Основные эстетические категории: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное. Трагическое и комическое.

Эстетика - наука, изучающая всю область эстетического отношения человека к миру, все стороны освоения человеком мира по законам красоты. Эстетика зародилась около 2.5 т. лет назад, в эпоху рабовладельческого общества - в Египте, Индии, Китае. Большое развитие получила в античной Греции и в Древнем Риме.

История эстетики в собственном смысле началась с формированием научно-теоретической мысли. На первом этапе своего развития, который продлился в Европе до середины 18 в., эстетика не была еще самостоятельной научной дисциплиной и не имела собственного названия. В античности, например, эстетическая проблематика разрабатывалась, с одной стороны, в философских сочинениях (Сократом, Платоном, Аристотелем), а с другой - в трактовках, посвященных теории разных видов искусства (в трактатах Георгия, Горация). Многие идеи античных мыслителей получили основополагающее значение для всего последующего развития европейской эстетической мысли.

Христианская эстетика средневековья обосновывала спиритуалистические (рассматривает дух в качестве первоосновы деятельности, существующего вне материи и независимо от нее) понимание эстетических явлений и трактовала структуру искусства в символическом духе (Августин, Аквинский). Только в эпоху возрождения эстетическая мысль освободилась из теологического плена и стала светской, гуманистической.

В середине 18 в. Баумгартен, последователь Лейбница, указал на необходимость выделения самостоятельного раздела философии, назвав его “эстетика”, т.е. “теорией чувственного познания “. По пути, намеченного Баумгартеном, пошли Кант, Гете, Гегель и т.д.

Гегель определяет искусство как первую и несовершенную форму абсолютного духа. Фейербах пытался вывести красоту непосредственно из физических свойств предметов и явлений, а эстетические чувства и вкусы - из биологических закономерностей, из “природы” человека. Свое высшее развитие домарксистская эстетика получила в трудах русских революционных демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Проблематика и задачи марксистско-ленинской эстетики определяется главным образом тем, что ее специфический предмет - эстетическое освоение человеком мира - состоит из 3 -х неразрывно связанных между собой сторон:

1) эстетического в объективной действительности;

2) субъективно-эстетического (эстетическое сознание);

3) искусства.

Эстетика изучает сущность, закономерности и конкретные проявления всех этих сторон в их диалектическом единстве.

Основными эстетическими категориями является прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Прекрасное - характеризует такие свойства явлений природы, общественной жизни, человеческой деятельности, которые способны вызывать в человеке бескорыстную любовь, чувство радости, свободы.

Безобразное - понятие эстетики, отражающее такие свойства явлений, которое враждебно противостоят прекрасному и обнаруживают всю свою несостоятельность, необходимость уничтожения в процессе исторического развития.

Для идеалистической эстетики источником прекрасного служит сознание, человеческое или сверхчеловеческое (бог, абсолютная идея). Материалисты видят источник прекрасного в самой действительности, воздействующей на сознание человека. Марксистская эстетика также стоит на позициях материализма, но материализма диалектического. Считая прекрасное существующим в действительности, она, однако, не сводит саму действительность лишь к чисто природным качествам предметов. В практической деятельности и выявились те свойства явлений, которые люди воспринимают как прекрасное. Почему, например, такие в биологических отношениях сходные насекомые, как пчела и оса, эстетически воспринимаются по разному, хотя жалят они одинаково неприятно? Очевидно, что эстетическая оценка пчел обусловлена тем значением, которое они имеют в человеческой жизни. Прекрасное выражает не лично-потребительскую, а общественно-практическую ценность явлений, их духовное значение для человека. Свойством прекрасного обладает прежде всего ТРУД, как свободная, творческая, общественно-значимая деятельность. Прекрасны также результаты такого труда. Достоинством прекрасного обладают высокие моральные качества людей, проявляющиеся в конкретных поступках и действиях. Эстетическое восприятие безобразного не может быть без эстетического идеала, ставящее “ на свое место” безобразное в жизни и в искусстве. Безобразное, обнаруживая нелепость своего существования, является комическим и возбуждает смех. Но оно становится уже не комическим, а отвратительным, если представляет собой прямую угрозу прекрасному.

Возвышенное - характеризует прекрасные явления, которые отличаются необычайной значительностью и могуществом, возбуждают поэтому чувство радостного изумления, восхищения и воодушевления, причем форма возвышенных явлений может не быть внешне красивой. Возвышенное в природе все то, что превышает масштаб обычных, соразмерных с человеком явлений и предметов, но в то же время не подавляет, а возвышает. Возвышенное в обществе - явление, люди, события, их свершения и героические влияния.

Противоположность - низменное.

Трагическое - понятие, отражающее эстетическое значение большого страдания или гибели. При трагическом мы испытываем чувство сострадания, скорби. Прекрасные возможности в любом человеке, задушенные условиями жизни, делают его трагическим лицом. В трагической ситуации красота людей, явлений проявляется с необычной силой и особенно ярко и остро запечатляется в памяти. Поэтому через трагическое раскрывается прекрасное.

Комическое - понятие, отражающее эстетическое значение явлений, сущность которых противоречит логике развития жизни. Комическое есть смешное, но смешное лишь тогда поднимается до уровня комического, когда оно не определяется формальными нелепостями, носящими внешний характер (случайное падение человека в воду), а выражает общественное содержание.

Понятие эстетичности неодинаково у разных народов и зависит от эпохи.

Эстетика подвержена процессу развития, следовательно она меняется во времени.

Вне человека эстетики не существует.

Эстетическая оценка объекта зависит от эстетических идеалов которые сформированы у субъекта.

Эстетические идеалы меняются на протяжении жизни человека.

Эстетический идеал - идеал должного на уровне обычного сознания возникающий из объективной

неудовлетворенности человеком его жизнью.

Человек дает эстетические оценки сравнивая рассматриваемый объект со своим субъективным

эстетическим идеалом этого объекта.

Но, очевидно, существуют и общественные эстетические идеалы, которые принимаются большинством людей.

Наши рекомендации