Тема 3.3. Сознание как идеальная форма бытия

1. Проблема сознания в философии. Эволюционные корни сознания.

2. Деятельностная природа сознания.

3. Проблема идеального.

4. Язык и мышление.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается противоположность материального и идеального?

2. Какую роль в формировании мышления играют язык и речь?

3. Как соотносятся понятия «идеальное», «мышление», «сознание»?

4. Каковы основные функции сознания?

5. Как связаны мозг и сознание?

6. Что такое самосознание?

7. В чем особенности сознания и бессознательного как уровней человеческой психики?

Темы докладов и рефератов

1. Диалог «человек – компьютер»: перспективы и трудности.

2. Проблема идеального.

3. Роль труда в формировании сознания: общепринятое и спорное.

4. Иллюзорное сознание.

5. Коммуникативная функция языка.

Основные понятия и термины

Идеальное – субъективный образ объективного мира, который возникает в целесообразной деятельности человека и является одним из ее моментов.

Отражение – всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними тел.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности, он является специфически социальным средством хранения и передачи информации.

Упражнения

1. Выпишите из «Философского словаря» и «Философской энциклопедии» определения следующих понятий: «бытие», «субстанция», «материя». Что их объединяет и в чем их различие?

2. Все вещи мира преходящи, со временем умирают. Почему мир как совокупность вещей продолжает существовать?

3. Что означает тезис Ф. Энгельса «единство мира в его материальности»? Как развитие науки подтверждает это? Признают ли единство мира объективный идеализм и религия?

4. Есть ли в движении нечто остающееся неизменным? Вещь – это состояние относительного покоя или временного равновесия в движении материи?

5. Можно ли заменить материю реальностью, а материализм реализмом? Объясните почему.

6. Как шло формирование философского понятия материи?

7. Откуда вытекает необратимость времени? Можно ли вывести ее из механических процессов?

8. Приведите примеры, подтверждающие высказывания известного врача Парацельса: «Все есть яд, и все есть лекарство, тем и другим делает лишь доза».

9. К соблюдению какого принципа в поведении призывает древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку»?

10. Перечислите формы отражения в неорганической природе и биологические формы отражения.

11. Можно ли согласиться с Дж. Бруно: «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь?»

12. Хорошо известно высказывание Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец – ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что»? Прокомментируйте.

Тест

1. Бытие означает существование

1) материи;

2) человека;

3) объективной и субъективной реальности;

4) каждой отдельной вещи.

2. Материя − это

1) совокупность всех вещей;

2) философская категория для обозначения объективной реальности;

3) то, из чего состоят вещи;

4) совокупность свойств, предметов и явлений.

3. «Бытие» и «материя»

1) это одно и то же;

2) материя – сами вещи, а бытие – их существование;

3) материя может быть, а может и не быть, бытие же всегда есть;

4) бытие – существование двух реальностей, а материя – это объективная реальность.

4. В философии под движением понимается

1) одно из важных свойств материи;

2) любые изменения и взаимодействия;

3) способность вещи перемещаться в пространстве;

4) любое поступательное развитие.

5. Различие между движением и развитием в том, что

1) развитие – разновидность движения, при котором происходят качественные изменения системы под воздействием внутренних противоречий;

2) развитие − это направленность движения;

3) различий нет;

4) движение – это сторона развития.

6. Взаимосвязь между материей, пространством, временем означает

1) пространство и время предшествуют материальным процессам;

2) они существуют самостоятельно, независимо друг от друга;

3) пространство и время – понятия, образованные нашим сознанием;

4) пространство и время – формы существования материи.

7. Фраза «За пределами Вселенной»

1) имеет смысл, так как за Вселенной что-то должно быть;

2) не имеет смысла, поскольку мы ничего не знаем о границах Вселенной;

3) подразумевает, что в мире все конечно, и Вселенная не является исключением;

4) не имеет смысла, так как Вселенная бесконечна, она не имеет предела.

8. Основное различие материального и идеального состоит в следующем:

1) идеальное производно от материального, материальное не может существовать независимо от идеального;

2) различия нет;

3) идеальное – продукт мозга, а материальное находится за пределами мозга;

4) материальное – символ, который отражает ощущения.

9. Верное суждение:

1) мысль − продукт мозга, субъективный образ объективного мира;

2) мысль может существовать независимо от мозга и вне его;

3) мысль – это биотоки мозга;

4) мысль присуща материи.

10. Проблемы бытия рассматривает

1) онтология;

2) гносеология;

3) аксиология;

4) этика.

Раздел 4. Теория познания

Наши рекомендации