Категория материи Эволюция представлений о материи в философии и науке
Термин «материя» в1ые встречается у Платона. Материю он отождествлял с пространством, котор есть возможность любых геометрич фигур. Единичн бытие, полагал Аристот, есть сочетание материи и формы. Материя – возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат.
Материалисты древней Ф. рассм материю как что-то целое: вода, воздух, огонь, атом. В древнеиндийских представлениях атомы как первоначала наделялись чувственной конкретностью: вкусом, цветом, запахом, температурой, единообразием по форме и величине.
Француз материалисты Ламетри, Дидро и Гольбах доказ, что природа никем не создана, вечна и подчиняется естествен причинам и закономер. Материя есть сущность, первоначало и первооснова всякого бытия, а движение - необходим результат существования материи. Гольбах считал, что материя это все то, что каким-то образом воздействует на наши чувства. Руссо материей назыв все, что чел сознает вне себя и что действует на его чувства.
Т. о, было положено начало гносеологич этапу в понимании материи, пришедшему на смену наглядно-чувствен представлениям и этапу, где материя отождествлялась с атомами.
Диалектический материализм рассматривал материю как бесконечно развивающееся многообразие объектов материального мира.
Ф. Энгельс задолго до новых открытий в физике высказал мысль о том, что атомы не явл-ся чем-то простым, мельчайшими частицами в-ва. Энгельс, т. о, материю отождествлял с веществом.
Плеханов определял материю как то, что «непосредственно или опосредонанно действует или, при известных обстоятельствах, может действовать на наши внешние чувства».
Открытия в физике на рубеже XIX — XX вв. (открытие радиоактивности, появление спец теории относительности) означали установление: делимости атомов, их изменчивости; отсутствия преимущественных систем отсчета абсолютного пространства и времени; существования отличительной от вещ-ва формы материи.
Философское представление о материи складывалось как способ видения целостного мира, включая и человека в нем.Конкретно-научные воззрения на материю усложнялись по мере развития и смены картин мира.
Пространственно-временная организация бытия
Историч сложились 2 подхода в понимании пространства и времени. 1ый — субстанциональный — рассм. пространство и время как самостоятельные сущности наряду с материей. Эта идея, намеченная Демокритом, воплотилась в геометрии Евклида, получила свое выражение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона. 2ой - реляционный подход - наметился у Аристотеля и был развит Декартом, Энгельсом, воплотился в неевклидовой геометрии, получил математич. обоснование в теории относительности Эйнштейна. В этой концепции пространство и время рассм-ся не как особые субстанции, а как формы существования вещей, изменений всего материального. Пространство — форма существования материального мира, котор характер-ет структурированность, дифференцированность, взаимное расположение, протяженность, соразмерность, объем, величину, взаимодействие его образований.
Время — форма бытия материи, характеризующая преимущественно ее изменчивость, длительность существования объектов и последовательность смены их состояний. Трем модусам времени - прошлому, настоящему и будущему - соответствуют 3 состояния сознания: память, созерцание и творчество.
С прогрессом общества возрастало осмысление пространства-времени как объективной реальности. Человек, начиная с Нового времени, стал задумываться о гибельности темпов цивилизации и занялся поиском причин необратимости времени и условий социального бытия, сохраняющих и продолжающих жизнь природы и общества.
Ньютон считал: время ни от чего не зависит и течет с пост. скоростью из прошлого в будущее.
Ускорение движения в результате использования новых транспортных, коммуникационных и информационных технологий «уплотняет» пространство и «ускоряет» время. По мере прогресса общества создаются относительные возможности для контроля за пространством и временем. Интенсивность таких процессов у разных народов и государств, отличающихся степенью развития технологий, разнится.