Критическая философия И. Канта. Критика чистого разума. Единство чувственности и рассудка.
Кант осуществил переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые не характер, а структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. Кант анализирует структуру субъекта для того, чтобы решить вопрос, что же такое истинное знание. Предметом теоретической философии по Кату, должно быт не изучение вещей самих по себе - природы, мира, человека, а исследования законов человеческого разума и его познавательной деятельности. В этом смысле Кант назвал свою философию трансцендентальной. Он назвал свой метод также критическим, в отличие от догматического метода рационализма XVII века предпринять критический анализ наших познавательных способностей для того, чтобы выяснить их природу и возможности. Таким образом, гносеологию Кант ставит на место онтологии, тем самым осуществляя переход от метафизики субстанции к теории субъекта. Создание трансцендентальной философии было ответом на целый ряд трудностей, возникших в науке и философии в XVII и первой половине XVIII века, с которыми не сумели справиться и представители до кантовского рационализма и эмпиризма. Одной из них была проблема обоснования объективного научного знания, прежде всего механики, основанной на математике и эксперименте, предполагавшем конструирование идеального объекта. Для обоснования законности применения математических конструкторов к природным процессам, необходимо было доказать, что процесс конструирования имеет некий аналог в самой природе; для решения этого вопроса Кант меняет саму его постановку. Он спрашивает: “Какими должны быть характер и способности познающего субъекта для того, чтобы предмет познания согласовался с нашим знанием о нем.” Философское открытие Канта состоит именно в том, что основу научного познания он усмотрел не в созерцании умопостигаемой сущности предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты. Кант хочет придти к определению условий, при которых возможно действительное познание, а тем самым - к определению границ действительного познания. Выражение “критика чистого разума” означает критику всего познания к которому можно придти априори, т.е. способом доказательств. Критика чистого разума является критикой “силы разума вообще относительно ко всем познаниям, к которым разум может направляться независимо от опыта и тем самым он является решением относительно возможности метафизики вообще”. В качестве образца “научного” познания Кант принимает Ньютоновское естествознание и математику, и границы познания устанавливаются условиями научно достоверного познания. Кант в “Критике чистого разума” дает подробную критику замыслов предшествующей метафизики. Он решает следующие вопросы: 1. Как возникла “чистая математика”; 2. Как возникло “чистое естествознание”; 3. Как вообще возможна математика; 4. Как вообще возможна метафизика, как наука Этот способ постановки вопроса (постановка вопроса о возможном) Кант называет трансцендентальным, а свои ответы - трансцендентальной теорией. Кант говорит, что ни чувства, ни опыт не могут дать достоверного знания о мире. Чувства вводят разум в заблуждение. Существует априорное (до-опытное) знание и существует опытное (эмпирическое) знание. Говоря об априорном знании, он замечает, что оно не тождественно идеям Декарта: априорны только формы знания, а содержание мы получаем из опыта. Априорные знания имеют свою историю: каждый человек в своих действиях опирается на некое априорное знание, накопленное до него. Априорное знание имеет всеобщий характер, эмпирическое знание единично. Знание выступает как суждение. Суждение аналитично, если в нем нет ничего нового об объекте. Утверждение: “Все тела протяженны,” - не новое знание, т.к. все тела протяженны. Иной пример: “Вчера был дождь,” - это суждение ново, то есть оно синтетическое. Кант ставит вопрос о том, возможны ли априорные синтетические суждения и делает вывод, что они существуют. Примером подобных априорных суждений являются математические аксиомы: “В каждой науке столько науки, сколько в ней математики”. Далее рассуждения Канта касаются научного знания, которое изучается трансцендентальной эстетикой, аналитикой и диалектикой, которые объединяются в аналитическую логику. Рассуждения Канта идут о чувственном знании и о логике. Говоря о чувственном знании Кант выдвигает тезис о существовании априорных форм чувственности. Подобными априорными формами являются пространство и время. Он не противоречит реальности пространства и времени, но ставит вопрос о возникновении этих понятий и приходит к выводу, что они возникли априорно, как продукт воображения. Пространство является внешней формой организации чувственности, в то время как время - внутренней. Пространство и время существуют в субъекте и являются результатом воображения. Однако познание не может ограничиваться суждением. Результатом познания является формирование категорий. Кант критикует как сенсуалистов, рассматривающих рациональное, как результат усовершенствования чувственного познания, так и рационалистов, недооценивающих роль чувств. Кант задает вопрос о том, что такое научное знание и делает вывод, что это синтез разума и чувств, на уровне рассудка, выступающего организатором чувства и мысли. Кант выделяет три ступени синтеза: 1. эвгезия - процесс формирования восприятия и представлений 2. ......... - процесс, связанный с ассоциациями 3. апперцепция - образы, возникшие в человеческом сознании сравниваются с реальной действительностью. Кант делает вывод о том, что мысль не тождественна действительности. Категории возникли не в результате движения от чувственного к абстрактному, а в результате синтеза. Категории - это априорные формы рассудка. Познавательная деятельность человека очень сложна. Бог признается Кантом как логическая категория. В мире вещей не может быть свободы. Свобода существует только в разуме. Человек познает только феномен. Познание носит феноменальный характер. Сущность вещей человек понять не может. По этому поводу Канта критиковали: за признание “вещи в себе” вне нашего сознания - идеалисты; за агностицизм, который он сам, впрочем, отвергает - материалисты. Рассудок всегда впадает в противоречия (антиномии). Пример “Делима или неделима материя?”, “Конечна или бесконечна субстанция?” - ответы на эти дефиниции неразрешимы на основе эмпирического знания. Кант заключает, что человеческий рассудок сам диктует природе свои принципы. Именно в категориях отражается функция рассудка, т.к. категории - не обобщение эмпирических знаний, а априорные формы рассудка. Работа “Критика чистого разума” - первая фундаментальная работа Канта. Другие работы: “Критика практического разума” и “Критика способности суждения”. Три основные способности человека 1. Чувственность ( ощущения ) 2. Рассудок ( способность человека образовывать категории) 3. Разум ( способность формировать идеи ) Достоверное знание получается из синтеза ощущений и понятий. Условие этого синтеза единство самого самосознания человека. В этой структуре нет опыта и нет практики как критерия проверки истинности знания.