Историческая необходимость и свобода личности.
Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективные возможности для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственной деятельности. В этой возможности быть свободным и коренятся истоки всех триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.
Свобода рассматривалась в соотнесении с необходимостью (законами), с произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазон свобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может быть чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом, нарушающим законы природы и социальной жизни.
Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.
Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он несвободен так как всегда существуют ограничители его деятельности- уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.
Отчуждение означает что, продукты деятельности человека выходят из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение- это как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир. Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.
Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода- это не- рабство, раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями.
Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.
При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как личности, так и общества.
Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.
13. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ.
13.1. Истоки сознания Существуют различные историко-философские толкования проблемысознания.В зависимости от того, какое мировоззрение былогосподствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. Вантичности, при господствующем космоцентрическом мировоззрениивнимание человека было всецело направлено на окружающий мир.Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом ,которые существуют независимо друг от друга . В момент их встречиобъект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след навоске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире.Античная философия открыла только одну сторону сознания –направленность на объект.В культуре христианства возникает потребность во внутреннемсосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богомчерез молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Нарядус молитвой возникла практика исповеди, в которой закрепляласьспособность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знаниепрежде всего о собственнодуховном опыте. В его содержаниивключены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец,слиянием с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым. Т. е.Сознание это способность воспроизвести переживания поднявшись доуровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрениеэпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.В Новое времячеловек отказывается от Бога, сам захотел бытьБогом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовалоо формировании нового духовного опыта людей, в котором человекосвобождается от власти сверх чувственного о согласии принять своепроисхождение только через природную эволюцию. По сути, это началоантропоцентристского мировоззрения. Человек был объявлен началом ипричиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие ивозможность мира, мира, который он может понимать и действовать внем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт объявил, чтоакт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во всемможно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит– существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд вкотором уже содержится идеи и образцы того с чем предстоитстолкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опытобращения к внутреннему миру был использован в утверждении, чтосознание открыто самому себе, т.е. является самосознанием. Сознаниеотождествляется с мышлением т.е. максимально рационализировано. Ономожет конструировать мир по правилам логики, т.к. сознаниетождественно предметному миру.Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос оисточниках сознания. Сложились разные стратегии его исследования:реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая,вульгарно-материалистическая и др. Вульгарно-материалистическоенаправление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям(некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на подобиемышления желчи, вырабатываемой печенью) в конечном счете, характермышления, оказывается, определяется пищей, влияющей через химизмкрови на мозг и его работу. Противоположный этому- объективно-идеалистический подход определяет сознание как независящее отмозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей)(фактически, та же социокультурная доминанта ).Философско-реалистическое направление в понимании источниковсознания выделяет следующие факторы:1. Внешний предметный и духовный мир;природное, социальные и духовныеявления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов. Такая информация есть результат взаимодействиячеловека с наличной ситуацией, обеспечивающей постоянный контакт снею.2. Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические иэстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы иформы познавательной деятельности. Это позволяет отдельномучеловеку смотреть на мир глазами общества.3. Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни ипереживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействийспособен переосмысливать прошлое, строить планы и т.д.4. Мозг как макроструктурная природная система обеспечивающая наклеточно-тканевом уровне организации материи, осуществлении общихфункций сознания. Установлено, что биохимическое состояние мозгавлияет на сознание ( и в этом правы вульгарные материалисты,ошибка их в игнорировании специфики других факторов, в отстаиванииположения о вещественности сознания).5. Источником сознания выступает, вероятно, и космическоеинформационно-смысловое поле, одним из звеньев которого являетсясознание человека. Подтверждается гипотезой в квантово-механическойприроде мозга.Таким образом источником индивидуального сознания является несами по себе идеи ( как у объективных идеалистов ) и не сам по себемозг ( как у вульгарных материалистов ), а реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга всистеме надличностных форм сознания.Раскрывая природу сознания необходимо выяснить, являются лисознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое,космическое. Второй подход представлен прежде всего в религиозныхтечениях (В.С.Соловьев, Д.Ландреев, Т. де Шарден), в центре которых– божественный разум, живое тело космоса, «галактический разум» ит.д. Не отвергая этот подход остановимся на другом нашедшем большеенаучное объяснение, объявляющее сознание атрибутом человека.Он разрабатывался в рамках философского реализма( диалектического материализма). Мировоззренческим основаниемего служит принцип отражения, описывающий свойства материи каксубстанции.Отражение – это свойство материальных систем воспроизводить входе взаимодействия в изменении своих свойств и состоянийособенности других систем.Эти изменения, запечатляемые в другом и используемыесамоорганизующимися системами называются информацией (песок и вода,отпечатки на известняке, отражаемые зеркалом предметы).Отражение в неживой природе – элементарные формы отражения:механическая, физическая, химическая. Они характеризуются тем, чтоне обладают формой активности, отражающая и отражаемые системывыделяются лишь условно, нет использования информации. Поэтомутакие системы временны, стареют и разрушаются.Присущее неживой природе свойство отражения при определенныхусловиях порождает отражение в живой природе – биологическую формуотражения. Ее разновидности: раздражимость, чувствительность,элементарная психика высших животных. Такое отражение связано сприспособленной жизнедеятельностью живых организмов, в чемпроявляется сущность их жизни. В этом процессе развивается нервнаясистема.Раздражимость – реакция живых организмов на благоприятныеусловия среды, вызывающая активность ( имеются уже растений ).Чувствительность – более высокая разновидность биологическогоотражения, способность отражать свойства вещей в виде ощущений.Этим формам отражения присуща активность и целесообразность.Даже растения, простейшие организмы исходя из потребностейсамосохранения целесообразно реагируют на биологические важныеусловия среды.На основе этого происходит проявление зачатков психическойформы отражения. Это свойство живых организмов ( позвоночных)целесообразно реагировать на предметно-оформленную среду с цельюприспособительного поведения. Формы такого отражения – восприятие ипредставления имеют рефлекторную природу. Рефлекс, лежит в основепсихических явлений, служит отражательным нервным механизмом. Он начинается с восприятия раздражителя, продолжается первыми процессами в организме, заканчивается ответным движением изакрепляется как безусловный (Р.Декарт, И.П.Павлов, И.М.Сеченов).Следующая форма – условный рефлекс. По своей биологическойсущности он является сигнальной деятельностью на основе образованиявременных связей сигнала и внешней и внутренней для организма среды(условные раздражители) предвещают, сигнализируют о предстоящемнаступлении существенно важной для организма безусловно-рефлекторной деятельности ( пищевой, защитный, половой и т.д.). Этобыло обусловлено усложнением самих форм поведения, развитиемнервной системы, усложнением структуры головного мозга. Такую формупсихологического отражения называют нервно-психологической т.к.рефлексы имеют нервно-психологическую деятельность мозга своейосновой.На основе сигнального характера отражательной деятельности организма возникает и развивается опережающее отражение действительности. Такое отражение у животных осуществляется элементарными формами психики – ощущениями, восприятиями, представлениями, конкретно образным предметным мышлением.Физический механизм его назван первой сигнальной системой (Павлов). Психическая форма отражения высших животных развивает сознательную форму отражения. Сущностью этой формы является способность отражающего получать уже сигнал не о свойствахраздражителя, а сигнал или образ образа объекта. Формами такого отражения становится – понятие, суждение, умозаключение. Опережающий характер отражения дополняется признакомцеленаправленности. Что позволяет человеку, прежде чем приступить к делу увидеть результат и построить образ действия по его достижению. Это позволило осуществить новый способ жизнедеятельности человека – его предметно-практическуюдеятельность, которая, в свою очередь стало необходимым условиемформирования сознания.Поэтому для возникновения сознания необходимы были какбиологические так и социальные предпосылки, которые рассматриваютсяв эволюционических теориях происхождения человека. Наибольшимпризнанием используется трудовая теория антропогенеза, в которой труд рассматривается в единстве с природными факторами происхождения человека. В числе первых природных предпосылокантропогенеза называются:4. Активная вулканическая деятельность5. Сильный радиационный фон на прародине человека – юге Африки6. Изменение климата на Земле7. Космические воздействия, «пассеонарные» толчкиПредполагается, что один из факторов или вся их совокупностьстали причиной мутации, которые наряду с естественным отборомпривели к появлению биологических человеческих признаков:1. Тела, приспособленного для прямохождения;2. Кисти, развитые для тонких манипуляций;3. Мозга, сложного по структуре, развитого и по объему;4. Голой кожи;5. Развитой первой сигнальной системой;6. Стадной формы обитания пра-людей; Они не стали решающими для появления человека, и толькосоциальные условия могли сыграть решающую роль. Это:1. Труд и трудовой процесс, начиная с использованием предметов природыв качестве орудий труда, и заканчивая изготовлением их в совместномтруде и общении.2. Членораздельная речь, для передачи информации при труде и общении,формирование языка.3. Жизнь в коллективе, совместная деятельность в общине. Биологическая форма человека и найденный способ взаимодействиясо средой – друг на друга оказывая взаимное влияние. Т.о. сознания –историческое образование, появляется как развитие присущего материи свойства отражения; высшая формаотражения действительности, присущая человеку как особым образоморганизованной материи, функция его мозга, связана с биологическимипредпосылками и социальными условиями.13.2. Сущность, структура, функции сознания. Для выяснения многоаспектной сущности сознания оттолкнемся отранее пройденного. Поскольку сознание – есть свойство материи,отраженный мир, то возникает вопрос – как этот мир существует всознании ? А.Г.Спиркин определяет сознание как идеальное отражениедействительности превращения объективного содержания предмета всубъективное содержание духовной жизни. Сознание – субъективныйобраз мира, соответствующий характеру и содержанию деятельностисубъекта. Образ предмета – это идеальная форма бытия предмета «вголове» человека. Это не означает, что в голове есть реальныепризнаки как такового (мыслимый огонь не жжет наш мозг, образ снегане делает его холодным ), но содержит эти реальные признаки (жар ихолод) как образ. В идеальной форме предмет лишается своегоматериального субстрата ( носителя). Эта форма, которая заменяетлюбой материальный субстрат сохраняет свойства, качества, сущностьвещей и их связи.Условие идеального образа мира является физиологическиематериальные процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека.Материальной основой психики человека поэтому являютсянейтрофизиологические процессы в мозгу. От уровня структурнойорганизации мозга зависит уровень его отражательных способностей.Однако, сознание являясь результатом развития и деятельности(функции) высокоорганизованной материи центральной характеристикойсвоей сущности имеет нематериальность, а идеальность. В коре мозганейрохирург видит не яркие мысли, а серое вещество. Идеальноепротивоположно материальному, Бытие идеального носит функциональныйхарактер и выступает как образ предмета и ценностное суждение, какцель и план деятельности и т.д.Сознание, являясь идеальным существует только в материальнойформе своего выражения – языке. Сознание и язык одновременно единыи различаются. Нет языка без мышления, мышления – без языка.Однако, структура мышления и структура языка различны. Ведь! Законымышления едины для всех, а язык национален. Человек как деятель, производит мир и самого себя. Вся его жизнь возможна, как социальная совместная деятельность. А для такого способа жизни необходим язык. Он и возникает как средство человеческойдеятельности, общения, управления, познания и самопознания.Для реализации познания , его передачи и общение человекунеобходимо слово , речь. Осуществляя речевую деятельность человекмыслит, мысля, оформляет мысль в слове. Но нельзя отождествлятьречь и мышление . Говорить - не значит мыслить , но мыслить -значит оттачивать мысль в слове.Таким образом речь как и орудия труда , это важнейший факторформирования сознания , человека и его мира. А Язык - естьсимволическое выражение в звуке и письме психической жизни человека .Наряду с языком существуют и другие знаково-символическиесистемы .Наряду с естественными есть и искусственные языки, созданныечеловеком для решения определенных задач. Это языки науки ,машинные языки , жаргоны эсперанто. Особо значительную роль в условиях научно-технической революции стали играть формализованныеи машинные языки. Формализованный язык- это логические иматематические исчисления ,в которых используются математическиезнаки и формулы. Формализованные языки машинизируются. Знаки в силуих материального характера удобны для машинной обработки , дляразвития технических систем связи. Такого рода языки есть ступенькик информационной цивилизации.Еще раз отметим, что идеальное - главнейший признак сознания , обусловленный социальной природой человека. Идеальное есть характерный для взаимодействия субъекта и объекта способ воспроизведения целостных характеристик объективной реальностипосредством репрезентантов этой реальности . Оно начинается с предметно-чувственных репрезентантов (объекта или знака ) ,сопряженной с объектом схемы практического или умственногодействия ; и завершается материальным и субъективным образом ,реализующим способность человека с помощью мозга воспроизводить всознании образ класса вещей , стоящих за этим объектом.Сознание выступает в качестве интеллектуальной деятельностисубъекта поскольку человек помимо активного отражения - связываетновые впечатления с прежним опытом, эмоционально оцениваетдействительность , обеспечивает внешний мир.Структуру сознания можно представить в виде круга, это «поле»делится на четыре части. 1. Сфера телесно-перцептивных способностей знания, получаемого на ихоснове ощущения, восприятия, конкретные представления, с помощью которого человек получает первичную чувственную информацию. Главная цель - полезность и целесообразность бытия тела человека1. Сфера логико-понятийных компонентов сознания связана с мышлением,которое выходит за пределы чувственного данного в сущностныеуровни объектов. Это сфера понятий, суждений, умозаключений,доказательств. Главной целью этой сферы сознания является истина.У разных людей - разная степень сознания: от самого общего,мимолетного контроля над потоком мыслей о внешнем мире, доуглубленных размышлений над собой.К самосознанию человек приходит только через социализацию.Человек осознает себя через осознание собственной деятельности, впроцессе самосознания человек становится личностью и осознает себякак личность. Такое представление самосознания как внутреннеположенное в сознании свидетельствует о рефлексивной функции его поотношению к сознанию.Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделитьфункции сознания:ПознавательнаяПрогноза, предвидения, целепологанияДоказательства истинности знанияЦенностнаяКоммуникативнаяРегулятивная Т.о. сознание - высшая, свойственная только человеку исвязанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном,оценочном и целенаправленном отражении мира в субъективных образахи конструктивно-творческом преобразовании действительности, впредварительном мысленном построении действии и предвидении ихрезультатов, в разумном регулировании и само контролированииповедения человека; это способ существования идеального. 13.3.Сознание и культура. Рассматривая взаимодействие сознания и культуры необходимоотметить 2 существенных момента:1. Существование элементов культуры в сознании1. Роль сознания в формировании культуры. При этом под культурой мы будем понимать совокупностьматериальных и духовных ценностей и деятельность по их созданию ивоспроизводству.При таком понимании культура проникает в сознание индивида через общественное сознание, которое выступает своеобразной духовной культурой народа. Это нравственно-моральные нормы, правовые установления, формы государственно-политическойорганизации жизни, математические истины и ритуалы, идеи науки иколлективные архетипы. Все эти факты общественного сознания относятк идеальному. Человек оберегает идеальное («идеальный» планжизнедеятельности) в ходе деятельности, приобщаясь к историческисложившимся формам общественной жизнедеятельности, к культуре вэтом случае сознание есть не что, иное как аспект культуры, ееопределенность, свойство.Существует множество различных видов культуры, поскольку естьмножество видов деятельности (экономическая, политическая, научная,религиозная, эстетическая). Индивид усваивает ее посредством языка,воспитания, общения. Сознание его складывается незаметно иизменяется в ходе жизни. Овладевая существующими в обществе нормамии способами деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру.Идеальность, внешне, как культура может существовать вматериальной форме, поскольку объективируется в книгах, статуях,орудия труда. Материальная культура постольку имеет смысл,поскольку наполненное идеальностью человеческого сознания.Тем самым, своей деятельностью, практикой человек создает свое«второе тело», «вторую природу», специфическую среду обитания -т.е. культуру.Формирование сознания тем самым связанно с формированиемкультуры, т.к. в ней закреплялись и фиксировались навыки, способы,нормы деятельности и она служит основой передачи всего этого новымпоколениям. Люди вступая в общение, в кооперацию в совместном трудезакрепляют в сознании как бы план совместных действий. Тем самымсознание выполняет функцию социальной памяти человечества.Оба этих момента есть свидетельство того, что сознание -необходимое условие воспроизводства человеческой культуры.Одним из видов деятельности, является техническая деятельность. История становления современного человека связана с усложнением и развитием техники. Изобретением техники, обеспечением её нормального функционирования занимается инженер, и егопрофессиональная институализация проходит лишь в последние 100 лет.Какие же признаки отличают развитое инженерное мышление ? Инженерноемышление формируется на машинной основе; оно рационально, выражается вобщественной форме, имеет тенденцию к формализации и стандартизации,опирается не только на экспериментальную базу, но и на теорию,систематично формируется профессиональными инженерными дисциплинами,экономически рентабельно. Оно имеет тенденцию к универсализации ираспространению во все сферы человеческой жизни. С появлением компьютерной техники и компьютерной технологий, сталаразрабатываться проблема искусственного интеллекта. Знания человека и егоинтеллектуальные способности стали предметом интереса математических иинженерных дисциплин. В центре внимания - символизация мира человека винформационной технике. Инженер - «символизируется» в компьютере ввещественно-энергетическом виде, и на созданной базе, проводит еще однусимволизацию - информационную. В основе механизма такой символизации находится факт подобия структурмозга и элементов ЭВМ вычислений ,проводимых в мозгу и в компьютере.Область такого сходства сознания и компьютера расширяется Компьютернеспособен оперировать категориями и целостными образами, чувствовать ,творить , понимать историко-культурный контекст явлений. Но будущеепринесет новые успехи. Но компьютер выступает системой подобной человекусимволически. В философском смысле не человек символ компьютера , анаоборот, компьютер - символ человека. Сейчас нет оснований утверждать, чтоэта асимметрия будет нарушена. Широкое использование компьютера рационализирует деятельность человека,расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенцииспециалиста экономизирует труд. Это элементы компьютерной культуры . Но она(культура) может быть разрушительной - изолировать индивидов, снижатьинтеллект , дегуманизировать труд. Вот почему в компьютерной культуре важнагуманитарная, этическая составляющая. Таким образом:1. Сознание - Специфический способ ориентации человека в окружающеммире. продукт общественного развития2. Сознание - результат развития материи , производно от материи иявляется атрибутом социальной формы материи -человек3. Сознание - субъективный образ объективного мира способсуществования идеального, состоящий в знании4. Сознание - продукт и творец культуры, имеет структуру и функции.14. ПОЗНАНИЕ. ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ
И ГРАНИЦЫ.
Сущность познания.
Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. Практика — это материальное освоение общественным человеком окружающего мира. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы. Опредмечивание и есть процесс материализации намерений людей, превращение субъективных творческих способностей, замыслов, идей в форму предметности, в вещь, объективно существующею. Практика человека исторически развивается, постепенно усложняясь. Она дифференцируется, как бы расслаивается на различные виды. Уже в начале истории зарождаются две взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления и производство орудий труда. В дальнейшем происходит все более детализированное и специализированное разделение этих сфер.
Мир материальных ценностей, порожденный общественной практикой, отнюдь не является статическим собранием вещей, тем более их свалкой. Эти вещи постоянно включаются в жизнедеятельность людей, обусловливая взаимную зависимость различных сфер общественного труда и, в конечном счете, социальную зависимость различных профессиональных групп населения друг от друга. Практика приводит в движение весь предметный мир, заставляя его служить человеку, в практике человек постоянно связывает мир вещей и свои субъективные устремления.
Из сказанного следует, что практика имеет принципиально общественный характер. Осуществляясь через усилия индивида, она объединяет в целое миллионы воль, устремлений, направляя их к реализации общественных целей. В ней интегрируются усилия и результаты деятельности не только живущих современников, но и достижения предшествующих поколений. Возможности практики обусловлены уровнем развития общества в целом.
Именно в практике реализуется активное начало человеческой личности, ее свобода и относительная независимость от природы. Практика человека основывается на его разуме, она является целесообразной деятельностью. Цель предполагает мысленное представление будущей вещи, она — идеальный (духовный) образ будущего результата. Разумный характер практической деятельности предполагает предварительное продумывание программы действий, оценку возможных средств и условий достижения цели, построение плана деятельности. Активное целеполагающее начало неустранимо из человеческой практики. Поэтому она всегда является двуединым объективно-субъективным процессом, связывающим объективные предпосылки (природный и надприродный материал) с человеческой целеустремленностью.
В тесной связи с практикой развивается и познание. Оно и есть процесс получения и накопления знаний обществом. Знание является человеческой информацией о мире. Эта информация существует в виде некоторой субъективной реальности. Любая практика базируется на знании о свойствах и закономерностях внешнего мира. Для того, чтобы действовать в соответствии с поставленной целью, необходимо хотя бы минимальное знание о преобразуемом в практике предмете, о возможностях получения желаемого результата. Следовательно, знание с самого начала встраивается в практическую деятельность, составляя ее необходимую предпосылку и условие осуществления.
Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо — означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете.
Познание и знание различаются как процесс и его результат.
Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно-значимый процесс познания. Индивидуальное знание далеко не всегда становится общественным достоянием. Процесс превращения индивидуального знания в общезначимое, признаваемое обществом в качестве культурного достояния человечества, подчиняется сложным социокультурным закономерностям. Интеграция индивидуальных знаний в общечеловеческое достояние осуществляется через общение людей, критическое усвоение и признание этих знаний обществом. Передача и трансляция знаний от поколения к поколению и обмен знаниями между современниками возможны благодаря материализации субъективных образов, выражению их в языке. Таким образом, познание — это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.
Процесс познания весьма многогранен, как многогранна и общественная практика. Во-первых, познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и в принципе присущи в той или иной мере любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием.
Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к становлению физики, химии, геологии и т.д., составляющих в совокупности естествознание. Познание самого человека и общества обусловливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное познание. Весьма специфично религиозное познание, направленное на понимание таинств и догматов религии.
Научное познание, будучи профессиональным видом общественной деятельности, осуществляется по определенным научным канонам, принимаемым научным сообществом. В нем используются специальные методы исследования, а также оценивается качество получаемых знаний на основе принятых научных критериев. Процесс научного познания включает в себя ряд взаимоорганизованных элементов: объект, субъект, знание как результат и метод исследования.
Субъект познания — это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Как уже указывалось, познает мир, в принципе, общество, удовлетворяющее свои потребности. Однако научное познание, возникшее на определенном историческом этапе, осуществляется не обществом в целом, а его отдельными представителями, которые в своей совокупности образуют научное сообщество.
Научное сообщество исторически развивается, организуясь в различные социальные и профессиональные формы. Такие формы многообразны: академии, университеты, лаборатории, исследовательские институты и т.д.
С гносеологической точки зрения можно отметить, что субъект познания является общественно-историческим существом, реализующим общественные цели и осуществляющим познавательную деятельность на основе исторически развивающихся методов научного исследования. Хотя цели перед научным познанием формирует общество в виде социально-экономических и технических потребностей, лишь научное сообщество, отвечая на эти потребности, способно поставить и сформулировать действительно научную задачу перед научным исследователем, лишь оно способно осознать эту задачу как научную проблему
Объект познания — это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Говоря просто, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение.
Наконец, объектом научного анализа могут стать как бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности. Например, можно изучать художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т.д.
Но в любом случае объект познания существует в самостоятельном виде, как нечто дистанцированное и не зависящее от субъекта. Это значит, что ученый, даже если он изучает субъективный мир личности, всегда отдает себе отчет в том, что он должен выявить нечто присущее самому объекту, но не может произвольно навязывать этому объекту свои собственные мнения. В этом плане объект объективен в отличие от собственных представлений о нем исследователя.
Иногда в гносеологии вводится еще дополнительный термин «предмет познания», чтобы подчеркнуть нетривиальный характер формирования объекта науки. Дело в том, что фрагмент мира, достойный научного познания, не может быть найден ученым случайно как камень на дороге. Этот объект должен быть выявлен, как бы вырезан из окружающего бытия и представлен в форме познавательной задачи. Хотя такие объекты, как электрон, клетка, всегда существовали в объективном мире, они далеко не сразу стали объектами науки. Их необходимо было на определенном историческом этапе распознать, вычленить из окружающего бытия в качестве научно значимых объектов и ввести в научный оборот.
Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через предмет познания. Можно сказать
и так, что предмет познания — это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи. Объект может как бы расслаиваться на различные предметы познания. Например, атом может быть предметом познания и классической физики и квантовой. Другими словами, объект может образовать различные предметы познания.
Объект опосредуется предметом познания, который представляет его с определенной точки зрения, в определенном теоретико-познавательном ракурсе. Если об объекте науки можно сказать, что он существует независимо от познавательных целей и сознания ученого, то о предмете познания этого сказать уже нельзя. Предмет познания — это определенное видение и понимание объекта исследования.
В своей