Русская идея» воззрения западников и славянофилов
Первой исторической разновидностью "философии тотальности" была философия славянофилов (И. Киреевский, А. Хомяков, И. Аксаков, Ю. Самарин). Православие трактовалось ими как фундамент мировоззрения и познания, обеспечивающий гармонизацию всех способностей человека; монархия — как идеальная форма социума, предохраняющая общество от политических и формально-юридических отношений (в том числе и от революционного насилия), крестьянская община — как идеальный "нравственный мир", гармонично сочетающий личностное и коллективистское начало. В полемике со славянофильством складывалось западничество (разновидность "философии индивидуальности"). Ориентация его представителей на западноевропейскую цивилизацию, критика православия и т.д. обнаруживают истоки этой философии в концепции Чаадаева. Однако его религиозность была чужда западничеству. Т. Грановский, М. Бакунин, В. Белинский, А. Герцен тяготели к материализму и атеизму. Западниками было положено начало традиции русского Просвещения. Она возникла как обоснованная социально-экономическими условиями потребность в процессе становления русской национальной культуры. Философия русских просветителей 40—60-х гг. строилась как альтернатива славянофильской "философии тотальности". Наиболее полно материалистическую философию просветителей представил Николай Чернышевский (1828—1889).единство и целостность человеческого организма утверждается автором как результат трактовки всего бытия в виде многообразия форм материи. Большое влияние на идейное развитие России конца XIX— XX вв. оказал Ф.Достоевский (1821—1881). Он вместе с В. Соловьевым, положил начало религиозно-философскому движению XX в. (Д. Мережковский, Л. Шестов, Н. Бердяев и др.). В набросках своей "системы истинной философии" Федор Достоевский развил аргументацию в пользу бессмертия души и выстроил концепцию, согласно которой история человечества делится на три стадии — патриархальность, цивилизация и христианство как синтез двух предыдущих.Вместе с тем мыслитель-пророк предельно обнажил глубоко выстраданную опытом всех поколений людей истину — нет на земле и не может быть такой цели, для достижения которой была бы. допустима жертва хотя бы в одну детскую слезинку.
Филос всеединства Соловьева
Философия Владимира Соловьева (1853—1900) явилась синтезом русской религиозной философии XIX в. В славянофильской традиции противостояния западному "рационализму" философ выдвигает идеал "свободной теософии", совмещающей в себе эмпиризм, рационализм и мистику. Социальный идеал Соловьева — "вселенская церковь", объединяющая православие, католицизм и протестантизм. Реализация этого идеала предполагает созидание "богочеловечества" — конечной стадии истории. В богочеловеческом организме обретут свое единство вера в Бога и вера в Человека. Основной пафос "философии всеединства" Соловьева — "оправдание добра". Согласно ей, изначально существуют два мира — "мир зла" (времени) и "мир добра" (вечности). Задача, стоящая перед человеком, — это поиск путей из мира времени в мир вечности. Дух и тело одинаково принадлежат миру вечности и времени, ибо в них иногда преобладает начало добра, иногда — зла. Когда добро побеждает, возникает красота (природы, человека, подвига).Мир времени стремится завладеть человеком всецело, заключить его в свой круг, за которым — смерть. Простейшая форма борьбы с миром времени — память. Сохраняя с ее помощью промелькнувшие мгновения жизни, человек побеждает время. Но память еще не выводит человека из мира времени. Выше, чем память, стоят минуты прозрения и экстаза. Благодаря этому человек может на некоторое время обрести свободу. он указывает на наличие у человека чувства стыда. Это чувство отсутствует у животных. Человек стыдится, когда животное начало берет над ним верх. Чувство стыда свидетельствует о нравственной природе человека: я стыжусь своей животности, следовательно, я существую как человек не только физически, но и нравственно. На вопрос, почему Бог допускает зло и страдания, Соловьев отвечает — потому что человеку дарована свобода.
36 (Бердяев,Флоренский)Один из самых оригинальных философских умов России — Николай Бердяев (1874—1948). В студенческие годы Бердяев был известен как "критический марксист". Целью мыслителя становится еще неясный образ религиозной (христианской) философии, призванной отразить целостно и универсально человеческий опыт. Итогом творческих поисков явилась работа "Философия свободы" (1911). Ее первая часть направлена против современной Бердяеву философии, которая, по мнению автора, утратила "бытие" как жизненную первореальность. Вторая часть предстает как историософия, как поиск смысла истории. Для Бердяева это подлинная христианская онтология, построение которой создает прочный фундамент возводимой им "церковной гносеологии". Истинное познание возможно только в истинном бытии, и пока само бытие остается неосмысленным в его "падшести", никакая критика современной философии не может ничего исправить. Должно быть исправлено само бытие — "личностное и вселенское". Личное изживание греховности как путь к соборности дополняется у Бердяева провидением мессианского предназначения России. Следует подчеркнуть, что в "Философии свободы" Бердяев выступает как продолжатель многих тем и традиций русской философии XIX в. В русле универсализма В. Соловьева и его учения о "Богочелове-честве" находится устремленность Бердяева к всемирной соборности, призванной преодолеть церковный конфессионализм.Бердяев приветствовал февраль 1917 г. Падение "священного" русского царства как лжетеократии воспринималось им в русле творческих задач эпохи. Однако позже в его умонастроениях ощущается оттенок пессимизма: "Традиционная история русской интеллигенции кончена... она побывала у власти, и на земле воцарился ад" . Заключение Брестского мира и выход России из войны были восприняты философом как отказ России от своего мессианского предназначения. Флоренский Павел Александрович – продолжатель идей Соловьева, стремился создать интегральную систему взглядов сочетанием религии и науки, техники и искусства. Центральные идеи всеединства и учение о Софии. Обоснование православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания икон. Религиозно-философская проблематика широко сочеталась у Флоренского с исследованиями в лингвистике, теории пространственных искусств, математике, физике. Он пытался совместить истины нуки с религиозной верой. Откровение как способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д. Вера определяет культ, культ - миропонимание, а отсюда культура.
Философия Русского космизма
Космизм - совсем другая мысль, обосновывающаяся фундаментальной необходимостью выхода человека за пределы самой Земли. Необходимость - общая черта космистов. Космизм: естественнонаучный, религиозный. Вернадский - создатель теории ноосфера. Встал на позиции фундаментальности существования жизни. Живые существа - такое же вещество, как и любое другое. На любом отрезке геохимического процесса обнаруживается живое вещество. Хотя и не отрицал что живое может произойти из неживого. Циолковский. Познание законов природы. Необходимо автотрофное питание (как растения непосредственно забирают энергию Солнца). Выход человека в космос как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста численности населения. Освоение других миров в Солнечной системе и т.д. Фантазирует об автотрофном питании в космосе. О теории относительности не знает. Космос безграничен, звезд много, планет много - должна быть жизнь. Жизнь есть всегда в силу масштабов вселенной. Умов. Возможная уникальность жизни во вселенной (далее работы Циолковского). Человек ответственен за состояние вселенной (как венец развития). Убивать себя в войнах безнравственно с точки зрения развития природы. Вечность и уникальность жизни. О человеческой смерти. Купревич. Человеческая смерть не является законом эволюции для человека. Смерть нужна для совершенствования родовых признаков вида. Далее развитие через культуру - внешним экзотерическим образом. Смерть теряет свою биологическую необходимость - необходимо устранить смерть. Вирусы и одноклеточные живут практически вечно Религиозное направление космизма. Федоров, Соловьев, Бердяев, Флоренский, Булгаков. С их точки зрения выход в космос обусловлен нравственными причинами