Тема 1. 1. Философия: ее предмет, структура, функции

Рассматривается социокультурная ценность философского знания. Предмет философии, ее характерные черты выделяются через сравнение с другими науками. Вводятся основные философские понятия: материальное и идеальное, онтология, гносеология, монизм, дуализм, диалектика и другие, подчеркивается рефлексивность философии, ее всеобщий характер.

Особое внимание уделено мировоззренческой функции философии. Она раскрывается через понятие мировоззрения, его структуру, исторические типы (мифологическое, религиозное, философское). Сравнивая философию с другими науками, раскрывается методологическая функция философии.

Основная литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2009.

2. Алексеев, П.В. История философии: учебник / П.В. Алексеев – М.: Проспект, 2009.

3. Кузнецов, В.Г. Философия: учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова. – М.: Высшее образование, 2009.

4. Философия: учебник / В.Д. Губин [ и др. ]. – М.: Гардарики, 2008.

5. Философия: учебник / А.Ф. Зотов [ и др. ]. – М.: Проспект, 2009.

6. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко [ и др. ]. – М.: Юристъ, 2008.

Дополнительная литература

1. Бессонов, Б.Н. Философия. История и современные задачи / Б.Н. Бессонов.– М.: Норма, 2006.

2. Виндельбанд, В. Что такое философия? // В. Виндельбанд. Избранное: Дух и история. – М.: Юристъ, 1995.

3. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов / В.Г. Кузнецов. – М.: Инфра − М, 2009.

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000 − 2001.

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность философских проблем? Всякое ли знание есть мудрость?

2. Каковы причины возникновения философии?

3. Философское мировоззрение: предпосылки возникновения и отличие от других форм мировоззрения.

4. Как соотносятся философия и наука?

5. Какие разделы выделяются в рамках философского знания? Как они взаимосвязаны?

6. Перечислите функции философии. Как они соотносятся?

7. Каково соотношение знания и веры?

8. Назовите методы философских исследований.

План семинарского занятия

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре

1. Философия в духовной жизни общества. Предпосылки ее возникновения.

2. Философия и мировоззрение. Структура и исторические типы мировоззрения.

3. Предмет, функции и методы философии.

4. Философия и наука. Разделы философского знания, их соотношение.

Темы докладов и рефератов

1. Тип рациональности философского познания.

2. Проблема метода в философии и науки.

3. Философия и религия.

4. Зачем нужна философия филологу, юристу, журналисту?

5. Предназначение философии.

Основные понятия и термины

Гносеология – учение о познании.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания.

Дуализм – учение, признающее наличие в мире двух противоположных начал, составляющих основу бытия.

Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное (сознание).

Материализм − философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание – вторичным.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также основные жизненные позиции, убеждения, идеалы.

Объективный мир – объективная реальность, все существующее независимо от сознания человека.

Онтология – учение о бытии, учение о сущем.

Упражнения

1. Объясните, каким образом данное высказывание Р. Декарта соответствует содержанию предмета философии?

«Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике… Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей. Так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

2. Какое значение для понимания сущности философии имеет это высказывание Г. Гегеля? Как отразились научные открытия на развитии философии? (И. Ньютон, Р. Декарт, А. Эйнштейн).

«Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще случайно по своему содержанию».

3. Какое влияние оказывает философия на формирование Вашего самосознания, Вашей жизненной позиции?

4. Ф. Энгельс сформулировал основной вопрос философии: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».

А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос – вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она этого не стоит, - значит ответить на основополагающий вопрос философии».

Чем объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса?

Можете ли Вы объяснить многообразие представлений об основном вопросе философии?

5. Прочитайте и прокомментируйте отрывок из работы В.С. Соловьева «Исторические дела философии».

«В мире древнем, где челове­ческая личность по преимуществу была подавлена началом природным, материальным, как чуждою внешнею силою, философия освободила чело­веческое сознание от исключительного подчинения этой внешности и дала ему внутреннюю опору, открывши для его созерцания идеальное духовное царство, в мире новом, христианском, где само это духовное царство, само это идеальное начало, принятое под фирмою внешней силы, завладело сознанием и хотело подчинить и подавить его, философия восстала против этой изменившей своему внутреннему характеру духовной силы, сокрушила ее владычество, освободила, выяснила и развила собственное существо человека сначала в его рациональном, потом в его материальном элементе.

И если теперь мы спросим: на чем основывается эта освободительная деятельность философии, то мы найдем ее основание в том существенней­шем и коренном свойстве человеческой души, в силу которого она не останавливается ни в каких границах, не мирится ни с каким извне данным определением, ни с каким внешним ей содержанием, так что все блага и блаженства на земле и на небе не имеют для нее никакой цены, если они не ею самой добыты, не составляют ее собственного внутреннего достояния. И эта неспособность удовлетвориться никаким извне данным содержанием жизни, это стремление к все большей и большей внутренней полноте бытия, эта сила-разрушительница всех чуждых богов,— эта сила уже содержит в возможности то, к чему стремится,— абсолютную полноту и совершенство жизни. Отрицательный процесс сознания есть вместе с тем процесс поло­жительный, и каждый раз как дух человеческий, разбивая какого-нибудь старого кумира, говорит: это не то, чего я хочу,— он уже этим самым дает некоторое определение того, чего хочет, своего истинного содержания.

Эта двойственная сила и этот двойной процесс, разрушительный и творческий, составляя сущность философии, вместе с тем составляет и собственную сущность самого человека, того, чем определяется его досто­инство и преимущество перед остальною природой, так что на вопрос: что делает философия? — мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком. А так как в истинно человеческом бытии равно нуждаются и Бог, и материальная природа,— Бог в силу абсолютной полноты своего существа, требующий другогодля ее свободного усвоения, а материальная природа, напротив, вследствие скудости и неопределенности своего бытия, ищущей другого для своего восполнения и определения, - то, следователь­но, философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному и материальному началу, вводя и то, и другое в форме свободной человечности.

Так вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть он знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, делом великим и для всего мира полезным <…>» («Исторические дела философии». – Вопросы философии. − 1988. − № 8. С. 123 -125).

Тест

1. Предметом философии является

1) природа и ее законы;

2) человек и его месть в мире;

3) общественно-исторические процессы;

4) универсальные законы и принципы.

2. Онтология – это философское учение

1) о бытии;

2) о ценностях мира;

3) о происхождении Вселенной;

4) о доказательствах.

3. Материалистическая точка зрения:

1) сознание – свойство высокоорганизованной материи;

2) сознание – свойство всей материи;

3) сознание материально;

4) сознание человека – проявление мирового духа.

4. «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях» Данное высказывание принадлежит

1) материалисту;

2) объективному идеалисту;

3) дуалисту;

4) субъективному идеалисту

5. О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это − целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

1) мифология;

2) религия;

3) философия;

4) наука.

Наши рекомендации