Представление о субьекте и обьекте

Исходное понятие гносеологии — "субъект познания". Субъект познания - это носитель человеческой творческой активности, направленной на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний. . В роли субъекта познания выступают индивид (отдельный человек), социальная группа (коллектив лаборатории, научно-исследовательского института, академии наук и др., научное сообщество в целом), человеческое общество (совокупность ныне живущих людей, необходимым условием жизнедеятельности которых являются познавательные процессы), а также человечество (совокупность ныне живущих и живших ранее поколений людей, чьи знания используются в настоящее время).Познавательное отношение — это отношение между субъектом познания и реальностью, ориентирующее активность субъекта на ее адекватное воспроизведение в форме знаний. познавательная деятельность - это творческая активность человека, направленная на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний. Объект познания — это то в сфере природной, социальной и духовной реальности, на что направлена познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непознанное и непонятное. Один и тот же объект природной, социальной или духовной реальности может быть связан с человеком различными типами отношений (практическим, познавательным, аксиологическим), задающими различные ориентации для проявления его творческой активности. В сфере познавательной деятельности активность человека направлена на выявление происхождения, строения и свойств объекта, состояний в настоящем и будущем, установление характера его отношений с другими объектами, составляющими среду его существования. При этом человек в определенной мере отвлекается от вопросов, связанных с практической полезностью данного объекта и его эстетической ценностью как способностью удовлетворять потребность в прекрасном. В рамках экзистенциализма субъект и объект познания образуют единую экзистенцию, как бы оторванную от всего внешнего мира.

54 Чувственный и рациональный уровень познания. Эмпиризм и рационализм. Чувственное познание - это познавательный процесс, ко­торый осуществляется посредством органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Оно включает в себя четыре формы - ощущение, восприятие, представление и воображение. Ощущение - непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Каждое ощуще­ние отражает одно из свойств воспринимаемого объекта и возни­кает только при непосредствен. контакте с ним человека. Восприятие — это целостный образ, отражающий непосред­ственно воздействующие на органы чувств предметы, их свой­ства и отношения. Представление — высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. Воображение - форма чувственного познания, результатом которого является создание представлений о предметах и мыс­ленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности. Рациональное познание - это познавательный процесс, кото­рый осуществляется посредством форм мыслительной деятель­ности. Понятие отражает предмет мысли в его об­щих и существенных признаках. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Интуиция - явле­ния внезапного достаточно полного и отчетливого постиже­ния искомого результата (решения проблемы) при неосознан­ности и неподконтролъности путей, ведущих к этому резуль­тату. Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность рационализму, в Эмпиризме рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания Рационализм - (от лат. rationalis - разумный, ratio - разум) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир.

55 Познание как постижение мысли.Концепции истины.Критерии истины. Истина предстает как одна из возможных характеристик знания. Стержень классической концепции истины - принцип соответствия знания действительности. Основные принципы классической концепции истины: • действительность не зависит от мира знания, • между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие, • существуют критерии установления соответствия мыслей действительности, • сама теория соответствия логически непротиворечива. Семантическая концепция истины предлагает устранить логические противоречия классической концепции. Здесь исключается понятие приближенной истины, предлагается создание формализованного языка и использование его в науке, что позволяет устранить различие между использованием терминов и освободиться от противоречий. Прагматическая концепция истины утверждает, что сущность истины не в соответствии с реальностью, а в соответствии с конечным критерием – полезностью данного утверждения для действия, т.е. фактически устанавливается не истина, а практическая полезность знаний. Конвенционалистская интерпретирует истину как результат соглашения научного сообщества, определяемого выбором понятийного и логического аппарата научной теории. В соответствии с основными формами, в которых осуществляется человеческое познание, были выделены чувственный и логический критерии истинности знаний. Чувственный критерий предполагает наблюдаемость того, что утверждается в полученном знании. Средствами наблюдения должно быть подтверждено само существование изучаемого объекта (процесса, явления), его свойства, характер отношений с другими объектами, тенденции развития. Логический критерий связан прежде всего с требованием непротиворечивости. В строгом понимании непротиворечивость — это свойство предложений какой-либо теории, в соответствии с которым из них нельзя с помощью логических средств данной теории вывести два предложения, одно из которых является отрицанием другого. Критерием истинности человеческих знаний является также практика, которая не может их подтвердить или опровергнуть полностью, но задает тот диапазон ситуаций и параметров, в пределах которого степень истинности знаний проявляется достаточно определенно.

56Понят науки и ее функции.генезис науки и этапы ее развития Наука — это сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности. его основные аспекты:1) наука как специфическая деятельность;2) наука как система знания;3) наука как социальный институт;4) наука как производительная сила;5) наука как форма общественного сознания. ГЕНЕЗИС НАУКИ – дискуссионная проблема в истории науки, связанная с выявлением исторических условий формирования науки, в решении которой сложилось два противоположных подхода и четыре основных версий её возникновения. С точки зрения эстернализма появление науки обусловлено полностью внешними для неё обстоятельствами: социальными, экономическими и др., поэтому основная задача изучения науки сводится к реконструкции социальных условий научно-познавательной деятельности на определённых этапах её развития. Интернализм основным фактором развития науки рассматривает сложившиеся на определённом этапе развития науки способы решения научных проблем (парадигмы), методологические программы, соотношения традиций и новаций, т.е. факторы, связанные с внутренней природой научного знания, поэтому основной задачей изучения науки является описание познавательных процессов. К основным версиям происхождения науки относят. 1) Начало науки, связанное с цивилизацией Древнего Египта (IV тыс. до н.э.), когда ограниченная группа людей (посвящённые), располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, астрономии, химии и др., считая их тайными и магическими, оказав сильное влияние на развитие человеческих знаний и, особенно, в Индии, Персии, Китае, Греции, Риме. 2) Наука возникла в античной Греции в VI в. до н.э. где первые философы были одновременно и учёными, их основной интерес был связан с рациональным объяснением устройства мироздания, а личностнообразная форма мифа была заменена безличностно-понятийной формой философии (олицетворение уступает место абстракции), большое внимание уделяется системе доказательств, что позволило перейти к рациональному мышлению, как началу научного познания. 3) Наука возникла в позднем средневековье и была связана с деятельностью английского епископа Гроссетеста и английского монаха Роджера Бэкона, которые утверждали необходимость опытного познания природы и перехода к индукции как метода познания. 4) Рождение науки в современном смысле слова датируется Новым временем (XVI-XVII вв.) и связано с именами Коперника , Галилея и Ньютона, создавших научную картину мира, основанную на законах классической механики.

57Специфика и структура научного познания.Эмпирический и теоретич уровни научн познания. Наука - сфера чел-кой деятельности, направленной на произв. и теоретич системетизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности. Наука может выступать как :1)сис-ма знаний. 2)Специф деят. 3)Соц институт.4)Производ сила.5)форма обществ сознания Специфика познават деятельности : 1)направленность в идеале на произв знаний.2)четкая выделенность предмета познавт действий(предметность) 3)прогностичность – направленнсть на предсказание будущих событий, состояний и св-в исследуемых предметов 4)использование специализир инструментария 5)Регламентированность определ совокупности методов и других видов нормативного знания Специфика Научн знания: а)воспроизводимость, б) контролируемость путей получения в) обоснованность и доказательность, г)системность, д) объективность, е) логическая оргументация и фиксирование понятий в категориях и законах, ж) выработка и использование спец языка структура исследования:выдел объект, предмет ис-ния, цель ис-ния, проблема, задача, средство, метод, условия, результ.Знание - проверенный практикой и логикой результат познават деят-ти, выраж в знаковой форме свойства и связи об-тов природной, социальной и духовной реальности. На эмпирическом уровне исследование ориентировано на познание (описание) явлений — установление факта самого существования познаваемого объекта, его наблюдаемых свойств и связей с другими объектами, интенсивности выявленных свойств, их видимой динамики и т.д. На теоретическом уровне исследование направлено на выяснение сущности исследуемого объекта (явления, процесса) как совокупности присущих ему законов, т.е. основная задача теоретического исследования - объяснение явлений. Теория - форма научного знания, содержащая обобщающие абстрактные конструкты и набор понятий и законов, которые воспроизводят исследуемый объект в виде определенным образом структурированной совокупности идеализированных элементов и их корреляций.

58 научн теория,ее структура и функции.Пробл и гипотеза как форма научного знания. Теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности и представляющая собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что некоторые из ее характеристик, носящие наиболее общий характер, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся на них по логическим правилам.По отношению к фактам теория выполняет ряд познавательных функций, важнейшие из которых описательная, объяснительная и предсказательная. 0писательная функция состоит в том, что сведения об итогах наблюдений, измерений, экспериментов излагаются на языке данной теории, и, таким образом, происходит их первичная обработка. Описание является предварительным условием объяснения события, явления, процесса. При объяснении из элементов теории выбираются некоторые законы, которым подчиняется объясняемый факт, и которые позволяют осмыслить соответствующие ему явления в системе теоретического знания. Предсказательная функция теории связана с ее способностью к дальним и точным прогнозам, к опережению наличной практической деятельности людей. Как заметил известный австрийский физик Л.Больцман, нет ничего практичней хорошей теории.В самом общем виде проблема - это вопрос или совокупность вопросов, ответами на которые мы не располагаем. Это некоторое познавательное препятствие, выраженное, чаще всего, в форме вопроса. Ответом, как правило, является теория. Например, вопрос о том, в каком мире мы живем решался теорией Коперника. Иногда встречаются различия между проблемой и задачей. Задача -вопрос, разрешимый имеющимися теориями. Проблема, как правило, требует создания теории. Функции проблемы в научном исследовании. Гипотеза -- предположение или догадка, опирающаяся на полученные или уже имеющиеся данные. В смысле истинности она носит вероятностный характер. То есть истинность или ложность гипотезы в данный момент не установлена. Функции гипотезы: обобщение опыта, исходный пункт рассуждения, задание цели (ориентировка исследования), интерпретация данных, защита других гипотез перед натиском новых появившихся фактов. Классификация научных гипотез. По назначению: объясняющие - претендующие на истинность; рабочие - не претендующие на истинность; используются для систематизации. По содержанию. гипотезы-факты - предположения о существовании некоторых фактов; гипотезы-законы - предположения о существовании законов (устойчивых, регулярных, повторяющихся связей между фактами).

Наши рекомендации