рассуждение о методе».

Ученье о методе познания:

1) Философия служит практическим целям.

2) Для борьбы с пустым знанием выдвигается метод сомнения, как приём нахождения истины.

3) Все что неочевидно должно быть подвергнуто сомнению.

Рене Декарт формирует 4 правила своего метода:

1) признавать истинное только очевидное, затем путем интеллектуальной интуиции выводить одно понятие из другого.

2) каждое сложное явление надо делить на простые части.

3) путем дедукции двигаться от общего к частному, от простого к сложному, от аксиомы к теореме.

4) не упускать ни одного звена в рассуждениях.

Учение о природе.

Существуют две субстанции – духовная и материальная. Духовная не делима. Духовная – мышление, чувства, воображение, желание. Материальная – до бесконечности делима. Материальная – фигуры, движение, положение вещей, его изменение. Декарт был основателем дуализма.

Теория природы.

Лейбниц представляет природу, как единая постоянно изменяющеюся система, в которой одна форма необходимо сменяет другую. Лейбниц делает вывод о единстве живой и не живой природе.

Л. уделил внимание теодиции – учение о оправдании Бога со стороны зла.

Теория познания Лейбница.

1) Нет ничего в уме, чего не было бы в опыте (Джон Локк), кроме самого ума (Лейбниц).

2) Врожденные идей, находятся в разуме подобно прожилкам в глыбе мрамора.

3) Существуют две ступени истины. Истина факта. Истина разума.

III.

Джон Локк (1632-1704) 72 года.

Стиль философствования

Будучи филологом по образованию, Ницше большое внимание уделял стилю ведения и изложения своей философии, снискав себе славу выдающегося стилиста[9]. Философия Ницше не организована в систему, волю к которой он полагал недостатком честности[10]. Наиболее значимой формой его философии являются афоризмы

 
Цитаты и aфоризмы «Верa» - oзнaчaет нежелaние знaть прaвду. «Возлюби ближнего своего» - это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» - И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями. «Царство небесное» — это состояние сердца, а отнюдь не то, что находится «над землею» и грядет «после смерти».

Moрaль - этo лучший спoсoб вoдить челoвечествo зa нoс.

Mысль o сaмoубийстве - этo великoе утешение. При пoддержке ее пережиты мнoгие ужaсные нoчи.

Ревность - остроумнейшая страсть и тем не менее все еще величайшая глупость.

Эгoизм - этo oснoвнaя чертa блaгoрoднoй души.

Философия Шеллинга

Философия Шеллинга не представляет собой вполне объединённого и законченного целого, а скорее несколько систем, последовательно развитых им в течение жизни.

Первый период в развитии философии Шеллинга состоит в исследовании гносеологической проблемы основного принципа познания и возможности познания с точки зрения критики видоизмененного Фихте. Главной задачей второго периода является конструирование природы как саморазвивающегося духовного организма. Система тождества, характеризующая третий период, состоит в раскрытии идеи абсолютного как тождества основных противоположностей реального и идеального, конечного и бесконечного. В четвёртом периоде Шеллинг излагает свою философию религии — теорию отпадения мира от Бога и возвращения к Богу при посредстве христианства. К этому же периоду примыкает, в качестве дополнения, «положительная» философия, известная только по читанным Шеллингом лекциям. В ней философия религии излагается не как предмет рационального познания, а как интуитивно открываемая истина. С этой точки зрения положительная философия является в то же время философией мифологии и откровения.

Вольте́р (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, Париж, Франция; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ, фр. François Marie Arouet; Voltaire — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший» (латинское написание — AROVETLI) — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник

Философия

Являясь сторонником сенсуализма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической философии, в частности барона Гольбаха, против которого направлено его «Письмо Меммия к Цицерону»; в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли — в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» 1764). В этом труде Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. В многочисленных статьях он даёт яркую и остроумную критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершенные христианской церковью.

Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство.

Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы». Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество.

Иммануил Кант (1724-1804) 79 лет.

Значение философии Шеллинга

Шеллинг не оставил определенной школы, которая могла бы быть обозначена его именем. Его система, представлявшая интеграцию трёх сравнительно чуждых друг другу воззрений

  • субъективного идеализма,
  • объективного натурализма и
  • религиозной мистики,

— могла сохранять свое несколько насильственное единство только в кругозоре его ума и в своеобразной форме его изложения.

Весьма естественно, поэтому, что многочисленные исследователи Шеллинга являются приверженцами лишь отдельных эпох его философской деятельности. Главным продолжателем центрального мировоззрения Шеллинга, а именно системы тождества, в её идеологической форме, был Гегель, значительная зависимость которого от Шеллинга едва ли может быть отрицаема.

Затем, кроме упомянутых уже последователей натурфилософии Шеллинга, к нему примыкают в тех или иных отношениях И. Вагнер, Клейн, Эшенмайер, фон Шуберт, Краузе, Зибберн, Зольгер, Фрошаммер, Бюкуа. Влияние Шеллинга испытал на себе также и Фехнер. Немаловажное значение имело увлечение Шеллингом и в России. Многие выдающиеся представители интеллектуальной жизни России в 20-х и 30-х годах находились под непосредственным или косвенным его влиянием. В прямой зависимости от философии Шиллинга были почти все славянофилы, лишь впоследствии обратившиеся к гегельянству. Его идеи излагали с академических и университетских кафедр Велланский, Галич, Давыдов, Павлов, Надеждин, Скворцов. Наконец, возрождение религиозно-мистических чаяний Шеллинга нельзя не отметить в произведениях Вл. С. Соловьева, давшего в своей повести об антихристе живую картину восстановления единства церкви просветленным старцем Иоанном.

Значение философии Шеллинга состоит в проведении той мысли, что в основе мира лежит живой идейный процесс, имеющий свое правдивое отражение в человеческом познании. Мысль эта является отчасти видоизменением основного положения рационализма XVII и XVIII вв. о тождестве логических и реальных отношений. Однако обоснование и развитие её имеет у Шеллинга весьма существенные отличия. Разум и внешняя действительность, хотя и находятся у рационалистов во взаимном соответствии, но реально чужды друг другу и являются согласованными лишь через посредство Бога. У Шеллинга разумность (или идейность) и реальность взаимно проникают друг друга, вследствие чего акт познания является естественным обнаружением этого природного тождества. При этом понятие свободы имеет у Шеллинга гораздо более широкое применение, чем у рационалистов.

Идеализм Шеллинга не может также считаться упраздненным через идеализм Гегеля, от которого он отличается большей жизненностью. Если в детализации понятий, в более строгом и отчетливом их обосновании абсолютный идеализм несомненно представляет шаг вперед по сравнению с несколько туманным идеализмом Шеллинга, то последний остался зато совершенно свободным от коренной ошибки Гегеля, состоящей в сведении реального без остатка на идеальное. Реальное у Шеллинга только содержит в себе идеальное, как свой высший смысл, но обладает, кроме того, иррациональной конкретностью и жизненной полнотой. Отсюда у Шеллинга является вполне понятным уклонение существ от абсолютных норм разумности и добра.

Вообще теория происхождения зла и его отношения к Богу является одним из наиболее ценных и глубоко продуманных отделов системы Шеллинга, имеющим непреходящее значение для философии религии.

Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х 28 июля 1804, Ландсхут, Курфюршество Бавария — 13 сентября 1872, Нюрнберг, Королевство Бавария, Германская империя) — выдающийся немецкий философ-материалист, атеист, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха.

Философские взгляды

Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней»[источник не указан 1097 дней]. От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии.

Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается на подробном исследовании того, как чувство само может быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.

Другая характерная особенность теории познания Фейербаха заключается в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное — реальное бытие: «любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли — и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения» Эта мысль, навеянная, очевидно, Шлейермахером], сближает Фейербаха с новейшими немецкими позитивистами: социальное доказательство реальности внешнего мира у Риля («Philos. Kritizismus», II, 57) и Авенариуса («Der Menschliche Weltbegriff», 1891) напоминает взгляды Фейербаха. В духовном развитии Фейербаха интерес к этике и религиозной проблеме был всегда преобладающим, и эта сторона его философии разработана гораздо полнее, чем вопросы теории познания.

Функции философии.

1. Мировозренче ская - эта функция состоит в способности давать картину мира в целом и объединять данные искусства, науки и практики.

2. Методологическая - состоит в определении способов достижения цели.

3. Гуманистическая - эта функция проявляется в предельно внимательном отношении к человеку. Гуманность в переводе –человечность.

4. Практическая - состоит в моральности и заботе о благе людей.

Назначение философии - возвышение человека, обеспечение универсальных условий его совершенствования.

Этапы развития

Философия как наука возникла 2,5 тысячелетий назад.

1. Первый этап: античная философия 6 в. до н.э - 3 в. н.э

2. Второй этап: средневековая философия 4 в. н.э - 12 в. н.э

3. Третий период: эпоха возрождения 12 в. н.э- 14 в. н.э

4. Четвертый этап: философия нового времени 15-19 в. н.э.

5. Пятый этап: философия новейшего времени или философия Нашего времени 20-... в.

Наши рекомендации